СОЛ­НЦЕ ПРИШ­ЛО И В НА­ШЕ О­КОШ­КО

18 сентября в театре кукол на большой сцене состоялась премьера спектакля «Крошечка-Хаврошечка».

С первой сцены спектакль «Крошечка-Хаврошечка» (режиссер-постановщик Наталия Красильникова) берет зрителя в теплые руки. Откуда-то издалека, из неведомых далей, три женщины, три мойры, сходят на землю и начинают прясть жизненные нити людей и народов. Они поют – и ты понимаешь, что это не просто ладная песня, а трогательный рассказ о счастливой судьбе одной маленькой девочки, а, возможно, и о каждом из нас...

И вопросы-вопросы: почему одним – все, а другим – ничего? Почему такие разные у людей судьбы? Кто распоряжается богатством и бедностью, знатностью и малостью, здоровьем и болезнями? Почему все так странно, нелогично?

Жила-была сиротка, за малый рост все называли  ее Крошечкой-Хаврошечкой. Небольшая, молчаливая, но скромная и расторопная, многим она нравилась, но именно за трудолюбие и ласковую отзывчивость невзлюбила Хаврошечку сварливая Мачеха со своими ленивыми дочерьми. День-деньской заставляла Мачеха сиротку работать. Хаврошечка и еду готовила, и воду носила, и по дому прибиралась, и пряжу пряла, и наряды для сестер ткала. А ни одного доброго слова в ответ не слышала. Еще немного и совсем бы девочка извелась, истаяла, если бы не придумала для нее неблагодарная Мачеха тяжелое испытание.  Придумать-то она придумала, но тут в спектакле и начинаются настоящие чудеса. Без кудесников, без заклинаний, без волшебных палочек и шапок-невидимок.  Все чудеса в спектакле творит одна Коровушка. Ей одной дано в этой старинной истории сглаживать жизненные углы и ткать счастливый узор на рушнике судьбы.

Все испытания судьбы Крошечка-Хаврошечка преодолевает не угрюмым сопротивлением, а любовью и великодушным терпением. В этом заключается ее сила и «сверхспособность».  И эта кроткая молчаливая сила льется в зал с первой минуты спектакля.

В спектакле тесно переплетаются символика и реальность, светлый месяц в небе становится уютной колыбелью или крепкими рогами Коровушки.  Под  ее защитой, как под небесным покровом,  девочке ничего не страшно. И все чудеса происходят с ней просто и естественно, как дыхание ветра, как сон в летний день.  Сказочный мир на сцене воплощается легко, а мир бытовых вещей и событий запросто перетекает в область таинственного и невероятного.

Атмосфера в спектакле получилась уютная, почти домашняя. Родовая память легко пробуждается, и сердца зрителей охватывает радость от всего происходящего.  Сценографию спектакля художник-постановщик Анна Кривошеева построила на старинных элементах народного быта, а композитор Андрей Кормщиков использовал вятское песенное искусство, чтобы   музыкальный строй постановки соответствовал экзистенции одной из древнейших  сказок. Спектакль взял от любимой одноименной сказки «Крошечка-Хаврошечка» и народной культуры все самое родное и самобытное.  Светлый и цельный характер Хаврошечки мягко сияет в каждой сцене.

Анна Кривошеева подытожила свою работу над спектаклем: «Постановка сказки «Крошечка-Хаврошечка» – это наша первая работа с режиссером Наталией Красильниковой. Мы хотели не просто создать русский стиль, а связать историю с вятским фольклором. Конечно, постановка в таком стиле для меня не первая, поэтому определённые идеи сразу появились в голове. Для вдохновения я изучала историю Вятского края, элементы культуры. Здесь и родилась идея с созданием прялок, за которыми прядут историю три рассказчицы. Нить – это своеобразный образ, показывающий череду раскрывающихся событий».

Образ Коровушки получился в спектакле очень теплый, материнский.  Мы понимаем, что с первых дней жизни сиротки она заботится о ней, согревает ее своим дыханием. Коровушка жертвует собой ради счастья Хаврошечки. Жертвует просто, без раздумий, как земля-мать, питая нас своим молоком и кровью.

Чувствует Коровушка – трудная судьба предстоит Хаврошечке на земле. Но она поможет, она всему научит, главное только, чтобы выросла девочка отзывчивой и доброй. Нельзя не отметить и интересную хореографию спектакля. Этим зрители обязаны Аглае Соловьевой, сумевшей в танцах передать  ласковое обаяние женской души; показать на сцене возвышенную целомудренность.

