«КУ­БИ­КИ» — Э­ТО ПРАЗ­ДНИК ЖИЗ­НИ

Меняется жизнь, меняются жизненные условия и сами дети. Но любовь к театру кукол остается навсегда. В наш город по приглашению Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева приехал для постановки спектакля «Кубики» режиссер из Санкт-Петербурга Денис Соколов. Давайте поближе познакомимся с режиссером-постановщиком перед скорой ноябрьской премьерой.

- Денис Витальевич, расскажите о себе. Откуда вы родом, где учились?

- Родился я городе Йошкар-Ола. В школе я учился плохо, поэтому занимался всяческой художественной самодеятельностью. Принимал участие во многих мероприятиях и праздниках, которые проводились в городе. Так я познал всю прелесть работы аниматором. После школы я сразу поехал в Екатеринбург и поступил в театральный институт на актера-кукловода. Учился у мастера нашего курса Жукова Сергея Константиновича. Он сделал кафедру театра кукол брендом. Жуковцы – так мы себя называем. Не секрет, что на кукольное отделение поступают в основном те, кто слетел с туров на драму. Вот таких птенцов с подбитыми крыльями Сергей Константинович и собирал, отряхивал пыль, протирал глазницы, налаживал правильный взмах и – вперед! И концу первого курса уже никто не хотел переводиться на драму. Он учил чувствовать свою исключительность и верить в себя. Умный, чуткий, юморной, терпеливейший мастер. Иногда казалось, что он провидец и маг. Он видел суть каждого, знал про твои сомнения и искания и, между делом, направлял, как бы случайно подкидывая нужное тебе слово или верную мысль. Он научил будить свою творческую природу, доверять ей и не допускать никаких компромиссов в творчестве. После окончания института я проработал три месяца в Екатеринбургском театре кукол, а потом уволился.

- Почему вышли из числа актеров Екатеринбургского театра кукол?

- Поиски, поиски! Когда учился у Жукова на курсе, то представлял, что после учебы попаду в идеальный театр. Теперь я понимаю, идеальный театр нужно строить самому. Поехал работать в Нижневартовский театр кукол, мне там обещали помочь с квартирой, но тут в 98 году случился дефолт, надежда на получение квартиры исчезла, и я вернулся в Екатеринбург к своему мастеру Сергею Константиновичу. Два годы был у него помощником, ассистентом. А потом решил – Москва меня заждалась. В столице я попал в Московский детский камерный театр кукол. Случайно в него попал, шел по улице, увидел объявление, что требуются актеры, зашел в театр и меня приняли. После переехал в 2008 году в Санкт-Петербург. Пока осваивался в новом городе, решил поработать в «Кукольном театре сказки» под началом художественного руководителя Игоря Всеволодовича Игнатьева. Чуть позже творческие пути меня свели с Натальей Смородиновой в только что созданным театром кукол «Конфитюр». И мы в творческом тандеме стали создавать свой идеальный театр. Театр развивался, решил и я поучиться. Заочно окончил Ярославский театральный институт, учился на кафедре режиссуры театра кукол, мастером курса был Баджи Валерий Ильич

- Похоже, вы создали идеал театра, о котором мечтали в юности. Ваша идея воплотилась. В Кировском театре кукол вы тоже хотите воплотить мечту об идеальном спектакле «Кубики» для самых маленьких? Кстати, почему название спектакля - «Кубики», а не пазлы, шарики или треугольники?

- Кубики – это первое с чем начинает играть малыш. Кубики устойчивые, не падают, дают играющему ребенку уверенность в жизни. Кубик – это безопасно. Он никуда не укатится, его нельзя сломать. В нем чувствуется архетипичность. Кубик, словно первооснова для создания мира.

- Что же увидят, воспримут малыши и родители в спектакле «Кубики»?

