«КУК­ЛА ХО­ДИТ ТУ­ДА, КУ­ДА ХО­ЧЕТ»

В театре кукол возобновились репетиции спектакля «Крошечка-Хаврошечка» по одноименной русской народной сказке. Очень своевременно перед будущей премьерой   состоялся онлайн-семинар по основным тенденциям театра кукол в мире. Его проведение 9 июля стало возможным благодаря прямому содействию СТД России.  В семинаре приняли участие актеры и сотрудники театра. Провела семинар режиссер, педагог, театровед Анна Иванова-Брашинская (ЛЛФТ, Санкт-Петербург).

Семинар не был академическим. Известный театральный теоретик и практик в свободной форме, предполагавшей вопросы и ответы, поделилась своими мыслями о бессмертной роли Куклы в социуме, об особенностях мировосприятия в разные исторические эпохи и зеркальности кукольных шаблонов, о сложной феменологической связи между используемой системой кукол и идеей спектакля, о важности понимания режиссером и актерами выбранных театральных техник для раскрытия своего замысла.  Присутствующим на семинаре было очевидно, что все размышления Анны Ивановой-Брашинской это не голая сухая теория, а серьезный опыт ума и сердца талантливого и глубокого человека.  Спасибо ей за содержательную встречу!  

Краткий дискурс  онлайн-семинара получился такой:

– Сегодня  в драме актеры перестают играть, в музыкальном театре – петь, в танцевальном – танцевать. А из театра кукол исчезает кукла, но она появляется там, где ее не ждали.  Что происходит? Меняется наше представление о мире, о месте человека в нем. Искусство театра кукол опережает наше рацио.

– Кукла уходит, но это не проблема куклы. Куклы с большой буквы. Она никогда не исчезнет из культуры. Она вечна, бессмертна. Ее роль в человеческом обществе метафизическая. У ней всегда будет своя культурная ниша.

– Каждая кукла – модель микрокосмоса, отражающая  большой мир, вселенную, поэтому разные модели кукол – разные способы воспринимать, осмысливать макрокосмос.  Театр кукол – отражающее зеркало.

– Куклы не имеют авторов. Их никто не придумывал. Люди их просто создавали в зависимости от своего миропонимания.

– В разные эпохи появлялись разные куклы. Человек под куклой (ширма), человек над куклой (марионетка), человек за куклой (планшет), человек вне куклы и так далее.  Это не только технология, но и способ отражать, воспринимать мир, метод взаимодействия с моделью вселенной.

– Самое удивительное, что в 21 веке кукла на сцене стала в рост человека.

– Ширма дает тайну, в том числе и устройства мира.  Кукла двигается, но от нас скрыто, как и почему. Планшетная техника – человек рядом с куклой, тайна обнажена, устроение мира рационализировано.  Мы видим почему и как совершает движения кукла, как совершается событие на сцене. Очевидный поворот в сторону позитивизма 21 века.

– Кукла всегда на границе между живым и живым, между неживым и неживым, между живым и неживым в одном пространстве. Она – таможенник, всегда на стыке двух миров. Ей дано право взаимодействовать, ходить между мирами.

– Актер-кукольник может сделать себя частью куклы, стать на границе реального и таинственного, прошлого и будущего.

– Кукла не скрипка, не художественный скальпель, не просто инструмент. Она не связана с какими-то определенными качествами. Самое главное в кукле, что она не человек. Что она – кукла! Когда рядом с куклой виден человек, то кукла становится куклой. С помощью куклы мы исследует, кто такой и что такое человек? Что нами движет?

– Традиционный театр не сомневался, а современное искусство сомневается во всем, в себе тоже. Театр кукол место, где кукла, актеры и зрители испытывают друг друга на прочность, вместе ищут смысл.

– Актер и кукла оживляют друг друга. Благодаря кукле, кукловод отсекает в себе все отжившее, ветхое; поддерживая все новое, преображающее.

– Выбор для спектакля режиссером той или иной системы кукол – философский, идеологический. Здесь крайне важно не ошибиться.

Об Анне Ивановой-Брашинской

Режиссер, педагог, театровед. Живет в России и Финляндии, сотрудничает с независимыми и государственными театральными коллективами в России и за рубежом, проводит лекции и мастер-классы.

Арт-директор «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол» и Летней лаборатории фигуративного театра (ЛЛФТ, Санкт-Петербург). Живет в России и Финляндии, активно сотрудничает с независимыми и государственными театральными коллективами в России и за рубежом, поводит лекции и мастер-классы в различных театральных школах Европы, занимается историей и теорией театра кукол.

В 2001 году стала одним из инициаторов создания отделения театра кукол на факультете исполнительских искусств Академии искусств города Турку, фактически подарив финским кукольникам профессиональную школу. С 2005 года активно работает как режиссер. Номинант высшей театральной премии «Золотая маска».

Спектакль «Далеко-далеко», поставленный в петербургском Большом театре кукол (2014), с успехом гастролирует по всему миру, получая высокие оценки крупнейших театральных фестивалей (в том числе Шарлевиль-Мезьер, Франция).

Среди работ — спектакли как для взрослых, так и для самых маленьких зрителей, только открывающих для себя окружающий мир. Мир, который не нуждается в словесном тексте и состоит из оживших предметов и материй, складывающихся в причудливые истории. Или из выразительных кукольных образов и визуальных метафор, вскрывающих глубокие философские темы.

Арт-директор «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол» и Летней лаборатории фигуративного театра (ЛЛФТ, Санкт-Петербург). Живет в России и Финляндии, активно сотрудничает с независимыми и государственными театральными коллективами в России и за рубежом, поводит лекции и мастер-классы в различных театральных школах Европы, занимается историей и теорией театра кукол.