Меж­ре­ги­о­наль­ный фес­ти­валь те­ат­ров ку­кол «Вят­ка — Го­род Детс­тва». 2012 г.

Дневник фестиваля театров кукол «Вятка – Город Детства».

Приехали! Железнодорожный вокзал, аэропорт, гостиница «Вятка»,  музеи, кафе, подземные переходы и светофоры,  фабрика игрушек «Весна», департаменты, школы, институты и хлебопекарни, «Почта. Телеграф. Телефон», и даже фонтан на театральной площади,   многочисленные системы  города вошли сегодня в орбиту фестиваля театров кукол «Вятка – город детства»! Едут и прибывают в наш город со всех концов страны театральные коллективы  из Смоленска, Лобни, Курска, Казани, Кургана, Озерска, Оренбурга, Ижевска и Вологды! Все сотрудники театра кукол имени А.Н. Афанасьева от директора и главного режиссера до  монтировщиков «поставлены в ружье». Нарядные и собранные они готовы принять легкое бремя фестивальных забот на свои плечи. 100 гостей и участников фестиваля это серьезно! За фестивальную неделю  будут проведены 14 показов спектаклей, в том числе и выездных, пресс-конференции, интервью, экскурсии, капустники и мастер-классы, мастер-классы по сценическому движению, и многое-многое другое.

В 15.30  в театре кукол состоится праздничное театрализированное открытие фестиваля. Герои спектакля «Золотой ключик, или приключения Буратино» представят Вятке почетных гостей и  участников. Губернатор области Н.Ю. Белых  поздравит  с открытием фестиваля, как, всегда своим словом ободряя сердца жителей города и области.  Представители департамента культуры, партнеры нашего театра  и  артисты душевно поприветствуют всех пришедших на открытие. Флаг фестиваля поднимет помощник «мэра города детства». «Мэр» хотел бы саморучно поднять этот высокий символ фестиваля, но пока он еще в детской коляске. И даже с народом он будет временно общаться  через няню-переводчицу. Нисколько не сомневаемся, что к завершению он подрастет и поделится  своими глубокими и радостными впечатлениями о фестивале. Незабываемые впечатления гарантированы!  

В 17.00. откроются двери в Большой зал театра кукол и начнется  внеконкурсный спектакль «Ищи ветра в поле». Оригинальное и захватывающее продолжение сказки «Курочка Ряба»  растрогает сердце, как маленького, так и большого зрителя.                 

 Первый день фестиваля

«Театр уж полон», улыбки блещут! Радостное оживление при подходе к главному входу в театр кукол охватывало  гостей и участников фестиваля, представителей правительства, именитых членов жюри, дорогих нашему сердцу зрителей и даже, не смотря на привычную оживленную обстановку, многочисленных корреспондентов и телеоператоров. Повод к радости был основательный. В 15. 30.  двери театра широко распахнулись и Папа Карло пригласил всех пройти уже не в бедную каморку, а в светлый просторный дворец-театр! Зазвучала торжественная музыка.  Началось праздничное представление на открытие  межрегионального фестиваля театров кукол «Вятка – город детства»! Студенты Вятского колледжа культуры организовали флэш-моб «детская площадка». Они весело скакали на скакалках, «девочки» крутили обручи, «мальчики» играли в мячик, высокая школьница с огромными белыми бантами каталась среди них на крохотном китайском самокате. Губернатор области Н.Ю. Белых, заместитель Председателя Правительства области А.А. Галицких,  и.о. главы департамента культуры Кировской области Т.С. Мазур, народная артистка России О.А. Симонова, заместитель председателя Кировского отделения СТД России Е.Г. Кривошеева  генеральный директор фабрики игрушек ОАО «Весна»    Доротюк О.Ю. приглашенные на праздник  с живым  улыбчивым интересом  смотрели на играющих «деток». Одна из них предложила Татьяне Сергеевне Мазур повертеть обруч, но Татьяна Сергеевна  добродушно отказалась,  снимая на «планшетник»  веселый флэш-моб. То-то будет память о встрече с «городом детства»! Вдоволь «наигравшись» студенты колледжа культуры уступили место настоящим детям. 10 девочек в розовых платьицах во главе с Пеппи, прозванной Длинным Чулком, исполнили симпатичный танец зонтиков под очаровательную песню, написанную специально для фестиваля заведующей музыкальной частью в театре кукол М.Ф. Фоминых. Под дружные аплодисменты зрителей каждый зонтик с надписью театра-участника был вручен по адресу  приехавшим театральным коллективам. Пеппи громовым голосом, как и подобает героине Линдгрен, позвала всех участников открытия на второй этаж театра. На импровизированной сцене в центре фойе Буратино, Пьеро и Арлекин дружно  всем махали руками, подмигивали  и строили смешные  рожицы. Детвора, увидев  старых  знакомых, шумно и радостно их окликала по именам. Буратино пригласил  для приветственного слова губернатора области.  Никита Юрьевич, легко поднявшись на сцену, пожал руки всем сказочным героям. Этот дружественный жест произвел на зрителей приятное впечатление. Речь его была кратной, но весомой.

