"ПРОС­ТО­ДУР­СЕН» – У­ЧЕБ­НИК ПО ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ ДЛЯ ДЕ­ТЕЙ И ВЗРОС­ЛЫХ

10 июля в театре кукол состоится летняя премьера спектакля «Простодурсен. Зима от начала до конца» по книге норвежского писателя Руне Белсвика. Он автор любимых в России книг о Приречной стране и ее странных обитателях: Простодурсене и Утенке, Ковригсене, Октаве, Сдобсене, Пронырсене и других, с «говорящими» и «неговорящими» именами.

Для многих российских читателей «Простодурсен» уже стоит в одном ряду с историями о Винни-Пухе, мумми-троллях и сказками Сергея Козлова о Ежике, Зайце и Медвежонке. Присоединяйтесь! Несколько лет назад Руне Белсвик приезжал в Россию и встречался с читателями в Детском зале Библиотеки Иностранной литературы в Москве. Давайте и мы познакомимся поближе с писателем Руне Белсвиком, чтобы спектакль по его замечательной книге стал для нас еще интересней и глубже.

 

С чего все началось?

Руне Белсвик:

– Все началось с того, что мы с моим пятилетним сыном потеряли книжку, которую читали. Надо было искать выход из трудного положения. И мы стали сами сочинять историю. Сын, конечно, хотел, чтобы это была страшная книжка, чтобы в ней были львы и опасные приключения. А мне хотелось, чтобы это было что-то спокойное из обычной жизни. Я спросил себя: «Что нас двоих связывает? Наверное, то, что мы отец и сын». И еще я подумал, что самое главное событие, какое произошло в моей жизни и изменило меня, — это то, что я стал отцом. И я решил об этом написать. Вообще сын любил всякие развлекательные книжки и программы. А я как отец немного беспокоился. Я задумался, почему ему нравится такое. Наверное, потому, что чужие приключения не заставляют его думать. Хорошо бы ему прочесть книгу про себя — про то, что он немного стеснительный, что ему не так легко найти язык с другими детьми. А вместо этого он хочет, чтобы в книге на всех нападали львы. Тогда на фоне этой огромной проблемы такие мелкие неприятности как собственная робость отойдут на второй план. И я решил, что это шанс написать книгу о том, как нелегко людям справляться с повседневными задачами: просто жить, вступать в отношения с другими людьми.

Кроме написания книг вы работаете ассистентом в доме, где живут люди с ментальными особенностями. Эта работа вам как-то помогает в литературном смысле?

– Когда ты много общаешься с людьми, которые слабее тебя, которые не могут обходиться без посторонней помощи, ты понимаешь, что вообще-то мы все не можем быть одни. Нам всем нужна помощь — это очень взаимная вещь. Научаешься видеть, что есть более слабые люди, что они такие же прекрасные, как все остальные, что у них такие же мысли, чувства, и у каждого из них своя история. Они что-то любят, что-то не любят. Когда в Норвегии ты занимаешься такого рода работой, ты даешь подписку о неразглашении, поэтому брать напрямую какие-то вещи я не могу. С другой стороны, когда пишешь историю о Простодурсене, используешь всего себя и весь свой жизненный опыт, включая и рабочую его часть. Все, о чем ты думал, что переживал, — все постепенно переходит в твои книжки.

Взаимоотношения героев «Простодурсена» — готовый учебник по психологии. Их проблемы и конфликты абсолютно универсальны и очень узнаваемы. Вот, скажем, Сдобсен спрятался под кроватью, потому что ему кажется, что его никто не любит, и таким образом он хочет привлечь внимание. Вот Пронырсен работает не покладая рук и считает других бездельниками, но при этом завидует их праздникам. Это так?

– Я помню, что когда был ребенком, было не принято говорить с детьми или даже в присутствии детей о каких-то сложных вещах. К сложным вещам относились даже тяжелые чувства. Это было абсолютное табу. Я помню, что из-за этого в детстве взрослые казались мне очень далекими, чужими и малопонятными. Поэтому когда я сам стал отцом, я счел, что важно делиться с детьми всем — в том числе чувствами, в том числе тяжелыми чувствами. И мыслями — в том числе непростыми мыслями. И когда я писал «Простодурсена», я писал его исходя из установки, что с детьми нужно разделять все — простое и сложное.

В России сформировалось что-то вроде клуба поклонников «Простодурсена» среди взрослых и даже бездетных взрослых. «Это прямо про меня», — говорят они. Вы знаете об этом?

– Нет. Чувства с годами меняются очень мало. Когда я плачу — я плачу так же, как я плакал в детстве. Когда я чувствую себя одиноким — это почти такое же чувство, какое я испытывал в детстве. Разница состоит в том, что я испытал все это уже много раз, а в детстве это все непривычно и поэтому острее. Но по сути чувства не меняются. И это дает возможность детям и взрослым читать одну и ту же книжку.

Помню, был у меня период, когда я читал «Простодурсена» по радио. И мы получали очень много писем. Писем от взрослых тоже было очень много. Они писали, что опоздали на работу, потому что не могли оторваться — должны были дослушать. Но главной нашей аудиторией скорее были семьи, которые читают и слушают вместе с детьми, и каждый берет из текста что-то свое. Но все же любовь взрослых к «Простодурсену» была для меня немного неожиданной, потому что я писал его все же как детскую книжку. Но так, чтобы мне самому было интересно. И это привело к тому, что ее читают и взрослые тоже. Это хорошо. И это очень понятная вещь. Скажем, когда человек рос, нельзя было говорить с детьми о серьезных вещах. И вот теперь он как взрослый наконец дорвался и может прочесть написанное детским языком и решить свои детские проблемы. В детстве он мог чувствовать себя одиноким, немного брошенным из-за того, что его отталкивают и не дают сформулировать то, что он переживает, — и теперь он может об этом прочесть, и постаревший одинокий ребенок в нем радуется этой возможности.

Подготовлено по материалам сайта: lenta.ru