Разговор об актуальном репертуаре детского театра и современной литературе для дошкольников и школьников ведется в Кировском театре кукол давно и осознанно. По произведениям современных авторов в театре за последние несколько лет были поставлены спектакли: «Это грузовик, а это прицеп», «Умная собачка Соня», «Тео – театральный капитан» и другие. Сегодня пришел черед адаптации к сценическому пространству мудрой и поэтичной книги норвежского писателя Руне Белсвика «Простодурсен. Зима от начала до конца».
1 июля в 18.00. в малом зале Кировского театра кукол прошла открытая репетиция одноименного спектакля с использованием гибридной видеотехнологии. Это был редкий случай бекстейджа, когда сигналом с видеопульта управляла художник-постановщик Виктория Ельцова, а звук микшировал сам режиссер спектакля Дмитрий Вихрецкий. После завершения репетиции состоялось обсуждение увиденного на сцене. Его провели главный режиссер Кировского театра кукол Наталия Красильникова и Дмитрий Вихрецкий, художественный руководитель Пермского театра кукол.
Среди принявших участие в раскрытии темы были журналисты, библиотекари, художники, завучи школ, педагоги, вятские прозаики и поэты, у которых есть книги для детей или отсылки к детской теме: Николай Пересторонин, Елена Коновалова, Наталья Кузницына, Ольга Антакова, Ангелина Романова, Анна Ермакова. Добрую помощь в обсуждении оказали член Национального союза каллиграфов Андрей Драченков и директор издательства «О-Краткое» Евгений Дрогов. На открытой репетиции в малом зале побывали и воспитанники детского музыкального театра «Открытие», которым руководит Екатерина Орешкович.
Большинство собравшихся согласились, что в сегодняшней России каждый год издается немало талантливых книг для юной аудитории и обновление репертуара в современном детском театре - дело времени и усердия. Создавать спектакли по произведениям актуальной детской литературы – неотъемлемая часть культурной миссии театра.
Интересных и неожиданных вопросов к режиссеру спектакля было множество:
– Из чего сделаны куклы? В чем главная мораль постановки? Как называется гибридная видеотехнология? В спектакле есть целый глобус Приречной страны. Будет ли показана обратная сторона глобуса? Что двигало режиссером при выборе книги Белсвика? Какая творческая сверхзадача у спектакля? Это будет мультфильм или спектакль? Актеров будет видно на сцене? Какая у них будет одежда? Сложно ли управлять маленькими куклами-марионетками? Почему у кукол такие угловатые формы? Простодурсен будет бросать свои камешки-«бульки» в речку? Нравится ли актерам работать в такой непривычной стилистике? Снятся ли ночью режиссеру персонажи спектакля?
Дмитрий Вихрецкий отвечал максимально точно, афористично и немного с юмором:
– Цикл книг Руне Белсвика о Приречной стране мне пришелся по сердцу. Я увидел на сцене историю, придуманную писателем. Персонажи не снятся. Это не мультфильм. Гибридная видеотехнология ближе всего к хромакею. «Мораль» спектакля простая: мы призваны услышать, понять и терпеть друг друга. Жизнь маленьких человечков в постановке легко проецируется на большую, взрослую и сложную. Они очень на нас похожи. Творческая сверхзадача в спектакле есть: нравоучительной точки в финале не произойдет, случится многоточие, чтобы думать самим. Чем меньше кукла, тем сложней ею управлять. Да, образы штоковых марионеток сделаны нарочито грубоватыми.. Это не глянцевые Барби. У каждой куклы есть свой неповторимый характер. Актеров на сцене будет видно. Они будут в черных ретро-костюмах 19 века. Камешки Простодурсена обязательно булькнут. Почему я создаю такой спектакль? Потому что я сам хочу его посмотреть!
Многие пришедшие на театральную встречу высоко оценили решение режиссера, что зрителям будет полностью видна художественная механика создания спектакля, откроется весь видимый генезис волшебства театра кукол. Благодаря такому творческому приему, органичному для сценического варианта книги норвежского автора, пробуждается фантазия, начинает усиленно работать воображение и целый мир Приречной страны собирается на экране. Актеры театра кукол тоже приняли участие в обсуждении, в частности актриса Ульяна Синицына сказала: «Нам очень интересно играть в спектакле. Большой подарок работать с такими замечательными куклами в прекрасных, подробных декорациях».
Кировский писатель Ангелина Романова отозвалась на репетицию: «Я очень люблю смотреть что-либо необыкновенное! Интуиция меня не подвела, и я оказалась на репетиции оригинального спектакля «Простодурсен. Зима от начала до конца». Современную театральную технологию описывать не берусь, а вот впечатлениями хотелось бы поделиться. Интересно, необычно, завораживающе. Внешне очень похоже на старый советский мультик, добрый и неспешный. Взрослым он покажется медитативным, малышам понравится наблюдать одновременно и за игрой актеров, и за жизнью, протекающей в Приречной стране».
Общее впечатление от просмотра открытой репетиции выразил Андрей Драченков: «Здорово смотреть на сцену! Хочется взять бинокль, хочется приблизиться к этим маленьким героям спектакля, почувствовать их «плоть и кровь», пожать руку, кому-нибудь из них помочь затопить крохотную железную печку, пожить с ними немного вместе в Приречной стране, побросать бульки вместе с Простодурсеном».
В показе репетиционных сцен приняли участие актеры: Егор Паншин, Дмитрий Троицкий, Ульяна Синицына, Мария Михалева и Валерий Арсеньев. Это был первый аншлаг в зале и первые заслуженные аплодисменты. В конце необыкновенной «читки» главный режиссер Кировского театра кукол Наталия Красильникова поздравила Дмитрия Вихрецкого с профессиональным праздником Днем режиссера и пригласила всех на премьеру спектакля 10 июля. Ждем!
А. Антонов