Личность Гоголя и его произведения всегда были окутаны тайной и даже каким-то мистицизмом. Мы можем прочувствовать это через книги, фильмы по ним, а также спектакли. Одна из постановок сейчас проходит в Кировском театре кукол имени А.Н. Афанасьева, получившая название «Гоголь. СПб» (режиссер-постановщик: Александр Янушкевич). Критики из других городов отмечают, что это действительно нечто новое для города Кирова, а билеты раскупаются с невероятной скоростью.
Журналисты интернет-портала Devyatka.ru встретились с актером Владимиром Хлоповым и главным режиссером Кировского театра кукол им. А.Н. Афанасьева Наталией Красильниковой, чтобы поговорить об этом смелом эксперименте, его значении для города, а также мистической атмосфере вокруг самого спектакля.
Ожидали ли вы такой восторженной реакции зрителей от спектакля?
Владимир: Мы в принципе ожидали реакции. Бывает, что какие-то спектакли проходят очень ровненько, а бывают те, которые вызывают ажиотаж. Например, половина зала в восторге, а другая считает, что такое вообще нельзя показывать. Мне нравится такой ажиотаж, потому что он вызывает определенные дискуссии и споры. Это всегда интересно.
Изначально было заявлено, что «Гоголь. СПб» - это необычный спектакль. Действительно ли это так?
Наталия: Изначально, когда мы начинали сотрудничать с Александром Янушкевичем, было очевидно, что он поставит не рядовой спектакль. Мы были к этому готовы и предоставили ему возможность самому выбирать материал. Уже в процессе стало ясно, что это будет что-то непривычное для кировского зрителя.
Многие театры боятся ставить такие постановки, потому что они сложные для восприятия и понимания. Но оно того стоит. Поэтому теперь мы с этим спектаклем планируем подаваться на различные фестивали.
Кроме того, к нам приезжал театральный критик из Москвы Алексей Гончаренко. И сейчас приглашаем критика из Санкт-Петербурга. Мы уже получили отзывы, что «Гоголь. СПб» - нечто новое и такого в Кировском театре кукол еще не было.
Недавно у вас проходила экспериментальная лаборатория. Это была одна из ступеней к такому необычному и большому спектаклю?
Наталия: Да, мы делали это для зрителей, которым интересен разный, экспериментальный театр. Та лаборатория показала нам, как много у нас есть людей, которым интересен разный театр кукол. Это дало толчок, и надеюсь, выведет наш театр на новый уровень.
А почему вы решили выбрать именно Гоголя?
Наталия: Во время сотрудничества с Александром мы спросили: «А как насчет русской классики?». И он ответил: «Да, мне было бы интересно поработать с Гоголем». Изначально он выбрал повесть «Нос», но позднее это расширилось до «Гоголь. СПб».
«Гоголь. СПб» основан на «Петербургских повестях». Читали ли вы их перед выступлением/постановкой? Меняется ли как-то восприятие спектакля после их прочтения?
Владимир: Конечно, перечитать пришлось. Тем более это не такие и большие повести. Причем получилось так, что я прочитал все повести Гоголя, включая «Записки сумасшедшего» и «Коляска».
Наталия: Я провела эксперимент - специально не перечитывала повести перед премьерой. И я хочу сказать, что даже если вы с ними не ознакомитесь, вам все равно будет интересно смотреть. Самое прекрасное, что зрителям, кто не прочитал повести, захочется с ними познакомиться. Не обязательно любить Гоголя. Можно просто прийти на спектакль.
Владимир: Мне кажется, что зритель каждый раз (если он захочет прийти на спектакль повторно) будет видеть и чувствовать для себя что-то новое. Почему я в этом уверен? Сколько мы ни играли этот спектакль, я каждый раз узнаю что-то новое. Некоторые вещи, вроде бы, и понял для себя, а потом смотришь на них всё равно с другой стороны - появляются новые вопросы. В этом контексте спектакль очень интересен.
В комментариях некоторые зрители отмечают, что «Гоголь. СПб» довольно спорная постановка. Вызвал ли у вас или среди актеров этот спектакль какой-то внутренний конфликт?
Владимир: На удивление, на репетициях все было хорошо. Александру Янушкевичу удалось сплотить всех и задать планку, где не было каких-то конфликтов и споров.
Но происходили и странности, связанные с технической частью: например, зеркало, которое к нам везли, разбилось, потому что машина попала в аварию. Декорации ломались, могло что-то отклеиться, были неудачные падения (никто не пострадал). Возникало присутствие чего-то мистического.
Наталия: В самом тексте есть такая энергетика, которая безусловно действует.
А с какими сложностями вам, как главному режиссеру, пришлось столкнуться?
Наталия: Самая главная трудность – стереотипы, с которыми мы сталкиваемся. Например, что театр кукол – только для детей. Но на самом деле это не так. Театр кукол абсолютно для всех. Так, на самом деле, было всегда.
Владимир: Это интересно, что в театре кукол посредством связи актера и куклы можно сделать то, что нельзя в драматическом театре. Взрослый человек буквально обалдеет от этого. Я думаю, мы не перестанем говорить всем, что театр кукол и для взрослых в том числе. Все стереотипы нужно отбросить.
«Гоголь. СПб» - взрослый спектакль. На показах была преимущественно старшая аудитория или молодежь тоже проявила интерес?
Наталия: На самом деле была разная аудитория. Мы проводили предпоказы и приглашали молодежь, спрашивали их мнение. Удивительно, насколько молодым ребятам это было интересно. Они меньше подвержены различным стереотипам.
Сложно ли было переключиться с более детских спектаклей на такой серьезный и метафоричный?
Владимир: Дело в том, что я уже участвовал в трех взрослых спектаклях, поэтому для меня, возможно, это было не так сложно. Тут скорее вопрос: «Интересен ли тебе этот материал?». Я не все спектакли одинаково люблю. Но «Гоголь. СПб» уже четвертый спектакль для взрослых, и все они для меня на первом месте. Они замечательные.
Как я понимаю, в спектакле играют несколько Гоголей, его сторон. А какого Гоголя играли вы? Ассоциируете ли вы себя с ним?
Владимир: Я играл такого молодого, несозревшего Гоголя, который радуется Петербургу. Но я с ним себя не ассоциирую, мне кажется, мы довольно разные. Хотя, думаю, что-то да есть. Ведь каждый актер, переигравший множество ролей, «биполярен». И Гоголь в этом спектакле именно такой.
Планируете ли в дальнейшем продолжать эксперименты? Будут ли еще подобные спектакли в театре кукол?
Наталия: Я за баланс. Нельзя без экспериментов, но и нельзя на одних экспериментах. Мы должны сочетать и то, и это, потому что только так театр идет вперед. Мы ищем разные формы. В театре кукол возможно всё и для любого возраста. Вот сейчас, например, у нас планируется спектакль для самых маленьких «Морская сказка».
Также впереди у нас еще два показа «Гоголь. СПб» 12 марта и 3 апреля. Билеты раскупаются с невероятной скоростью. А в мае мы планируем сделать ночной показ этого спектакля. Это действительно стоит увидеть.
Игорь Швецов