- Все мы родом из детства, не всегда только мы об этом помним! Я искренне рад, что межрегиональный фестиваль  проходит в Вятке. У нашего замечательного театра кукол появилась возможность показать новую сценическую площадку, пригласить из разных городов  представителей лучших театров кукол России. Мероприятие такого значения, несомненно, отзовется в сердце каждого, кто прикоснется к нашему театральному празднику.

Губернатор Никита Белых искренне пожелал участникам и гостям фестиваля получить множество  незабываемых впечатлений,  продолжительных аплодисментов, новых встреч, интересного  творческого общения и побед. После торжественной официальной части все десять театральных  коллективов, заявленных в программке фестиваля, представили  эстрадные номера для  ознакомления зрителей со своими театрами. Особенно зрителям запомнился танец огромной  девушки-куклы Казанского театра кукол «Экият» с подносом сладостей и  Ижевского театра с    выступлением трех синих пингвинов на столе. В конце танца один из пингвинов снес большое  белое яйцо.  Это было неожиданно и забавно.

Отрицательные, но совсем не опасные персонажи, Кот Базилио, Лиса Алиса под командованием  Карабаса Барабаса пытались во время открытия все время перетащить «одеяло» праздника на  свою сторону. Предлагая гостям и участникам дешевые, но удобные номера в гостинице,  великолепный спектакль со своим участием и неподкупное жюри, составленное из трех  высокопрофессиональных театральных тружеников.

Но тех, кто «родом из детства» не  проведешь!  Дети, гости и участники, стартующего праздника дружно и незлобиво отклонили все выгодные предложения обманщиков. Праздник продолжился. Буратино с Мальвиной пригласили на сцену генерального директора фабрики игрушек Доротюк О.Ю. Мир театров кукол очень тесный. У многих театров есть спонсоры, финансовая правительственная поддержка, у некоторых – практически нет ни того, ни другого. Нашему театру повезло вдвойне. Руководство фабрики «Весна» прогрессивные умные люди. Они не только помогают театру материально, но на самом деле являются настоящими партнёрами. 

  - Мы с радостью принимаем участие, - сказала Ольга Юрьевна, - во всех проектах театра кукол имени А.Н. Афанасьева. Наше предприятие  - тоже «город детства»! Инвестиции, вкладываемые в детство – это инвестиции в будущее нашей страны. Дети подрастут – им управлять государством, развивать культуру. Мы сообща проводим многие праздники, мероприятия, встречи. Для руководства фабрики  творческое содружество с театром кукол  никогда не было формальным. Мы понимаем, насколько необходим именно театр кукол в нашем городе и не только детям. Это  семейный театр. В него можно спокойно прийти всей семьей. Сегодняшний праздник еще один светлый этап в становлении наших  отношений. Я желаю всем гостям и участникам  фестиваля в полной мере открыть для себя удивительный волшебный мир театра, который сама очень люблю!

Под звонкие овации на сцену один за другим были приглашены члены жюри фестиваля:

1.Глазунова Ольга Леонидовна -

театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заведующая Кабинетом театров для детей и  театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, г. Москва.

2. Гончаренко Алексей Николаевич
- главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, кандидат искусствоведения, г. Москва.

3. Шадский Валерий Николаевич
- художественный руководитель Рязанского государственного областного театра кукол и Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», член Международного совета международного союза деятелей театра кукол UNIMA, почетный член Российского центра УНИМА, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

4. Поспелова Наталья Ивановна
– кандидат искусствоведения, доцент, декан факультета философии и культурологии Вятского государственного университета. Председатель Кировского отделения «Союза композиторов России».

5. Беляева Елена Леонидовна
- театровед, преподаватель Вятского колледжа культуры.

