«НЕ НА­ДО ВЫ­ХО­ДИТЬ ИЗ СЕ­БЯ, А­ЛИ­СА».

В последние лет десять во всем мире много пишут и говорят, что современные дети охладели к классической литературе. Педагоги, психологи, филологи, писатели, журналисты, театроведы, критики, общественные деятели постоянно задаются вопросов: что делать, чтобы вновь приохотить детей к чтению? Ответов, как и положено, множество, но все же есть один и он, пожалуй, сегодня самый действенный – нужно идти от обратного, в эпоху тотального визуала необходимо экранизировать книги, воплощать классику на театральной сцене.  Именно этим путем и следовала режиссёр Мария Фоменко, поставив на сцене театра кукол спектакль «Алиса в Стране чудес».

Занавес еще не открылся, но зритель уже  чувствует - его ждет нечто удивительное, ибо центральная часть занавеса  нетрадиционного празднично-красного цвета, а белого! Парадокс, загадка! Но эта странность, "чудесатость" вскоре разрешается, когда зритель понимает, что его приглашают в путешествие по  любимой книге «Алиса в Стране чудес», что он просто видит некое подобие авантитула, исходной страницы, с которой начинается приключение.

«Почему я не такая?»

По задумке  режиссера Марии Фоменко, и это практически ее единственная вольность, Алиса – современная школьница, рассудительная, начитанная, застенчивая, но при этом она большая фантазерка и выдумщица. Возможно, поэтому одноклассникам  Алиса кажется немного странноватой и не слишком общительной. Она им жутко интересна, но как это часто бывает среди подростков, кто вызывает любопытство, над тем чаще всего и посмеиваются, того и троллят, пусть беззлобно, но все равно обидно. Алиса пытается разобраться, что с ней не так, почему она не такая как все? Она убегает от своих школьных приятелей, забирается в тихое место, открывает любимую книгу и погружается вместе со зрителями в необыкновенную историю.

«Это я?»

Белый занавес раскрывается, книга-спектакль приобретает объем, наполняется цветом, персонажи оживают.  Вот она подлинная, яркая любовь к книжному миру на сцене театра кукол! Все это белоснежное великолепие, сложное сценографическое решение спектакля придумала художник-постановщик Анна Кривошеева, она же и главный художник театра кукол. Трехсоставные белые арки, выдвигающиеся одна из другой по принципу подзорной трубы, мгновенно создают на сцене многомерность пространства, а планшет (деревянный настил сцены) покрытый белой тканью, дает отчетливую проекцию на книжную графику. Благодаря такому приему, зритель ни на минуту не забывает, что он вместе с героями спектакля находится в мире ожившей классики, что вся история рассказывается, буквально, «постранично». Сценография получилась, словно перелистывание книги. Белое пространство спектакля –   символ белого листа, в границах которого действуют и живут все персонажи.

Кроме монохрома, в спектакле зритель увидит красочные вставки с видео-артом. По эскизам художника Анны Кривошеевой режиссер спектакля Мария Фоменко сделала анимацию.   Она расширяет пространство сцены, дополняя его цветной видеопроекцией.     

Спектакль «Алиса в Стране чудес» – полная свобода в форме. В нем  есть живой план и используются разные системы кукол: ростовые, плоские, тростевые, планшетные. 

«Все такое огромное или я такая маленькая?»

Школьница Алиса попадает в Книгу и первая кто ей встречается в Стране чудес, кроме Белого Кролика, конечно, это Гусеница. Встреча с ней очень важна! Вот сегодня она – Гусеница, завтра – Куколка, а потом – Бабочка. А кто же на самом деле это странное существо? Что дают ему такие внешние метаморфозы или это отражение ее внутренних, глубоко личных перемен?  Вопросы нешуточные для Алисы! Отсюда становится понятно, что все диковинные превращения Алисы, ее «борьбование» (Ю. Коваль) с собственным ростом не просто игра, а способ узнать "кто я такая?", найти конгруэнтность, согласованность различных душевных сил внутри себя. Поэтому так важно оказывается для Алисы определить свой настоящий рост, размер тела, а не нафантазированный. «Рост» в сказке – символ соответствия внешнего и внутреннего в самом себе. И наша героиня после встречи с Гусеницей делает в этом направлении первый шаг. Она находит для себя подходящий «размер».

«А кто ты такая?» - спрашивает гусеница. «Я – Алиса!» - отвечает девочка. И это самое умное и верное, что она может сказать. Самоузнавание происходит, можно двигаться по сказке все дальше и дальше, где становится «все страньше и страньше».

Главную роль Алисы в спектакле живым планом играет Снежана Белозерова. Мало сказать, что она прекрасно справилась с непростой задачей, молодая актриса показала зрителям очень узнаваемую Алису, ту самую, которую представляешь себе, когда читаешь книгу Льюиса Кэрролла – обаятельную, сильную, умеющую удивляться и думать, не дающую сбить себя с толку.  

«Не надо выходить из себя!»

После встречи с Гусеницей действие на сцене переворачивается страница за страницей. В Стране чудес Алиса попадет в разные локации, вступает в разговоры со всевозможными затейливыми персонажами.  Это и Герцогиня с младенцем-поросенком, и Чеширский кот, и Безумный Шляпник, и Очумелый Заяц, и Валет, и Король с Королевой. Но в этой череде встреч, парадоксальных бесед, игры в крокет и финальной сцены суда над Валетом, есть своя строгая логика, целенаправленная закономерность, ведущая главную героиню к самой себе.

Большую радость доставляет зрителям наблюдать за этим процессом самоузнавания, вслушиванием Алисы в свое «я», показанной на сцене режиссером спектакля, художником и актерами художественно достоверно и с любовью ко всем без исключения сказочным персонажам.  