Злоба душит неправедное семейство Мачехи, пакости ей сообща творит, насмехается, завидует, черной работой неподъемной томит. Зритель искренне сочувствует девочке, попавшей в беду, но с удивленной радостью смотрит как талантливо актрисы, играющие родных дочерей Мачехи, воплощают на сцене образы самодовольных сестричек.

Прекрасны все три сцены сна Хаврошечки подле Коровы. Они до краев, как подойник с молоком, наполнены красотой и нежностью. Девочка спит, тревожно вздыхает во сне, видно, что и во сне ее душа помнит какую невыполнимую задачу задала ей Мачеха. А Коровушка творит нити, несуетливо прядет, ворожит белым светом ее заветную судьбу, а вовсе не свадебные наряды для старших мачехиных дочерей. На легком месяце-лодочке катается во сне Хаврошечка в окружении звезд. Далеко от сердца отходят все заботы и горести.

И зрители созерцают и понимают: не только Земля для них Мать, но и весь ночной мир наполнен для человека материнским началом, новой неизведанностью событий и встреч. Он колыбель, чрево прошлой и будущей жизни для каждого из смертных и рожденных.

Увы, недолго длилось это утешение – последняя из дочек Трехглазка разоблачает Хаврошечку. Старуха сразу хочет зарезать Коровушку.

Бежит Хаврошечка к Коровушке: 

- Коровушка-матушка! Тебя хотят резать. 

- Ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай».

 Жизнь человека на земле трагична, не только человека, но и любого живого существа, в том числе и Коровушки, никто не защитит от внезапных болезней, наводнений, землетрясений, камней с неба, потери близких и собственной смерти.  Примириться с этим можно, жить с этим – необходимо, но кричать гневные слова и бросать камни обратно в небо, в созвездия – глупо и бесславно.

Хаврошечка это понимает и не устраивает истерик. Но Завет Коровушки исполняет в точности, она не принимает участие в поедании Матери-Земли, она не людоедка, ибо Земля – это мы. «Не вари козленка в молоке матери его» это природный закон, нарушающие его – вне круга жизни. 

Стоит еще заметить: Трехглазка осталась без свадебного платья. Так злоба делает человека тупым и недальновидным. Старуха повелела зарезать «курицу, несущую золотые яйца», Коровушку, которая могла бы бесконечно обогащать всю ее семейку и совершенно бесплатно. Удивительно и то, что никто из семейства Мачехи даже в голову не взял: откуда у них такая мудрая Коровушка? Как такое возможно, чтобы она сама придумывала и ткала красивые свадебные наряды?  Ирреальность человеческого зла очевидна; конечно, маленький зритель таких слов пока еще не знает, но зато – прекрасно все чувствует!

Повторим: Коровушка жертвует собой ради счастья   Хаврошечки. А что сделала для Коровушки сама девочка? Ничего! Ничем особенным она  ее  не облагодетельствовала. Коровушка  отдала себя всю ради сиротки просто так – жертвенно. Как и Мать – сыра земля отдает себя нам. Коровушка знала, ведала, что душа у девочки чистая и добрая, любящая и тоже жертвенная, но «такие-то и наследуют землю», такие-то и наследуют счастье!

Из коровьих косточек вырастет яблоня, на ветках нальются красные яблочки. Любовь не знает преград природы, генетика ей не указ. Любовь нарушает пределы природы, преображает мир и творит свою счастливую историю на земле, не для всех, но творит. Поэтому совершенно логично появление Елисея, который увозит Хаврошечку в светлую даль. И ни на кого не злится, впрочем, как и его юная невеста.

Не нужно  натружено гадать о смысле спектакля — сердце без слов все сразу понимает. Это вечная наша история: родная земля в образе матери-коровушки никогда не оставит в беде своих терпеливых детей. Она готова тихо, жертвенно перевоплотиться, принять иной образ, прорастая под небом волшебным деревом, чтобы каждая добрая душа получила по золотому яблоку.

В спектакле есть удивительная правда о чем-то самом важном и таинственном в русской жизни. Тысячи раз уже отдавала свою жизнь эта безответная коровка за своих детей. Тысячи раз она возвращалась плодоносящей яблоней к тем, кто ценит в жизни не власть и силу, а милосердие и цельность открытого сердца.

А мойры-пряхи продолжают петь свои дивные песни. Какую нить из кудели они вытянут  для каждого из нас – неведомо…

А. Антонов