А на сцене в фойе праздник продолжился. Силами театральной детской студии «ЗА-БА-ВА» было проведение красочное открытие выставки кукол. Каждый день во время фестиваля с 19 по 25 сентября она будет действовать постоянно. Куклы со всей страны привезли с собой гости и участники фестиваля. Перед спектаклями в фойе театра с детьми с радостью вызвались работать студенты-кукольники.

Как  было заявлено в программе в 17.00. распахнулись двери большого зала, и начался внеконкурсный показ спектакля «Ищи ветра в поле», режиссер Ю.А. Евдокимов, победителя в нескольких номинациях  на фестивалях разного уровня. Добрая история про Старика и Старуху, пожелавшими использовать свое последнее волшебное желание на возвращение Курочки Рябы под покров родного дома была трогательна и понятна любому зрителю. И  неласковой Старухе пришлось к концу сказки подобреть  к Старику, а ему не  быть таким растяпой. Дружба его с Ветерком не прошла даром. «Ищи ветра в поле», пошел старик искать, и нашел Курочку Рябу.  Именно он, тратит заветное желание на Рябушку. Добрая душа. Истинно русский человек. Не нужно «злато-серебро», а нужно вернуть, то,  что сердце помнит и любит.

Второй день фестиваля

20 сентября второй фестивальный день начался показом в 10. 30 и 13.00  спектакля «Цветик- семицветик» Казанского театра кукол «Экият» по произведению Валентина Катаева в инсценировке, Б. Вайнера. Вятскому зрителю сразу полюбилась  смышленая современная девочка Женя. Погас свет, и история, рассказанная подробно, с выдумкой про  самолюбие и бездумность, милосердие и дружбу порадовала. Чего стоит только один эпизод «полета в космос» девочки Жени и ее встреча с «инопланетянами»! Сколько фантазии, юмора было на сцене!  Все закончилось благополучно, как и полагается в сказке. Кстати, название театра «Экият» так и переводится с татарского  языка - «сказка».История о девочке Жене, получившей в подарок волшебный  цветок, способный выполнить любое желание, поставлена как музыкальная сказка с динамичным действием,  акварельной легкостью декораций, сказочным и одновременно реальным сюжетом. Постановка «Цветик-   семицветик» учит уважать личность во всех людях,  общаться на равных с окружающими, принимать их  такими, какие есть. В некотором смысле спектакль можно отнести к арт-терапии. Кировский театр кукол тоже  начинает в октябре этого года большой социальный проект по работе с детьми с ограниченными  возможностями. Предполагается выезд артистов  на дом с показом спектаклей, в реабилитационные центры,  дома-интернаты. Но это все будет после фестиваля «Вятка – город детства!» - и серьезные начинания и новая  работа на благо детей и взрослых. А сейчас у нас праздник!   Приходите на фестиваль! Будем рады  всем гостям! За одним и спросим у артистов, как будет по-татарски «Цветик-семицветик»?

После обеда членов жюри, гостей и участников фестиваля ждала познавательная экскурсия на фабрику игрушек «Весна»!  Живешь в одном городе и не находишь время, чтобы познакомиться с уникальным производством детской игрушки! Только благодаря таким вот праздникам-фестивалям и удается вырваться из круга привычных дел и забот, принять участие в интересном представлении под названием «фабрика игрушек». Было что посмотреть. Замечательный музей игрушек находится на 5 этаже нового корпуса. Путь неблизкий, но он того стоил. При взгляде на экспонаты глаза разбегались. В витринах стояли, сидели, лежали десятки кукол, многие из которых были выпущены во второй половине прошлого века. Фабрика свое рождение получила в 1942 году в годы Отечественной войны. Тысячи детишек были эвакуированы в г. Киров. Им нужны были игрушки в тяжелое военное время. Им нужно было будущее. А какое будущее без игрушек?  Прямо на полу в центре музея лежит мохнатая огромная собака. Не бойтесь, она тоже игрушечная. Одна артистка с восторгом на нее повалилась и зарылась в толстой шкуре. На что член жюри Шацкий В.Н. заметил: «Вот, вот, на такой собачке в сказке «Огниво» и доставляли к главному герою принцессу!» Была в музее представлена куколка «Стилист». Точная копия парикмахера и певца Сергея Зверева. Не сам заказывал. Приятели попросили сделать. Она выглядит посимпатичней образца.