- Кубики – начальное условие в спектакле, но кроме них будут еще и другие геометрические фигуры. Внешне спектакль будет похож на маленький геометрический цирк. Прямо на глазах у детей разные фигуры будут превращаться в живые существа и приносить радость узнавания. За основу взята древнекитайская игра «Танграм». Она сочетает в себе свойства конструктора и элементы творчества, помогает детям сосредоточиться, достичь поставленной цели. Детскими психологами установлено, что чем младше ребёнок, тем менее конкретной должна быть кукла, и, соответственно, чем старше, тем более детализированным становится облик куклы. Если неправильно подобрать образ куклы, то ее вид может даже негативно повлиять на психику ребёнка. Поэтому для основы внешнего вида кукол была взята геометрическая игра «Танграм». Но, конечно, в спектакле художественными средствами мы значительно расширяем ее творческие и игровые возможности. Во мне отозвалась идея: мы, люди, как геометрические фигуры, тоже все разные. Но как при определенных условиях из разных фигур можно создать что-то одно, создать целое, так и разные люди, взаимодействуя друг с другом могут создавать вместе что-то общее, прекрасное. «Кубики» – это праздник единства, праздник жизни, ведь когда люди объединяются в едином деле, то это и есть праздник.

- Великая идея всех времен и народов, выраженная в простой форме. Действительно, архетипично для всех возрастов.

- Да, задача очень сложная – в простой форме показать торжество единства в различных видах, характеристиках и свойствах. Все различны и все вместе могут существовать. Мы с художником Анной Белопуховой и актерами приложим все силы, чтобы эту идею малыши почувствовали, ощутили сердцем праздник единения.

- А «ползунки», восьмимесячные дети, способны к восприятию художественной сценической формы, или «Кубики» – просто игра в красиво организованном театральном пространстве?

- Актёрам в спектакле ставится основная задача – увлечь ребенка, захватить его внимание, втянуть его в праздничное игровое пространство, чтобы он следил, куда полетел шарик, куда поставили кубик, какие живые существа появляются в процессе соединения геометрических фигур. Движение от простого к сложному. От простого прыгающего шарика до сложного дивертисмента геометрическими куклами.

- Сегодня, когда у детей визуальный фон перенасыщен, а их внимание постоянно рассеивается на многопотоковый видеоконтент, такой спектакль очень важен.

- У меня есть грустный опыт. Некоторые родители не знают, как играть с детьми, не знают, как их увлечь, и тогда они дают детям в руки гаджеты и электронные игрушки. И контакт с ребенком сходит на нет, полноценное общение исчезает. Актеры в спектакле будут проводниками. Они помогут маленьким зрителям увидеть гармонию соединения вещей, простую красоту движения, радость появления живых персонажей из разных фигур. В спектакле мы будем исследовать пространство, чтобы объединять и создавать праздник.

- Спектакль будет проходить в камерном пространстве театра кукол. Оно оформляется особым образом. Зачем? Недостаточно сцены и зрительного зала?

- Основная цель бэби-спектакля - побудить малыша не бояться изучать окружающий мир. И этот мир, окружающий малыша, должен быть гармоничным и безопасным, красивым и бесконфликтным. Только на этих условиях можно предлагать маленькому человеку смотреть бэби-спектакль. Мы с художником решили, что место в спектакле должно быть чисто во всех смыслах и в визуальном тоже, поэтому в «Кубиках» все окружающее пространство будет белого цвета: белый пол и белые стены. Актеры тоже будут одеты во все белое. И вдруг в этом белоснежном пространстве появится красный шарик. Загадочно! Интересно! Почему не сцена? Потому что мир детей до определенного возраста — это их комната. Тут есть момент камерности. Камерное пространство в театре кукол тоже близко к домашней атмосфере, к комнате, в которой они живут. Зрительный зал нам не нужен. Дети могут сидеть во время спектакля как им захочется вокруг центрального действия. Но мы попросим родителей во время спектакля быть с детьми рядом, можно и в обнимку. Так будет лучше для восприятия спектакля.

- Какие ваши пожелания зрителям перед премьерой?

- Мой спектакль про безусловную любовь ко всему окружающему миру. Я желаю кировским зрителям прикоснуться, приобщиться, откликнуться на этот мой призыв. Посмотрите вокруг, откройтесь друг другу и соединяйтесь сердцами.

Андрей Антонов