УМ­КА И ДРУ­ГИЕ ХО­РО­ШИЕ ЗВЕ­РИ

"Театр кукол", в отличие от взрослых двух, работает бесперебойно и выпускает один спектакль за другим – детей ведь надо все время куда-то водить. Буквально на днях нам показали некогда прославленный, восстановленный во всей красе спектакль Вадима Афанасьева (художник Любовь Борисовская) «Айболит». В свое время то был зрительский хит, а сам маленький зритель – еще внимателен и хорошо воспитан. В наши дни это не только дань уважения к мастеру и всему его славному роду, но и тренд времени: всенародная любовь к медработникам, которые как могут, в условиях хорошо оптимизированной медицины, спасают нас от смерти.

Таков же и Айболит, подобно богу творящий чудеса: раз – и огнестрельной раны у зайчика как не бывало. Два – и доктор с помощниками поехали в Африку, куда такси не ходит, зато всегда рядом ездовые волки, дружественные орлы и огромный скалозубый кит. А в Африке, а в Африке – это вообще какое-то светопреставление, там Бармалей и его банда, на задницу которых всегда найдется большущий шприц, там глупые мартышки и множество других зверят, которых придется лечить, в том числе насильственно (вот бы и нам так!).

Спектакль построен по технологии компактной ширмы, тростевых кукол и нескольких пейзажных задников, складывающихся книжкой (нет сомнения, что в свое время он был передвижной и радовал детишек из районов). Ныне смотрится как некий довольно простенький раритет, впрочем, все равно очень веселый и динамичный. Текста на весь спектакль у Корнея Чуковского не хватит, но он есть у советского писателя А.Усачева, который написал свое авторское произведение для сцены, немного основывающееся на чуковской классике – но лишь немного. Прелестная, наивная сценография – это и мордочки зверей, нарисованных на ширме; когда звучат песенки, красные ротики хором открываются.

Совершенно по контрасту с этим по сути наивным искусством выглядит спектакль «Умка», инсценировку к коему написали (руководствуясь сценарием Юрия Яковлева для одноименного мультфильма ) завлит театра Андрей Антонов и главреж Наталья Красильникова. Это – уже высокое искусство театра кукол с прихотливой медитативной эстетикой декораций и действия, сложными стилизованными костюмами и пластикой народов Севера в живом плане, с изысканным музыкальным оформлением и отдаленным, идущим из глубины ледяной пустыни звуком голосов (медвежонка Умки и его друга, мальчика Айхана, с их чадолюбивыми мамашами, медленно и убедительно объясняющими свои любимым чадам устройство мира.) Очень красивый, поэтичный и глубокомысленный спектакль – для внимательного зрителя. Режиссер Н. Красильникова, художник А.Ерманов, композитор А.Кормщиков, хореограф А.Соловьева.

Людмила Нагаева
//Наблюдатель-онлайн. – 2021. – 29 января.