 Время отдыха подошло к концу. Снова Кировский театр открывает свои гостеприимные двери. На этот раз в  14. 30 и 18.00 зрителей ждал спектакль «Коняги» М. Яремчук по пьесе Р. Московой  Курганского театра   кукол «Гулливер». Широко шагает «Гулливер» по фестивальным землям. Вот и до Вятки дошел! Спектакль «Коняги» - тонкая лирическая  притча с яркими цветами романтики, которые  так сложно увидеть в серых  буднях «без яблок».Всегда немного страшно смотреть вперед, поэтому главные герои этой истории – старый  Конь и Хозяин балагана по привычке глядят под ноги, так спокойнее, так проще брести по дороге. Но  однажды  они встретили они встретили  жеребенка, и все начинает меняться. Оказывается и серая  обыденность способна заиграть веселыми добрыми красками и можно без страха посмотреть вперед. В  спектакле много символов и интересных режиссерских находок. Пожалуй, заявленный возрастной адрес от 7  лет, будет маловат для такой глубокой постановки. В ней проработан до мелочей каждый образ, всякий  эпизод выверен с точностью. Это было настоящее искусство без преувеличений.

Третий день фестиваля

Третий день фестиваля для Лобненского театра кукол «Куклы и люди» начался с  выезда в дом культуры «Маяк» показом спектакля «Золотая рыбка». Участники и гости фестиваля увидят ее в воскресенье. Так что половить « Золотую рыбку» в чистом море творчества мы еще успеем. А других многочисленных гостей и участников фестиваля поджидал автобус в 9.00 и 11.00 в золотой осенний день на экскурсию по городу, мимо древних оврагов, по легендарным холмам и спускам, по старинным улочкам, в осенении   куполов храмов и монастырей. Все приезжающие в Вятку с удивлением отмечают ее тихую мягкую провинциальность, спокойствие и размеренность жизни горожан. Нам-то жителям города так не кажется, мы бежим, летим, охаем и ахаем. Но видимо со стороны виднее. «Город детства» как к тебе, Вятка, подходит это имя!

Вернемся в наш  Кировский театр кукол. В 14. 30 и 18.00.  на сцене начался показ знаменитой Брехтовской пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», трагифарс,  режиссер Алишер Багамедов.  Идет война. Мамаша Кураж торгует. Жизнь,  смерть, все продается. Только плати. Люди превращаются в бесплотные  существа, готовые принять любую удобную форму, извиваться и прятаться, лишь бы выжить. Героям Брехта только кажется, что они идут вперед, но становится абсолютно ясно, что это всего лишь бег по замкнутому кругу. И первая по этому кругу бредет Мамаша Кураж, не замечая, что с каждым пройденным кругом теряет детей, совесть, уважение людей, свою коммерцию, наконец. Зачем ей это? Ради чего, такие страдания? Чтобы торговать мешками с пулями? От Жизни можно укрыться не только в алкогольном или наркотическом мороке, не только забиться в душную нору человеческих страстей, можно и как Мамаша, до конца погрузиться в  свинцовые воды Материального. И не важно, что это будет - торговля, работа на износ или война. О серьезном и трагическом этот  спектакль. Не отпускает. Крепко держит. Да и пусть себе держит. Ради этого и фестиваль, ради таких впечатлений и живем!

Перед вторым показом спектакля Шадский В.Н. в малом зале провел мастер-класс по сценическому движению. На приглашение  поработать с таким талантливым режиссером,  откликнулась почтенное число участников фестиваля, да и гости не подкачали. Полчаса пролетела незаметно, а  приобретенный опыт останется на всю жизнь.

Четвертый день фестиваля

С первых утренним часов в четвертый день фестиваля в нашем театре кукол  было не продохнуть. Монтировщики, «световики» и «звуковики» летали как ошпаренные. Необходимо было срочно подготовить к сегодняшнему показу сразу два спектакля. Один в 11.00 и 13.00 «Курочка Ряба,     или сказка о простом счастье и золотом несчастье» А. Макеева, режиссер Виктор Савин, Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова. И второй спектакль  в 16.00. «Кощей+Василиса=?»  Курского театра кукол, режиссер Валерий Бугаев. Успели! Оба спектакля были полностью готовы к назначенному времени показа.  Следует добавить, что перед каждым спектаклем силами кировской труппы проходят их театрализованные анонсы.  Вот, к примеру, анонс к спектаклю «Кощей+Василиса=?», разыгранный все теми же героями «Золотого ключика». На сцену выходят Арлекин и Карабас Барабас.

Карабас Барабас. Мое почтение, сильноуважаемые зрители!

Арлекин. Наше вам  с пряниками, с сухарями-баранками, публика-республика! Здравствуйте, многовозражаемый Карабас Карабас! (дает Карабасу затрещину)

Карабас Барабас. За что? Ты почему дерешься?

