ПРИ­РЕЧ­НАЯ СТРА­НА ЕСТЬ У КАЖ­ДО­ГО

В преддверии летней премьеры спектакля «Простодурсен. Зима от начала до конца» режиссер-постановщик Дмитрий Вихрецкий ответил на несколько интересных вопросов о своей новой работе в Кировском театре кукол и поделился мыслями о прекрасном цикле сказок Руне Белсвика, взятом за основу театральной постановки.

Дмитрий, с 21 июня в малом зале театра кукол вы начали финальный этап репетиций спектакля «Простодурсен. Зима от начала до конца». Во время репетиций на сцене можно увидеть, кроме кукол и декораций, несколько небольших столов, видеокамеру, проекционный экран и самую современную видеоаппаратуру. Ясно, что в спектакле будут какие особые спецэффекты. Такая подача материала вызвана художественными особенностями самой книги Руне Белсвика или вам захотелось творческого эксперимента, попробовать что-то новое? Можно этот спектакль поставить, например, в ширме?

– Трактовать книгу, выбирать стилистику спектакля можно как угодно и сколько угодно. Это зависит от режиссера спектакля. Мы с художником Викторией Ельцовой увидели его в таком ключе.

Для спектакля вы придумали целый глобус страны…

– В этом есть и некоторая ирония, и определенный символ. То, что мы не видим, становится заграницей, областью неизведанного, как, например, для Сдобсена, одного из героев спектакля. Глобус статичный. По сути это сферическая карта, благодаря ей, зрителям будет понятно, кто и куда из персонажей идет в данный момент. На глобусе будут загораться лампочки, указывая, где сейчас происходит действие.

Интересное решение! Расскажите, пожалуйста, подробней о видеотехнологии в спектакле.

– Это гибридная видеотехнология. Зрители будут сидеть в зале, и видеть на сцене актеров, которые оживляют небольших кукол (штоковые марионетки). Кукол снимают на камеру и транслируют изображение на экран. Актеры работают в черных костюмах и черных перчатках. С помощью цифровой аппаратуры черный цвет вырезается из видеосигнала и вместо черного цвета на проекционный экран выводится анимационный фон: жилые помещения, картины природы в разное время года: падает снег, течет река, идет дождь.

Проекционный экран будет стоять на сцене отдельно?

– Нет. Это будет не просто экран-квадрат как на презентациях. Экран будет встроен в декорации, созданные в стиле стимпанка. Что такое стимпанк? Это тоже выдуманный мир, ретро-футуризм, доэлектрическая эпоха, ностальгия по идеальному фантастическому прошлому. Эпохи стимпанка никогда не существовало, и Приречная страна тоже придумана писателем. Спектакль будет проходить как бы в краеведческом музее Приречной страны.

То есть зрители придут на спектакль и как бы попадут в музей, и там им покажут спектакль по книге Руне Белсвика?

– «Краеведческий музей Приречной страны» — это шуточное название. Здесь будут очень уместны миниатюрные макеты мебели и куклы жителей, некогда живших в этой стране.

Возьмем для примера самые известные литературные вселенные: «Властелин колец» Джона Толкина или «Песнь льда и пламени» Джорджа Марина. Там локации огромные, персонажей сотни, а Приречную страну населяют не больше десяти жителей. Сама страна тоже небольшая. Зачем Руне Белсвик придумал такую микроскопическую страну?

– Здесь нужно учитывать разные жанры и виды литературы. И читательский возраст тоже. Приречная страна – она уютная и для ребенка пяти лет, и для взрослого. Жизненное пространство в такой стране легко освоить, осознать. В ней ребенок чувствует себя в безопасности. В маленькой стране можно крупнее рассмотреть все особенности персонажей, понять их поступки. Маленькая страна – это как увеличительное стекло.

Страна называется Приречная, значит, для нее расположение при реке очень важно. Что такое для вас река в этой маленькой стране?

– Не только в Приречной. Это жизнь в любой стране. Вы в Вятке тоже живете в приречном городе. И вся планета Земля тоже существует «при реке». Мы все состоим «из реки», а кто-то из «моря». Своя Приречная страна есть у каждого человека.

Записал Андрей Антонов