ПОЗ­НАЙ СА­МО­ГО СЕ­БЯ. ДВА ДНЯ ДО ПРЕМЬ­Е­РЫ

5 марта на малой сцене Кировского театре кукол состоится премьера спектакля «Почему деревья не ходят» по одноименному стихотворению известного детского писателя Бориса Заходера. В преддверии этого события художник Мария Клочьева ответили на некоторые непростые вопросы.

Мария, расскажите откуда вы родом, о своём пути в театр кукол.

– Я коренная жительница Санкт-Петербурга. Родилась в семье артистов, поэтому с самого детства мой путь был предопределён: театр и только театр. Интерес к куклам у меня появился в девятом классе. Учительница литературы водила нас на спектакли Руслана Кудашова в Большой театр кукол. И тогда я поняла – это то направление в искусстве, которое мне интересно. После школы поступила в РГИСИ на специальность «художник-технолог театра кукол», мастерская Тимофея Черенкова. Окончила институт в 2016 году.

«Почему деревья не ходят» не первая ваша совместная работа с режиссером Стефанией Гараевой-Жученко?

– Со Стефанией это наш третий спектакль. Мы с ней знакомы еще с Театра Юношеского Творчества. Занимались в одной студии у режиссеров Юлии Владимировны Кругловой и Алисы Ахмедиевны Ивановой, играли в спектаклях «Завтра была война» по Васильеву и «Одуванчики» по Брэдбери. Нам тогда было лет по пятнадцать. Потом во время учебы в РГИСИ были студенческие работы, а в 2023 году в столице Бурятии Улан-Удэ мы выпустили спектакль «Курочка Ряба».

Стефания предложила вам поставить спектакль по стихотворению Заходера «Почему деревья не ходят»?

– Да, это была ее идея. Стихотворение мне показалось сложным для детской постановки: Зеленый закон, Звериный закон, много персонажей. Как литературное произведение – стихотворение прекрасное, но как его философский смысл передать маленьким детям? Мы много со Стефанией говорили об этом, думали, как донести идею стихотворения до детской аудитории. В итоге спектакль получился о поиске собственного пути, о понимании своей природы, о разгадывании себя.

Очень интересно! Разгадать самого себя. Это же почти одна из максим, высеченных на древнем храме в Дельфах: «Познай самого себя». Философ Сократ подобное повторял. Примерно об этом получился спектакль?

– Да, познать свою природу, свой путь в жизни, только в нашем спектакле эта сложная мысль выражена, показана для детей соответствующим образом.

Тогда еще вопрос: деревцу Иве земля даровала возможность ходить, а она в итоге от этого дара отказалась. Вот, например, человек получил талант телепортироваться, а потом взял и отрекся от него, сказал, пешком буду передвигаться. Как это связано с разгадкой самого себя?

– Ива весь спектакль ищет, что она должна делать в жизни, и в конце Ива понимает, что ее истинная природа не прыгать, не бегать по земле, а расти вверх. Так она находит себя, в этом заключается ее гармония со всем миром, так она достигает равновесия со вселенной.

– То есть применительно к человеку, будешь скакать, бесконечно телепортироваться туда-сюда по всей планете, то и себя растеряешь, и дров наломаешь.

– Задача дерева на земле – расти, укрывать своими ветвями от непогоды, давать тень в жаркий полдень. Ива нашла себя.

Как такие экзистенциональные вещи раскрываются в детском спектакле сценографически?

– Прежде всего созданием на сцене особой атмосферы: музыкальной, наполненной символами и образами. Минималистичным антуражем, который не отвлекает зрителей от главного действия. Например, когда Ива лишилась корней, потеряла связь с землей, тогда ей открылось чудо, бесконечное пространство космоса. В спектакле эта сцена получилась красивая, звездная, понятная зрителям без слов.

То есть нужно дойти до великого истощения, до предела, чтобы тебе открылась правда о себе самом? Иначе никак?

И так тоже бывает. Когда все хорошо, благополучно, тогда сложней дойти до чего-то важного, значительного не только для тебя. В благополучии путь к себе намного дольше. После переживаний и страданий, Ива все же нашла себя. Она вновь пустила молодые корни в землю. Ее душа вернулась в тело. Положительный финал детям необходим.

Вы сейчас создаете на сцене нашего театра кукол необычный и мудрый спектакль. В вас самой что-то меняется, жизненный путь становится ясней? Вы как художник тоже растете, совершенствуйтесь, как Ива?

Конечно! Тема поиска себя мне очень близка. И рождение этого спектакля явилось для меня в некотором роде ответом на внутренние вопросы.

Что же стало понятно? Можно на это ответить?

Я поняла, осознала, что я на правильном пути, что быть художником театра кукол – мое настоящее призвание. Создавая такие спектакли, я чувствую соответствие своей природе. Я на своем месте. Этот спектакль не оставляет меня равнодушной и для меня это самое ценное.

Радостно такое слышать! Создавать то, что хочу и могу, делать то, что люблю и у меня это хорошо получается – самая большая радость для художника, для любого творческого человека. Успехов вам, Мария, на этом верном пути! Пусть ваши корни растут вглубь, а душа вверх.

Творческая биография Марии Клочьевой

Художник-технолог по куклам спектакля «Nije me strah» Детского театра Бранко Михальевича, Хорватия. Оформила спектакли: «Karlson s krova» Театра Кукол города Задар, Хорватия, «Жил-был Фип» по Б. Заходеру, «Маленький Дед Мороз» по А. Штонер, «Крот, который мечтал увидеть солнце» по А. Блинову, «Подарок для мышки» по И. Зартайской, «Портняжка» в театральной корпорации «Кот Вильям», «Русалка» по А. Пушкину в Кукольном театре Сказки, «Курочка Ряба» (Бурятия, Улан-Удэ)

Беседовал Андрей Антонов