Арлекин. Ха! Я дерусь? Я еще и не начинал! (дает Карабасу затрещину)

Карабас Барабас. Я сейчас озверею! За что ты меня тузишь?

Арлекин. А за все хорошее! За девочку, например, премудрую с голубыми волосами!

Карабас Барабас. Что я ей сделал плохого?

Арлекин. Что сделал? Жениться на ней хотел!

Карабас Барабас (хнычет). Не правда, это меня на ней  все куклы женить хотели. Еле-еле отбрыкался.

Арлекин.  У такого как же отбрыкаешься! Хочешь посмотреть как один такой доотбрыкивался?

Карабас Барабас. Хочу. А это не страшно? Меня баба-яга не слопает с потрохами и перьями?

Арлекин. Ха! Это жутко смешно, старш-ш-шно весело, кошмарно забавно! На сцене Курский театр кукол со спектаклей «Кощей+ Василиса=?»

Карабас Барабас. Чему равно? Я не понял, я опять зверею.

Арлекин. Посмотришь – узнаешь, узнаешь – поймешь. А поймешь – мало не покажется!

Сам спектакль, названный режиссером Валерием Бугаевым «вроде русской сказки, только наперекосяк» очень смешной и вместе с тем поучительный. Особенно для юношей.  Острохарактерные куклы незабываемы. Как увидел, так и запомнил. Простодушно-искреннее звучание балалайки придает всему спектаклю неповторимую живую атмосферу русской горницы. Привычные персонажи – Баба Яга, Кощей Бессмертный,  поставленные по сюжету в необычные условия  поступают совсем нетрадиционно. Почему в конце названия поставлен знак вопроса? До самой последней минуты представления совершенно неясно, чем закончится   дуэт этих двух сказочных персонажей. Надежда не обманула - все герои сказки остались живы-здоровы, многому чему научились. Хотя Василиса была настроена весь спектакль   воинственно. Сковородка чугунная в ее белой ручке так и летала. Доставалось Ивану нещадно, так что порой он полностью отключается от  волшебных событий. Баба Яга  не отставала от Василисы. Лупила по голове без всякого сочувствия.

 «БАБА-ЯГА  бьет Ивана по голове сковородкой.

 ИВАН – Что ж вы…Больно ведь! /падает в обморок/

БАБА-ЯГА – Продолжаем разговор…Марфа… то есть Василиса. Так   правильнее  будет. Вот, Кощеюшка, знакомься, это невеста твоя – Василиса.

КОЩЕЙ – Страшненькая больно.

БАБА-ЯГА – Почистим-помоем, красавицей станет.

 ВАСИЛИСА – Только подойди…

Кощею тоже доставалось на орехи. Со стороны очень смешно, между прочим. Таким вот образом сильные и прекрасные женщины направляют современных героических мужчин к добру и свету.

«БАБА-ЯГА берет сковороду и бьет Кощея. Тот падает без чувств.

ВАСИЛИСА – Ты зачем это сделала? Ведь покаялся он.

БАБА- ЯГА – Так я ему и поверила. Как же, покаялся он. Так, тихо. Раскричались тут. Подумать спокойно не дадут! Мысля меня тут посетила! Чертовски хитрая и нечеловечески умная. Идите-ка сюда…»        

Иван, однако, парень не промах. Задним умом  смекалистый  герой ой как крепок.  Закалка-тренировка сковородная не прошла даром.  Он нашел  замечательный выход из сложной сказочной ситуации. Никто из героев не остался один на один со своими печалями, обидами и горестями. Надеемся, что и зрители наши получили во время спектакля заряд  бодрости и веселья.

Мы не забыли про 11.00. и 13.00. часовую «Курочку Рябу» режиссера Виктора Савина, Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова. Может быть, она уже снесла золотой сюрприз для зрителей? Спектакль поставлен по пьесе  драматурга Артема Макеева.   С детства знакомый сюжет о курочке, снесшей золотое яйцо, получил новое оригинальное прочтение. Веселый, увлекательный и динамичный спектакль - современная версия русской народной сказки – не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых. Шутя и играя, смеясь и балагуря, Смоленский театр  заставляет всерьез задуматься о том, что никакое богатство не заменит радости простого человеческого счастья и добрых семейных отношений.

