МЫ­ШО­НОК ТЕО ВЕ­РИТ В СИ­ЛУ МУ­ЗЫ­КИ!

29 апреля в театре кукол состоялась премьера спектакля «Тео – театральный капитан» (режиссер Наталия Красильникова, художник Анна Кривошеева) по одноименной книге детского писателя Нины Дашевской. В спектакле немало известной классической музыки, но она звучит не иллюстративно, а является внутренней движущий силой сюжета и поступков героев. Музыкой живут все герои спектакля. Они любят ее и готовы поступиться многим, чтобы прекрасная музыка наполняла сцену оперного театра, в котором и происходят основные события в спектакле.

Для музыкального оформления «Тео – театральный капитан» понадобилась запись некоторых классических произведений. Ее помог сделать струнный квартет Вятской областной филармонии. Организовал и провел запись заведующий музыкальной частью театра кукол Андрей Кормщиков. Струнный квартет был образован в январе 2020 года из солистов Вятского симфонического оркестра имени В.А. Раевского. В составе квартета музыкальные произведения исполняют: первая скрипка – Кирилл Запольский, вторая скрипка – Елизавета Скутина, альт – Елизавета Коршунова, виолончель – Юлия Жданова. Все исполнители в струнном квартете высокие профессионалы, настоящие служители искусства, прочно связавшие свою жизнь с музыкой. Альт квартета Елизавета Коршунова в блиц-интервью ответила на несколько вопросов, объединенных работой над музыкальной записью к премьерному спектаклю.
- Елизавета, вы удивились, что струнный квартет пригласили для записи музыки к спектаклю театра кукол? Какая была ваша первая эмоция? Почему согласились? Для вас это был новый опыт?
– Немного удивились, так как квартет представляет собой небольшой состав: всего 2 скрипки, альт и виолончель. Обычно на спектаклях в театрах слышишь более многочисленные составы музыкальных коллективов, таких как оркестр, например. Нашей первой эмоцией, как я уже говорила, было удивление. Мы подумали, как квартет, в своем классическом составе, может озвучить спектакль. Конечно же, с нами была еще и солистка – замечательная флейтистка, которая исполнила партию флейты пикколо (это маленькая, очень высокая по тембру флейта) Наталья Лалетина. На мой взгляд именно тембр этой «игрушечной» флейты сделал музыку подходящей именно для детского кукольного спектакля. Почему мы согласились? Наверное, потому что посчитали, что это для нашего коллектива огромная честь поучаствовать в создании нового спектакля! Для нас это был не первый опыт. Несколько лет назад наш коллектив совместно с группой JazzMansard под руководством талантливого музыканта и композитора Станислава Хусаинова участвовал в постановке спектакля Кировского драматического театра «Дядюшкин сон». Также, в последствии, нами была записана музыка к этому спектаклю.
- «Тео – театральный капитан» не только театральный, но и музыкальный подарок кировским зрителям. В спектакле звучат отрывки из известных классических произведений, «Шутка» Баха, «Пещера горного короля» Грига, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и другие, скажите, восприятие классической музыки на сцене театра кукол лично для вас имеет какие-то особенности, помогает по-новому услышать знаменитые музыкальные сочинения? А для зрителей?
- Конечно, восприятие классических шедевров меняется. В основном мы привыкли слушать классику в концертных залах, каждый воспринимает ее по-своему. В спектакле, например, эта же знаменитейшая «Шутка» И.С. Баха приобретает новый смысл. Во-первых, она исполняется на флейте пикколо, что придает этому произведению еще более «шутливый» характер и связывается с образом главного героя – мышонка Тео. Тоже самое и с композицией из сюиты «Пещеры горного короля» Эдварда Грига. Этот отрывок был выбран для действия, в котором мыши наступают. И в действии это произведение уже характеризуется именно как «наступление мышей» и никак иначе. И для зрителей все точно также. Ведь недаром к спектаклю «Тео – театральный капитан» были выбраны знаменитейшие шедевры мировой классики.
– В кукольном спектакле на сцене играют куклы. Они вносят какую-то своеобычность, упрощённость в восприятии музыкальной классики? Может быть, классика в кукольном спектакле должна звучать в лайт-версии, а не в исполнении целого симфонического оркестра?
– Куклы не нарушают глубину и сложность восприятия классической музыки. По моему мнению, куклы – это такие же актеры, как в любом другом драматическом театре. И необязательно, что это должна быть легкая версия классики. Как мне кажется, некоторые образы и сцены, например, сцена с морем, в этом спектакле могли бы звучать в исполнении и симфонического оркестра.
– Когда квартет записывал в студии театра кукол музыкальные отрывки, было у вас ощущение, что вы тоже играете в спектакле? Что оказались на сцене?
– Ощущения были. Но мы, в первую очередь, были сосредоточены на точности и качестве исполнения произведений, которые были выбраны для спектакля. В студии было волнение, мы сделали несколько дублей. Записывали, слушали – что-то не нравилось самим – переписывали. В итоге, думаю, получилось хорошо.
- Мышонок Тео в спектакле играет на ключике, который ему подарил ударник Костя, поэтому в спектакле есть запись флейты-пикколо. Как вы считаете, животные чувствуют, способны восхититься Моцартом, отозваться на красоту мира и гармонию звуков?
– Даже настоящие животные способны воспринимать классическую музыку. Известен такой интересный факт. Знаменитый своими энигма-вариациями сэр Эдуард Уильям Элгар подружился с псом Дэном, хозяин которого лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, отчего снискала уважение у сэра Эдуарда. Он даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма-вариаций. А мышонок Тео – герой спектакля, который очень любит музыку и верит в ее силу! В спектакле эта сила ярко показана в истории с прадедушкой Магелланом, который ради музыки пожертвовал своей жизнью.
- Известно ли вам из мировой истории или личного опыта, когда нечеловеческие существа (звери, птицы, рыбы.) помогали исполнить музыкальное произведение? Если неизвестно, то давайте немного помечтаем: кого бы вы из животных, птиц, рыб, насекомых (комарик звенит, пчелка жужжит) вы могли бы позвать в квартет?
- Вот какой интересный факт я недавно прочитала. Собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот, стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, несмотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока «Howl»; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки. Здорово бы было и нам что-то исполнить с этим трио собак!
- Необходимо прививать детям любовь к классической музыке. Раскрывать ее гармонию и глубину в наш цифровой век. Это бесспорно. Как театр кукол может содействовать музыкальному просвещению детей?
– Эстетическое воспитание каждого ребенка начинается, как правило, со спектаклей театра кукол. А в понятии «эстетическое» заложено и музыкальное просвещение. Ведь театр и музыка – это виды искусства, которые друг без друга существовать не могут.

Беседу записал Андрей Антонов