Музыкальное оформление спектакля, созданное композитором Евгенией Натановой, гармонично вписывается в антураж спектакля и помогает глубже прочувствовать эмоциональное состояние Алисы и других персонажей сказочной истории. Для этого композитор использует тонкие фортепианные вариации на классические темы в постэлектронной обработке.

«Отрубить ей голову!»

Заключительная сцена в спектакле – Суд на Валетом. Ему ставится в вину, что он стащил пирожки. Пирожки, Карл! В мировой литературе трудно найти эпизод такой же абсурдный, остроумный и веселый, как Суд в «Алисе». Конечно, вспоминаются и «Елизавета Бам» Хармса, и «Процесс» Кафки, и многие другие, но такой  "суд" в детской литературе был изображен впервые. В спектакле «Алиса в Стране Чудес» он тоже получился отлично.  Чувствуется, что не только зрителям, но и самим актерам сцена суда доставляет большущее удовольствие. Они не играют, актеры, словно живут в этой сцене, прописываются в ней с радостью узнавания реалий, присутствующих в жизни общества со времен палеолита.

Но над кем же был суд на самом деле? Кого и за что судили? Конечно, Алису! Это же ее история, ее фантазийная проекция в свой внутренний мир, где мы судим, защищаем и наказываем самих себя по своим же законам и установлениям. Но не только.

Суд, который придумала Алиса – бессмысленный суд толпы, оценка наших действий, мыслей и чувств со стороны других людей. Очень часто, когда людям неизвестны настоящие мотивы поступка какого-либо человека, они судят о нем исходя из своих представлений, «как оно должно быть», очерчивают ему границы поведения со своей колокольни. Иначе человек и чувствовать, и мыслить не имеет права по общему мнению толпы. «Отрубить ему голову!», если твой сосед ест яйца с тупого конца.  

«Вы просто несчастные карты – и все!»

Мы судим друг о друге поверхностно, облыжно, неверно, забывая мудрое правило: «не судите, да не судимы будете». Алиса его нам напоминает. В результате визуальной саморефлексии (сцены суда) она понимает, что судить ее за то, что «она такая, какая есть»  никто не имеет права, кроме нее самой, что устраивающие над ней судный буллинг всего лишь «несчастные карты», бумажные персонажи, что их «не нужно бояться», что есть угроза гораздо пострашнее – потерять себя в пространстве и времени, затеряться среди миллиардов других людей, стать безличным, как дорожный знак.  Для сегодняшних «цифровых» подростков это очень важный итог спектакля «Алиса в Стране чудес».

Да, все «чудеса» самоузнавания, понимания происходят у Алисы внутри, в «голове». На сцене зритель видит ее парадоксальную проекцию воображения на заданную тему.  Получается, что все события в Стране чудес Алиса выдумала, буквально, сочинила. Их офлайн никогда не было. Все неправда, понарошку, просто неуемная фантазия одаренной девочки. Что же это значит для нас, да и значит ли что-нибудь стоящее? Оказывается, очень многое! Сказочная история, которую придумала Алиса для себя, помогла ей разобраться со своими мыслями и чувствами, найти «свой размер» в реальной жизни.

Конфликт с одноклассниками главную героиню уносит в Страну чудес, а в финале она приходит к мнению, что она такая, какая есть.  Алисе не нужно, чтобы ее все любили. Если раньше она переживала, что одноклассники над ней подшучивают, подтрунивают, то в конце спектакля она приходит к тому, что я вот такая… Не хотите – не дружите со мной, хотите – дружите, я принимаю эти условия.

Другими словами, искусство помогает человеку понять себя, обрести свое место под солнцем, раскрыть свой личностный потенциал.  Истории, что сочиняют писатели не просто щекотание нервов и эстетическая услада, они способны на больше – изменить человека к лучшему,  узнать себя и  дать силы противостоять огромному миру.  Книги похожи на волшебную палочку. Они могут стать (и становятся!) пропуском в Страну чудес  и помочь справиться с житейскими трудностями, с неудачами в общении.

В книгах – огромная сила! Они со страшной силой влияют на нас. Гораздо больше, чем мы думаем. «Алиса в Стране чудес» тому живое подтверждение. Как и спектакль!

Подспудно, каждой мизансценой создатели спектакля «Алиса в стране чудес» уверяют зрителей: каждый человек – Книга, чистых листов в ней предостаточно и от тебя, только от тебя, дорогой зритель, зависит, чем ты их заполнишь, какой будет твоя история и как ты ее сможешь рассказать другим? Возможно, после просмотра спектакля ты уже начнешь ее сочинять сначала, конечно, для себя…

Режиссер-постановщик Мария Фоменко: «Алиса» для меня актуальна, через нее я могу поговорить со зрителями о проблемах, которые волнуют непосредственно меня. Ее несхожесть с остальным миром, вопросы, которые она задает на протяжении всей истории, ее постоянный поиск, видоизменения – это для меня некий поворот как бы назад, воспоминание о себе. Я постаралась найти в «Алисе» современные проблемы: общение со сверстниками, со взрослыми. Путешествие Алисы по Стране чудес это ее рефлексия на реальную жизнь.

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик, видеохудожник – Мария Фоменко

Художник-постановщик – Анна Кривошеева

Композитор – Евгения Натанова

Хореограф – Аглая Соловьева

Роли исполняли:

Алиса – Снежана Белозерова

Королева – Надежда Попова, Евгения Тарасова

Король – Дмитрий Троицкий

Шляпник, Гусеница – Андрей Огородников

Чеширский кот – заслуженная артистка России Галина Сарафанникова

Белый кролик, Очумелый заяц, Валет – Михаил Николаев

Герцогиня, Соня – Ульяна Синицына

Фотографии Светланы Ботевой