Как всегда в обеденный перерыв гостей и участников фестиваля ждала культурная программа. На этот день было запланировано посещение музеев: Палеонтологии, Домика-усадьбы Хохрякова и Васнецовского. Не все успели везде побывать, но главное, как говорится, усердие и качество. «Галопом не только по Европам» по Вятским музеям тоже ни к чему. В этот же вечер 22 сентября было проведено в малом зале нашего театра кукол творческом обсуждение  всех просмотренных спектаклей на фестивале «Вятка – город детства». В обсуждение самое живое участие приняли члены жюри и гости. Для многих театров трезвая, аргументированная спокойная оценка их представлений была полезной и интересной. Тем более, если театр не огульно «ругают», а обоснованно показывают все «удачи» и «малоудачи» спектакля.

Пятый день фестиваля

Пятый день! Воскресенье! Сразу три спектакля были подготовлены к фестивальному просмотрю. Жюри «заряжено». Гости и участники обогреты, накормлены. Зрителей полный зал. Все сотрудники театра несут фестивальную вахту. Каждый на своем посту. Итак, встречайте «Аленький цветочек» в исполнении Оренбургского театра кукол в 11.00 и 13.00! На сцене большого зала Карабас Барабас и Мальвина.

Карабас Барабас.  Добрый день, почтеннейшая публика!

Мальвина. Здравствуйте, милые мальчики и девочки!

Карабас Барабас. О, Мальвина! Рад тебя видеть! Ты стал еще прекрасней!

Мальвина. Спасибо!

Карабас Барабас. То есть еще больше стало похожа на учительницу.

Мальвина. А Вы стали еще добрей и проницательней  Карабас Барабас!

Карабас Барабас. Что ж это не удивительно! Ведь я целыми днями читаю сказки. Сказки и больше ничего!

Мальвина. Как я рада за Вас! Вы станете еще добрей, если увидите одну из сказок на этой сцене.

Карабас Барабас. Это какую же?

Мальвина. «Аленький цветочек» в исполнении Оренбургского театра кукол. Она немного и про Вас, уважаемый Карабас Барабас. Там про чудовище!

Карабас Барабас.   Про чудовище и про меня всегда смотреть интересно! Поспешим, Мальвина. Сказка начинается.

Мальвина. Ах, мне уже чуточку страшновато…

Карабас Барабас. Не бойся, я с тобой.

Оренбургский театр посвятил юбилею писателя  по  сказке С. Аксакова свою премьеру. Спектакль в жанре лирического лубка позволил увидеть новые грани доброй старой сказки и напомнить известную истину о том, что преданность, верность и доброта всегда будут вознаграждены.   В этой истории  появилось много подробностей, позволяющих лучше понять, почему это Настеньке, младшенькой дочери купца богатого, понадобился цветочек аленький, и как она смогла побороть далеко от дома в полном одиночестве все свои страхи и сомнения. Любовь как обычно победила страх. Но почему так часто любовь нас пугает, является нам в устрашающем облике? Кто посмотрел спектакль, у того найдутся ответы на все «проклятые вопросы». Сказка в постановке Оренбургского театра кукол обладает совсем нешуточным смыслом.

В это же время на малой сцене в 11.00 и 13.00. была показан спектакль « Золотая рыбка» Лобненского театра кукол «Куклы и люди», режиссер Жанна Демихова. В  яркой, интерактивной форме спектакль не только рассказал всем известную историю, но и вовлек маленького доверчивого зрителя  в систему поэтапного выбора  между добродетелями старика и растущей алчностью старухи. Представление является образным путеводным пособием  для ориентирования на карте жизненных ценностей. Откуда вдруг зарождается такая алчность в старухе? Жила-горевала, в шелках не ходила.  Медленно, но неуклонно растет зло в человеке, если его  ежедневно не окорачивать. И еще заставляет задуматься спектакль. Как Старик мог «поймать» Золотую рыбку, Владычицу морскую? Только, если она сама того пожелала! А если сама рыбка этого пожелала, то история принимает совсем другой оборот. Спектакль «Золотая рыбка» был представлен на  Международных  и Всероссийских театральных фестивалях. Он, получив высокую оценку критикой и зрителями, стал  Лауреатом и Дипломантом.

В 16.00 в Большом зале театра кукол вновь был показан спектакль «Кощей+Василиса=?»  Курского театра кукол, режиссер Валерий Бугаев. Повторяться не будем. Единственное, что стоит заметить. Артисты играли так же вдохновенно и радостно, как и в первый день. Им самим нравится эта «сказка наперекосяк». В нее можно погружаться бесконечно. Герои-то каковы? Кощей, Баба-Яга, Василиса, Иван! Вечные архетипы социального поведения. Думать надо головой, а не о сковородку стукаться.

