В преддверии премьеры музыкального спектакля "Хочу быть медведем", который создается по пьесе кировского драматурга Дениса Смирнова, мы взяли интервью у режиссера-постановщика из Санкт-Петербурга Дениса Соколова и вот, что он нам рассказал:
- Существует давняя идея: для человека важно в любых обстоятельствах быть самим собой, хранить свою идентичность. А в вашем спектакле малыш-коала хочет быть медведем. Возникает вопрос: он, действительно, хочет быть медведем или за этим скрывается какое-то другое желание, стремление?
Денис Соколов: Желание маленького коалы «стать медведем» не стоит воспринимать буквально. Это попытка найти себя среди тех, кто кажется ему близким по духу, на кого хочется быть похожим. У детей и молодых людей бывает такое понимание – походить на старшего товарища из соседнего дома, воспринимать черты характера кого-то из взрослых, тянуться к тому, кто соответствует моему внутреннему самоощущению. «Я хочу быть медведем» – это не стремление перейти в другой животный вид, сменить шкуру, зашить сумку у сумчатого медведя и побрить уши. В спектакле наш малыш по характеру совсем не коала. Он может постоять за себя, а главное – делает все возможное и невозможное, чтобы добиться поставленной цели.
- Почему в ленивом мире коал вдруг появился такой энергичный герой?
Денис Соколов: Как говорится, в семье не без гения. Почему в обычной семье появился Александр Сергеевич Пушкин? Возвращаясь к нашему малышу, скажу так: потому что надо было в устоявшееся семейство коал внести немножечко сумбура, а для настоящих медведей это тоже опыт: они посмотрели на малыша-коалу сказали: «О, мы так похожи! Давайте дружить».
- В спектакле будет момент, когда малыш-коала вернется домой в австралийский лес победителем Зимних медвежьих игр?
Денис Соколов: Нет. А зачем?.. Он следует за своей мечтой, а не ради тщеславия. Коала хочет для себя доказать, что он среди медведей как свой. Он себе доказал, что смог? Доказал. Он знает, что он – коала, но у него теперь есть друзья-медведи. Он принят в их сообщество, но не как медведь, а как коала. Просто у него медвежий характер.
- Вы сами написали восемь песен для спектакля. Почему для спектакля понадобились песни?
Денис Соколов: Музыка в любом спектакле, особенно в детском, выражает эмоциональное состояние героя, его мысли. В каждой песне рассказывается о том, что только что было или ситуативно, например, медведи поют гимн открытия Зимних медвежьих игр.
- Бытует мнение, что не надо состязаться, не надо никаких соревнований, дескать, это все агрессия: надо радоваться жизни, путешествовать, в общем, жить на всю катушку.
Денис Соколов: Сцена подразумевает драматургию, в которой обязательно конфликтное существование. И на сцене мы следим за борьбой между героями. Нам необходимо в спектакле за чем-то следить, за кого-то переживать. И это переживание даёт конфликтное существование в сценической жизни.
- А в жизни надо бороться, состязаться или все-таки лучше уступать, не стремиться к первенству?
Денис Соколов: Я не специалист в жизненных ситуациях, я больше в сценических. Каждый решает сам и выбирает для себя по силе и по воле.
- Денис, а лично вы, если бы условно были «коалой», поехали бы на зимние медвежьим игры?
Денис Соколов: В детстве я бы поехал. А сейчас кому и что доказывать, когда я знаю, кто я есть? Это в детстве, в юности нужно порой доказывать, что ты не пустое место. А когда ты уже вырос, к чему все это? Если у меня есть вопросы, то я иду их решать. Моя жизнь с театром связана, она строится на преодолении. Я всегда вопреки существую, всегда какая-то борьба в жизни идет.
- То есть вы внутри этих условных «Зимних медвежьих игр» игр живёте?
Денис Соколов: Да, в некотором смысле. Все время прохожу испытания. В театре кукол полно сложных обстоятельств, связанных с куклами, со светом и звуком на сцене, с реквизитом. «Ой, тут сломалось. Ой, тут порвалось, отпало. Ох, актер заболел, срочно нужно делать замену». Но мой спектакль, обращенный к детям и родителям, не о борьбе за первое место, не о состязаниях. Спектакль «Хочу быть медведем» - мой призыв, мой крик, если хотите, чтобы мы были внимательны друг к другу. Да, мы встречаем друг друга по одёжке, «по меху», а провожаем по уму, по силе, по характеру. За «мехом» может открыться что-то совсем иное, особенное. Нужно учиться соответствовать своему внутреннему миру, а не тому, что от тебя ожидают. Мы сегодня зачастую общаемся друг с другом, как с функциями, общаемся, как потребители. А нужно, чтобы мы общались, как человек с человеком. Надо всюду привносить в общение человечность, особенно в семью, а не функциональность. Я не кормилец, я – отец. Я – мать, а не уборщица и посудомойка. Понимаете?
- А ребёнок кто будет в этой человечности?
Денис Соколов: Он еще не знает, кто он. Ребенок только познает мир. Он пока условно «коала». Он хочет быть то водолазом, то тигром, то космонавтом. А кем он станет – время покажет. Главное, чтобы он хотел кем-то стать, не превращался в функцию, чтобы он жил полной жизнью. Для него в нашем спектакле будет хороший пример.
Беседовал Андрей Антонов.