«ВСТРЕ­ЧА С КУК­ЛОЙ — Э­ТО КАК ЦЕ­ЛАЯ СВАДЬ­БА»

Театральный педагог Валерий Дмитриевич Кирюнин приехал в Кировский театр кукол по приглашению главного режиссера театра Елизаветы Гордеевой для проведения многодневного мастер-класса по работе с гапитной куклой. Мастер-класс проводится в преддверии ноябрьской премьеры спектакля «Ночь перед Рождеством», в котором будут использоваться тростевые куклы.

Валерий Дмитриевич Кирюнин – актёр, театральный педагог и режиссёр. Начинал актёрскую деятельность в 1960-е учеником актёра в Читинском театре кукол. Окончил Иркутское театральное училище и Восточно-Сибирскую академию культуры (город Улан-Удэ). Стоял у истоков рождения профессионального театра кукол в Бурятии. С 1973 актёр в Иркутском областном театре кукол. С 1982 по 1991 и с 2001 по 2005 преподавал в Иркутском театральном училище, в филиале Хабаровского института искусств (город Благовещенск); в Кемеровском государственном университете культуры и искусства вёл курс «Мастерство актёра с куклой».

Валерий Дмитриевич, расскажите нашим зрителям, что такое гапит? Почему умение с ним работать так важно для актера-кукловода?

– Гапит — это особый механизм, механическое устройство, которое оживляет куклу. Особенно это важно для верховой куклы, которая находится над ширмой. Благодаря гапиту, кукла оживает: двигается её голова, поднимаются руки, поворачивается корпус — она становится, словно живым существом, похожим на человека.

Внутри этого механизма есть мотор?

– Ни в коем случае! Мотор куклы — это рука актёра-кукольника. Он держит гапит внутри куклы и управляет ею. Одна рука управляет куклой, а вторая — тросточками, которые оживляют руки этой тростевой куклы.

Управление гапитной куклой — самое сложное умение в театре кукол?

– Гапит один из самых сложных механизмов, при помощи которого оживает кукла. Есть и другие устройства, например, вага, которая используется для оживления марионеток. Сегодня придумано много способов, чтобы кукла оживала на сцене, и каждый из них неповторим.

Получается, что актёр одной рукой управляет корпусом куклы, руками, ее глазами, губами. Это очень сложное устройство! Как актер может одной рукой оживлять всю куклу?

– Да, это требует очень тонкой и точной работы. Нужен талант. Каждый пальчик актёра, работающего с гапитом, должен быть автономным, управлять всеми его элементами, создавая микродвижения и микромимику куклы.

Такое умение необходимо доводить до автоматизма?

– Безусловно. Актёр не должен думать, каким пальцем, что делать. Это должно происходить автоматически. Вот как у музыканта: если он будет задумываться о том, куда поставить палец, он не сможет играть. Точно так же и кукла не оживёт.

Нужно ли актерам «подключать» сердце к рукам?

– Обязательно! Без этого нет смысла. Это нечто, что передаётся через руку, через гапит. Для актёра-кукольника очень важно передавать свои душевные переживания через куклу. Без сердца всё теряет смысл, как и в любом искусстве.

Актёры нашего театра имеют профессиональное образование и умеют управлять куклой. Почему им нужно постоянно учиться, тренироваться?

– У каждой куклы есть свой уникальный образ. Подход актера к оживлению куклы тоже должен быть уникальным, как при первой встрече. Если не встретишься с куклой, она не оживет ни для тебя, ни для зрителей.

То есть одна из задач вашего многодневного мастер-класса помочь актёрам находить уникальный подход к каждой кукле?

– Совершенно верно. Свежий взгляд помогает открыть, понять характер куклы, увидеть ее новые стороны. Встреча с куклой — это как целая свадьба. Если не понять желания куклы, и она не поймёт ваши, ничего не получится. Живая энергия не будет транслироваться в зал. «Свадьба» может не состояться, и кукла не пойдёт к тебе навстречу, если ты её не разгадаешь, если не разгадаешь её желания. Без этого просто нельзя. Это Любовь, постижение друг друга. Актер призван постичь существо куклы. И тогда появляется нечто большое. Намного большее, чем просто игра.

Для театра кукол очень важны символы и метафоры. Почему они так усиливаются в театре кукол?

