НА СВО­ЕМ МЕС­ТЕ. ДВА ДНЯ ДО ПРЕМЬ­Е­РЫ

5 марта на малой сцене Кировского театре кукол состоится премьера спектакля «Почему деревья не ходят» по одноименному стихотворению известного детского писателя Бориса Заходера. В преддверии этого события режиссер Стефания Гараева-Жученко ответила на некоторые непростые вопросы.

Стефания, расскажите о себе, о своём пути в куклы, ведь часто режиссерский путь в театр кукол бывает довольно необычным.

– Я родилась в Санкт-Петербурге в семье композитора. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. В школьные годы занималась в Театре юношеского творчества (Аничков дворец), принимала участие в спектаклях «Завтра была война» и «Вино из одуванчиков». ТЮТ – это потрясающее место, я многому там научилась. После школы в 2016 году поступила в Российский государственный институт сценических искусств на факультет актерского искусства и режиссуры (руководитель творческой мастерской - Геннадий Тростянецкий), а через год перевелась на факультет театра кукол, специальность «режиссер театра кукол» (мастерская Руслана Кудашова). Я всегда тяготела к образному поэтичному языку театра кукол. Мне кажется, в нем больше возможностей, чем в драматическом театре. В драматическом театре много надрыва, а в театре кукол есть возможность передать даже боль через глубокий образ и символ. Окончила я РГИСИ в 2021 году.

Как пришла мысль создать целый спектакль по одному стихотворению? Вы с детства знали детскую «былину» Бориса Заходера «Почему деревья не ходят»?

– Я услышала это стихотворение лет семь назад на одном литературном вечере и очень полюбила это стихотворение, все время неотступно к нему возвращалась. Хотелось поставить спектакль, но совершенно не понимала, как это сделать. В стихотворении много сложных философских смыслов. Чтобы спектакль по нему стал понятен для детской аудитории, мне пришлось частично изменить сюжет.

В стихотворении Заходера герои задают много вопросов. Это возрастное любопытство «почемучек» или нечто большее: проекция, соотнесение ответов с собой?

­– Да, многочисленные вопросы и ответы в спектакле дети проецируют на себя, пропускают через себя. Наш спектакль с художником Марией Клочьевой рассчитан для возраста 3+. В три года ребёнок как раз начинает сравнивать себя с другими, он идентифицирует себя как отдельную личность и начинает соотносить себя с другими детьми, повторять, спрашивать: «А почему у других иначе?»

В стихотворении герои бесконечно поют, а в финале сказано: «Все живое на земле подвластно песне! Почему — никто не знает, мы, певцы, не знаем сами». Спектакль тоже будет наполнен музыкой, песнями?

– Не совсем. Мне первоначально хотелось, чтоб персонаж Земля все время пела, ведь у земли нет обычной человеческой речи. Наша планета, как выяснили ученые, постоянно вибрирует, издает звук ноты Фа, поэтому вся музыка в спектакле – вокализы. Многие стихотворные строки мы переводим в спектакле в действие, в предметную сферу.

Сюжет в спектакле драматичный, глубокий: деревце Ива в итоге отказывается от способности ходить, передвигаться, а ведь она так этого хотела!

– Ива отказывается не сразу, она вырывает свои корни из земли и начинать ходить, подражать другим земным существам, а потом Ива теряет силу, потому что ее корни высыхают. Она засыпает и видит сон. Ива попадает на небо и Голос Божий вразумляет ее, наставляет, как нужно жить деревцу на земле.

Бог разговаривает с деревом. Это мудро, ведь он может с кем угодно поговорить. А каким голосом Бог говорит в вашем спектакле?

– Голосом моего дедушки Олега Петровича Смирнова. Я написала для него текст, он его прочитал, а я записала его голос на диктофон. Дедушка читал и плакал, плакал оттого, что читал в моем тексте «живи, расти, деточка, живи», понимая, что сам скоро умрет. Он был известным орнитологом, изучал птиц. Дедушка родился в деревне и чувствовал природу. Любовь к природе он передал мне. Невероятный был человек! Так вот Ива после разговора с Богом осознает, что у неё на самом деле совершенно неходячая природа.

Отказ Ивы от возможности иным способом познавать мир странный, ведь очевидно, что, перемещаясь в пространстве, узнавать о жизни на земле гораздо сподручней, так, может быть, важнее не знать больше о мире, а знать себя? Не потреблять больше информации, а самому сострадать, любить, следуя своей природе?

– Есть какая-то изначальная суть, с которой ты рождаешься, некая материнская плата, с которой ты приходишь на эту землю, и её нужно разгадать, максимально стать счастливым именно в своем теле. Ива попыталась жить по-другому, у нее не получилось, но она открыла в ином опыте жизни, в сравнении себя с другими важную вещь: чтобы состояться, быть счастливым нужно следовать своей природе. Нужно ценить в себе и развивать то, что заложено в тебе изначально.

Стефания, вы уже знаете какое «дерево» ваше в лесу жизни?

– Мне кажется, что с каждым прожитым днём я приближаюсь к тому, чтобы себя узнавать, понимать лучше, не ломая ветви, не выдергивая корни из земли.

Ваши пожелания зрителям перед премьерой.

– Мне хочется, чтобы родители после просмотра поговорили, обсудили с детьми увиденное в спектакле. В нем, кстати, есть и второй план для взрослых. Много в жизни трагедий оттого, что человек не понимает, кто он есть на самом деле.

Творческая биография Стефании Гараевой-Жученко

2014 г. – обладатель медали «Звезда Аничкова дворца».
2014 г. – сняла первый полнометражный фильм «Июнь, июль, август».
Курсовые спектакли (2018-2021 гг.):
«Жизнь насекомых», «Летов. Дурачок», «Чайки» (руководитель. Р. Кудашов)
«Минотаврум», «Посторонний», «Зима, когда я вырос» (руководитель. Денис Казачук)
2019 г. – основатель группы «Зелёная игра», автор слов и музыки «Концерта №1 для голоса, флейты, двух актеров и прочей радости».
2021 г. – автор инсценировки и композитор спектакля «Глупый мышонок», реж. А. Абдулина (кукольный театр «Бродячая Собачка»)
2022 г. – композитор спектакля «Идём вдвоём», реж. Р. Бокланов (Ханты-Мансийский театр кукол)
Принимает участие в спектакле «Айяччо. История одного клоуна» (2021, «типа театр», реж. Р. Бокланов)

Режиссерские работы:

Документальный фильм «Дима» (2016, автор сценария, режиссер и оператор. Фильм показан в рамках фестиваля Артдокфест 2017, г. Москва)
«Дикий» (2016, студия-мастерская «Апрелик», Париж; второй режиссёр)
«Я и другой» (2016, студия-мастерская «Апрелик», Париж; второй режиссёр)
Документальный фильм «Живой план» (2021, автор сценария, режиссер и оператор)
«Я не умею спать» (2022, Краснодарский театр кукол; автор сказки, режиссер и композитор)
Спектакль «Один в океане» (2021, показан в рамках фестиваля «БТК.Generation», автор инсценировки, режиссер)
Спектакль «Курочка ряба» (2023, театр кукол Ульгэр. Улан-Удэ, автор инсценировки, режиссер).

Беседовал Андрей Антонов