С 8 по 15 апреля 2011 г. в на площадке нашего театра проходило грандиозное для города событие – Международный фестиваль театров кукол «Ковчег».
И дело не только в том, что география фестивальных постановок внушительна: Япония-Чехия, Словения-Швеция, Босния и Герцеговина, Белоруссия, Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Южно-Сахалинск, и даже не в том, что спектакли были именитые – лауреаты престижных театральных премий, но и в уникальности самого действа - на вятской землемеждународный театральный фестиваль проходил впервые.
«Ковчег» - единственный фестиваль театров кукол, не имеющий «постоянной прописки» в каком либо городе России. Организаторы – Творческое объединение «КультПроект».
Основная задача проведения Фестиваля – формирование не только лояльного отношения к театру кукол и самым достойным образцам отечественных и зарубежных постановок, но и воспитание любви к миру «оживающих» кукол.
Кукольный театр – это, конечно, всегда волшебство. Но чтобы ребенок поверил в «тряпичного артиста», прежде в куклу должен поверить тот единственный взрослый, который ей управляет.
Например, Виктор Антонов – автор необычного спектакля «Цирк на нитях», известного на весь мир. Он сделал кукол своими руками, придумал для каждой цирковой трюк и характер, выступил режиссером спектакля и актером, виртуозно работающим с марионеткой.
«Спектакль, как и цирк, увлекает зрителя самого разного возраста – уточнил Виктор Антонов. - Этому спектаклю более десяти лет. Мои куклы дали сотни представлений в разных уголках мира. Они живут своей собственной жизнью, иногда мне кажется, что они сами по себе выбегают на манеж и сами всё делают, а мне остается только успевать за ними и не отставать от того действа, которое происходит на сцене».
Кроме того, в рамках фестиваля «Ковчег» петербургский кукловод дал актёрам Кировского театра кукол мастер-класс по вождению куклы - марионетки.
Еще один мастер-класс, но уже для ребятишек, провел Матиа Сольце – молодой и очень талантливый мастер - кукольник из Словении.
Матиа вместе с учениками детской студии «Академия ЗА-БА-ВА» создавал куклу «из всего, что было»: ткани, ниток, пуговиц, носочков.
«Кукольный спектакль для меня - это интерактивное общение, это игра, в процессе которой я делюсь со зрителями своим опытом» - уточнил актер.
Матиа - музыкант, актер, художник. Со своими куклами он объездил полмира, стал обладателем множества престижных премий. В Киров Матиа Сольце привёз спектакль "Осторожно лось", в котором виртуозно сочетаются пластика рук, искусство театра кукол и живая музыка.
Московский театр «Практика» приехал в Киров с необычным проектом - спектаклем «Сказка, которая не была написана». Она повествует о Принцессе, у которой не было своей истории.
Театр теней, анимация, изнанка кулис, создание спектакля в соавторстве со зрителем – вот что демонстрировали на сцене Кировского театра кукол режиссеры спектакля Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Это ученики талантливейших создателей театра «Тень».
Они уже успели поставить несколько спектаклей в разных театрах России и стать обладателями серьезных наград. Их постановки – редкая возможность приоткрыть занавес и увидеть собственными глазами «изнанку» спектакля, чтобы еще раз убедиться – чудеса существуют. И мы создаем их своими руками.
В стильном и проникновенном спектакле Минского театра кукол «Чайка. Опыт прочтения» много и мастерски играют. Актеры играют в куклы, герои играют в страсти, постановщики играют масштабами, подчеркивая театральную условность.
Переводя персонажей хрестоматийной пьесы в плоскость кукольной сцены, режиссер, заставляет их существовать в стихии фарса и фантасмагории: намеренно играет масштабами, пишет яркие образы.
Именно этот спектакль так заворожил взрослого зрителя, заставил удивиться многогранной «жизни» кукол на сцене и восхититься яркими красками театрального холста.
Удивительна была и ювелирная работа актрисы Элины Агеевой из Санкт-Петербургского театра «Кукольный дом», управляющей спектакле «Спящая красавица тридцатью марионетками. Театр из Пензы с аналогичным названием завоевал любовь малышей своей постановкой «Жили-были» по классическому сюжету о Машеньке и медведе. Попробовать во время спектакля настоящие пирожки и потопать ножками в такт веселой музыке - что может быть интереснее!
А что любят подростки? Конечно, роботов. Нашелся спектакль и для них – Рыбинский театр кукол представил на Фестивале свою постановку «Сказки роботов».
Очень необычный проект на фестиваль «Ковчег» привез Сахалинский театр кукол. В спектакле «Линии судьбы» нет кукол как таковых. При помощи веревок, приобретающих форму различных предметов, актеры рассказали нам о жизни человека, переживающего испытания всевозможными искушениями. Получилось очень трогательно и авангардно.
Автор спектакля «Легенды леса» - японский режиссер, художник и актер театра кукол Нориюки Сава – неслучайно основой для своей постановки выбрал древние японские легенды. История об одиноком страннике, оказавшемся в волшебном лесу, о борьбе между жизнью и смертью, об искушении и испытании духа воплощена с поистине восточной лаконичностью и понятна без единого слова.
Нори Сава – преподаватель Пражской Академии музыкального и театрального искусства, Стэндфордского университета и Лондонской Школы театра кукол – в 1999 г. был удостоен премии Франца Кафки именно за этот спектакль. На сцене Кировского театра кукол данная постановка прошла с аншлагом, и зрители еще долго не хотели отпускать актера со сцены. Значит ли это, что Нори – талантливейший кукольник? Безусловно. Но и, конечно, важен тот факт, что этнические темы очень интересны для современного зрителя.
Стоит отметить, что и в репертуаре Кировского театра кукол с недавнего времени есть спектакль для взрослой аудитории, в основу которого легло удивительно яркое, наполненное светом и японским колоритом сказочное действо.
Традиционный для японского театра ведущий - Гидаю, этническая музыка, национальные костюмы и прически героев – вот тот внешний антураж, который воссоздает удивительную и неповторимую атмосферу страны Восходящего солнца. При, казалось бы, внешнем минимализме – максимум любви и внутренних переживаний героев.
«Журавлиные перья» в постановке главного режиссера театра кукол Владимира Злобина- это философская притча, созданная по мотивам японской народной сказки. Спектакль о любви и предательстве, о невозможности удержать красоту и невыносимом выборе между любовью и стяжательством.
И еще о тайне и о том, что нам не надо обязательно все видеть, анализировать и доказывать, достаточно просто чувствовать сердцем и верить. Все самое важное в жизни мы понимаем именно так.
Поэтому, ходите в театр, люди добрые, и верьте в чудеса!