– Потому что не все подвластно человеку, его природе, его физике, не хватает средств выразительности высказаться, поэтому в руках появляется символ, метафора. А кукла, не подробная такая кукла, а кукла как архетип, в которой доминирует какая-нибудь одна мощная черта характера. Такая кукла может стать символом, усилить мысль, художественное впечатление. Перевоплощение, подача символа в театре кукол — сложный процесс. У меня, например, была встреча с комбинированной перчаточной куклой из спектакля «Голубой щенок». Гапит у нее был сделан в голове, а руки были просто варежки. И вот мой первый ожог, первое душевное потрясение связано с этой куклой. Актер водил в спектакле Голубого щенка. Я не понимал тогда, что со мной происходит, но знал, что вот это неживое существо Голубой щенок становится символом, знаком. Это стало для меня обжигающей встречей с самим существом Жизни, с ее глубокой сутью. Ты понимаешь, что Голубой щенок ненастоящий, сделанный из проволоки и ткани, но благодаря символу-кукле и игре актера, ты веришь в обжигающую встречу этого существа с жизнью. Щенок, загнанный в угол, не знающий, что делать, трясущийся от страха… Ты все это сам чувствуешь. И не надо словами ничего объяснять ничего. Это было мощно!

Как работа с куклой повлияла на ваше мировоззрение?

– Театр кукол вошёл в мою жизнь как потрясение. Вспоминаю свое послевоенное голодное детство: впервые увидев кукол на сцене, я был поражён. Это был спектакль «Легенда о воле», и куклы произвели на меня такое сильное впечатление, что до сих пор это ощущение живет во мне. Я – мальчишка сопливый, бесхозный, забрёл случайно в какой-то клуб, попал в зал. В зале сидели мои сверстники, девчонки и мальчишки. Смотрю, какая-то ткань натянута через всю сцену. Сверху по ней ходят какие-то существа похожие на людей, разговаривают друг с другом. Да что же это такое, думаю? А потом одна из кукол внезапно навзничь падает на спину. И я смотрю, что же такое, почему она падает? А на шее у этой упавшей куколки крестик висит. Этот крестик до сих пор перед моими глазами. Я думаю, боже мой, что же это такое? И вот это был сильный ожог! Театр кукол обладает какой-то магией невероятной. Он умягчает сердце человека, делает его трепетным к жизни. Я со своими студентами ходил в областную детскую больницу, где дети лежат с онкологией. Тяжёлые, очень тяжёлые. Они лежат в специальных боксах. У каждого слабая нить между жизнью… и так далее. Тихо, тихо в палате. Мы детей стараемся порадовать игрой кукол. Один мальчик сидит на руках у мамы. Он не обращает на нашу игру никакого внимания, безразлично смотрит. А у одной студентки была кукла-марионетка с деревянными ручками. Она подошла к мальчику и положила кукольную ручку ему на колено. Этот пацан болящий вздрогнул, обратил внимание, ожил, улыбнулся. Для меня это было чудо! То есть получается, что театр кукол способствует тому, чтобы мы относились к жизни как к чуду. Он детям и взрослым открывает огромный и удивительный мир через куклу, и кукла помогает, учит понимать, что такое добро и зло, жадность и щедрость и так далее, и так далее.

Вы много ездите по России, работаете с разными театральными коллективами. Как вам удаётся находить с каждым коллективном дружеское взаимодействие?

– По-разному. Притираемся, присматриваемся друг к другу. Это тонкий процесс, но главное — договариваться и находить общий язык. Ведь каждый актёр уникален, к каждому нужно найти свой подход.

И всё же, вам удаётся наладить взаимодействие?

– Главное — не думать о себе как о мастере, который всех научит. Боже упаси! Это процесс договорённости, поиска тонких вещей.

25 лет назад доцент Иркутского педагогического университета Сергей Захарян сказал о вас как о счастливейшем человеке. Его слова очень убедительно прозвучали.

– Да, да, счастье мое продолжается.

Валерий Дмитриевич, можете поделиться с нашими зрителям секретом счастья?

– Счастье, когда ты идёшь на творческую встречу с удовольствием и прощаешься тоже с удовольствием. Театру я отдал много десятилетий своей жизни. Смею так говорить, ну вот так самонадеянно. Занимаюсь, живу театром с самого детства, но я не перестаю задавать себе вопрос: «А что и кто ты вообще, Валера? Счастлив ли ты?» И сам себе отвечаю: «Господи, да!» Я бы всем такое счастье пожелал, когда ты встречаешься и когда твои встречи, твоя работа держится на любви, уважении, на огромном интересе к Жизни.

Что вы пожелаете нашим зрителям и актёрам?

– Что можно пожелать пожилым и молодым жителям древнего города, в котором появился удивительный дворец – Кировский театр кукол? Это уже сказка! Это уже такая незабываемая встреча, невозможная! Желаю от всей души тем, кто работает, служит в этом дворце-театре оправдать доверие высокими, глубокими, проникновенными спектаклями, которые попадают, должны обязательно попасть в сердце зрителя. Жителям же Кирова я желаю к древнему искусству театра кукол относиться серьёзно и с уважением.

Беседовал Андрей Антонов.
Фото Дмитрия Размахова.