С 10 по 14 сентября 2020 года наш театр принял участие в одном из самых престижных фестивалей - Х Международном фестивале театров кукол "Петрушка Великий" (г. Екатеринбург). Актёрская труппа представила нашумевшую постановку белорусского режиссёра-золотомасочника Александра Янушкевича "Гоголь.СПб".
Тема десятого фестиваля – «Театр кукол: связь времен». Напомним, что Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» является конкурсным, проводится в столице Урала с 2002 года. Каждый раз экспертный совет отбирает к участию спектакли высокого художественного уровня и соответствующие определенной теме, позволяющей собрать в одной афише истории традиционные и экспериментальные, очень простые и поражающие воображение, адресованные детям и взрослым, звучащие на самых разных языках или совсем не имеющие слов. «Петрушка Великий» – это и строгий конкурс, и своеобразная творческая лаборатория, и площадка для профессиональной дискуссии.
Елена Колмогорова (критик, Ханты-Мансийск):
"Гоголь - ребус не для всех"
Если белорусская тема сегодня в мире особенно острая, то белорусская тема в театре кукол всегда яркая. Александр Янушкевич выпустил накануне пандемии спектакль в Кировском театре кукол им. Афанасьева "Гоголь.СПб", который через несколько месяцев вошёл в программу “Петрушки Великого”.
Гоголь давно перестал быть для нас только автором литературных произведений. Писатель прочно вошёл в народную мифологию: про него рассказывают анекдоты (привет Хармсу), называют его именем театры и рестораны, расследуют на НТВ тайну смерти. А ещё плащ-крылатка, неудачи с женщинами, длинный нос, горящие рукописи, Петербург. О последнем (да и обо всём остальном) пойдёт речь в спектакле белоруса Янушкевича, основанном на “Петербургских повестях” писателя.
“Гоголь.СПб” - это интеллектуально-культурный ребус для тех, кто в теме.
После довольно традиционного начала, где силуэт с каре пишет неровным почерком на экране строки, появляется Гоголь II - двойник героя - с которым они, как конструктор, собирают Петербург из домов-коробок и то ли людей, то ли памятников странных форм.
Дальше начинает твориться совершенно невообразимое. Гоголь, беременный идеями своих произведений, сыпет на нас один за одним перетекающие обрывочные сюжеты - “Невский проспект”, “Портрет”, “Нос”, “Шинель”.
В спектакле нет планшеток или марионеток, куклы и сценография Людмилы Скитович стремятся к геометрической простоте: люди-треугольники, дома-прямоугольники, линии, рамы. Цветовая гамма чёрно-белая с оттенками серого.
В спектакле нет живых образов - картонные, плоские персонажи, манекены - игрушки в руках Гоголя I и Гоголя II. Весь мир - бутафория. Женщины, которые не дают любви, творчество, где недостижим идеал, общество, внутри которого пустота.
Актёры - два Гоголя и два женских персонажа - работают спокойно и отстранённо, в унисон с созданным миром. Они не задевают наших чувств и эмоций, нам никого не жалко в этом мире, не за кого переживать. Создатели намеренно уходят от эмоциональной сферы в сферу рационального и надличностного.
Режиссёр широкими мазками рисует образы и сложносочинённые метафоры. Вот питерская моль, пожирающая шинель Башмачкина, а потом и его самого. Вот эротические конусообразные женские фигуры, у которых на причинных местах прорези для монет. Вот картина Александра Иванова “Явление Христа народу”, явившаяся герою “Портрета” как откровение. Вот фаллический образ носа, отсечение которого равно лишению мужского достоинства.
В постановке переплетены и жизнь самого Гоголя, и герои его произведений, и Петербург, у которого есть своё мнение на происходящее, и огромный массив интертекста, культурных отсылок и ассоциаций. Этот ребус можно разгадывать бесконечно.
“О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется” - завершает повествование Гоголь I.
Да мы не только Невскому проспекту, мы глазам своим не верим все 1,5 часа спектакля. Перед нами большое высказывание, которое раскроется, к сожалению, далеко не всем. Страшно представить показ “Гоголя.СПб” для класса школьников, которые давеча прошли на уроке “Нос”.