В 16.00 в малом зале Шадский В.Н.  провел еще один мастер-класс по сценическому движению. Как и прежний, он мало кем остался без внимания. Простое общение с талантливым остроумным человеком уже само по себе в радость. А тут еще и мастер-класс! 

В это же время в театральной детской студии «ЗА-БА-ВА» режиссером-постановщиком Аленой Лысовой был проведен детский  мастер-класс.

Отбоя от желающих не было. Да и как желающие могут «отбиться», если занятие проводит такой яркий талантливый педагог? Это немыслимо!

Шестой день фестиваля

Подходит к своему завершению неделя фестиваля. Немного грустно, что так быстро все прошло. Просто мгновенно! А сколько было подготовки, переживаний, сомнений! Сегодня 24 сентября на фестивале два показа. В 10.30 и 13.00. театр кукол Удмуртской Республики, г. Ижевск со сказкой-притчей «Рикки-Тикки-Тави», режиссер А. Лабушкин. И наш спектакль «Палата №9», так как пишут иногда про нас в Вятской прессе  - «местный» в 18.00., режиссер Б. Константинов.

Что написать про первый спектакль-притчу? Выразительные куклы, замечательная музыка, оригинальная трактовка нестареющего сюжета – всё это производит большое впечатление. Добавьте к этому красочность, музыкальность, использование различных театральных приемов: от куклы и маски до песен и танцев, и можно получить довольное точное представление о спектакле. Но сложилось такое чувство, что к удивительной сказке Киплинга все это изобилие имеет малое отношение. Р. Киплинг стал известен своей детской  книгой про  «Маугли». Однако, автор  не прост. За видимой ясностью повествования,   яркостью сюжетных ходов  он поднимает в своих произведениях, статьях и стихах совсем не детский разговор о месте человека на земле в контексте современной культуры. Нужно обладать известной творческой смелостью, чтобы «одолеть» такого своеобразного писателя. Можно легко увлечься внешними перипетиями событий его прозы, оставив без внимания  философскую глубину и неоднозначность. Похоже, ижевскому коллективу театра кукол  полностью не удалось соблюсти «золотую середину».

А теперь перейдем к спектаклю принимающей стороны, к «Палате №9» . Спектакль сложный, по настоящему и однозначно «взрослый». Каждая сцена задевает за живое, бьёт по нервам. В нем много метафор и символов. Может быть они кому-то и надоедают своей навязчивостью, но они «работают», не рассыпаются. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. А это сегодня в театре большая редкость! Для суховатого, нарочито приземленного Чехова такой подход не совсем обычен. Но он себя полностью оправдал. Все скрытые метафоры, знаки и символы достаточно прозрачны и узнаваемы, так что даже неподготовленный зритель сможет их прочесть и оценить.  В спектакле занята вся актерская труппа.  Их  игра восхищает! Работа с куклами выше всяких похвал. Да и сами куклы, такие изжеванные жизнью огромные мотки  бумаги, достигают до самого дна сердца. Потрясающая сценография, прекрасный звук, слаженная групповая работа! Совместный труд артистов можно назвать самоотверженным служением «искусству оживающих кукол» и театру.

Грубые манеры и грязная телогрейка санитара Никиты более  понятна обществу, чем глубина светлых глаз «сумасшедшего» Ванечки. На  боль  герой   повести отвечает криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением.    И ты начинаешь  понимать, что куклы более человечны, чем кажутся, а люди  живут и двигаются как бездушные куклы. Мир перевернут…, как и сама цифра «6», предложенная доктором Чеховым, сорвавшись с гвоздя, превращается в цифру «9».  История о равнодушии людей и зыбкости бытия   актуальна и современна.

"Палата № 9" - не для маленьких зрителей, а для старшеклассников и взрослых. Нашему  театру кукол не в новинку серьезные драматические работы.  В 70-80-е годы прошлого века на его сцене успешно шли спектакли для взрослой аудитории: "Пристанище", "До третьих петухов", "Женитьба".  "Палата № 9" - возвращение к традициям и способ привлечь новых зрителей, раскрыв перед ними практически безграничные  возможности театра кукол. Большинство о них даже не догадывается. 

Но это все рабочие творческие моменты фестиваля. Было проведено в этот день для гостей и участников  еще одно удивительное мероприятие: презентация и мастер-класс по Дымковской игрушке в студии-лавке наших вятских мастериц-дымковиц. Каждый мог при содействии мастерицы слепить игрушку, раскрасить ее и увезти с собой в подарок ближним. Такой шанс мало кто упустил.

19.30. в малом зале было проведено обсуждение следующих спектаклей: «Аленький цветочек», «Рикки-Тикки-Тави», «Палата №9» и «Золотая рыбка». От жюри фестиваля «досталось» всем театрам. Это их работа: повышать наш творческий уровень. Хотелось бы только заметить. Мы с детства учимся больше обращать внимания на недостатки, чем на достоинства. Если ребенок делает понимать, что куклы более человечны, чем кажутся, а люди понимать, что куклы более человечны, чем кажутся, а люди все правильно, его мало кто и замечает. Подобное отношение во взрослом состояние часто  переносится и на творчество.

Седьмой день фестиваля. Закрытие.

С утра погода не заладилась. Но это погода. А наш фестиваль продолжался солнечно! В 10.30 и 12.30. Вологодский  театр кукол «Теремок» представил спектакль по зрителей. В зале все время звучал детский смех. Добрый детский смех, которого нам сегодня так не хватает в наших домах и дворах. Пожалуй, на фестивале это был самые светлый и смешной спектакль. Гоголь умирал от смеха, когда Пушкин впервые прочитал ему свою народную поэму. Что же говорить, если к авторскому  тексту театр кукол «Теремок» добавил свои артистические и художественные таланты? Зрелище незабываемое, смотрится на одном дыхании. Спектакль наполнен настоящим  русским колоритом, но в то же время он неподражаемо современен.

Торжественное закрытие фестиваля. Вручение наград.

Ровно в 16.00. в большом зале театра кукол им. А.Н. Афанасьева зазвучали фанфары. Тяжелый занавес открылся. 

На сцене появились Буратино и Мальвина. Кот Базилио, Лиса Алиса и Карабас Барабас, которые вновь попытались облапошить «уважаемую публику», получить Гран-при фестиваля и награды во всех номинациях, но Буратино с Мальвиной легко с ними справились, отправив их за наградами… в буфет.  Кто часто обманывает, тот теряет чувство реальности. После этого легкого «злодейского» эпатажа публики  главный режиссер пригласил на сцену членов жюри в полном составе. Они-то и награждали всех номинантов.

Итак, в номинации «Лучший спектакль» не победил никто. Жюри единогласно решило гран-при фестиваля никому не присуждать.

В номинации «Лучшая режиссерская работа» не победил ни один из театров. Большинством голосов номинацию решено не присуждать.

В номинации «лучшее художественное оформление спектакля» победила Марина Зорина, художник спектакля «Аленький цветочек», Оренбургский областной театр кукол.

В номинации «лучшее музыкальное оформление спектакля»  победил спектакль «Палата №9», Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева.

В номинации  «Лучшая актерская работа»  в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети»  за роль Мамаши Кураж была награждена Екатерине Замула, Озерский театр кукол «Золотой петушок».

В номинации  «Лучшая актерская работа» за роль Кощея  в спектакле «Кощей+Василиса+?» был награжден Игорь Семяновский, Курский государственный театр кукол.

В номинации  «Лучшая актерская работа» за роли в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети»  был награжден Сергей Гальперин, Озерский театр кукол «Золотой петушок».

В номинации  «Лучшая актерская работа» за роли  в спектакле «Сказка о попе и работнике его Балде »  был награжден Валентин Овсянников, Вологодский театр кукол «Теремок».

Специальный приз фестиваля  «За оригинальное сценографическое  решение спектакля» получила Леся Лучко за спектакль «Коняги», Курганский театр кукол «Гулливер».

Поздравление закончилось. «Любите свой театр! – В заключительном слове сказала председатель жюри Глазунова Ольга Леонидовна. - Любите куклу. Любовь зрителей к вам придет сама. А «мэр города детства» станет взрослым и будет жить долго и счастливо!

На этом межрегиональный фестиваль театров кукол «Вятка –город детства» завершил свою работу. Гости и участники фестиваля  попрощались с гостеприимным театром кукол имени А.Н. Афанасьева, с Вяткой, ставшей для них символическим «городом детства». Пройдет два года.  Фестиваль  вновь поднимет праздничный флаг. Сердца наполнятся радостным ожиданием. Будут новые  встречи, новые творческие свершения и спектакли. Будут новые победы и удачи. Все будет, даже белые слоны.

А. Антонов