Э­ТО МА­ГИЯ ТЕ­АТ­РА КУ­КОЛ!

блиц-интервью с актером Челябинского театра кукол Александром Малышевым

Спектакль «Каштанка» (режиссёр – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Пётр Васильев, художник – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Алевтина Торик).

Вятский режиссер Вадим Афанасьев поставил «Каштанку» Чехова. Сергей Образцов, когда приехал в Киров в 1982 году на Всесоюзную творческую лабораторию и узнал, что будут показывать чеховскую «Каштанку», спросил у режиссера-постановщика: «А вы читали мою книгу «Моя профессия»? Я там пишу, что постановку спектакля в театре кукол по этому рассказу Чехова считаю ошибкой». Однако после просмотра «Каштанки» великий кукольник изменил свое мнение. Он высоко оценил работу режиссера Вадима Афанасьева и сказал, что во время спектакля не смог сдержать слез.

Вопрос: Александр, вы играете в спектакле «Каштанка» Челябинского театра кукол роль клоуна, Мосье Жоржа. Что бы вы ответили Сергею Образцову об ошибке?

– Начну свой ответ с того, что наши гастроли в Кирове в Международный день театра – это магия театра! Постановка «Каштанки» не случайна для Челябинского театра кукол. Первый театральный сезон в 1935 году открылся спектаклем «Каштанка», который поставил основатель театра Павел Гарянов. К 85 -летнему юбилею театра было принято решение создать спектакль вновь, но уже в совершенно другой стилистике. Театр кукол многогранен. Он способен рассказать любую историю. В спектакле «Каштанка» история не столько о потерявшейся собачке, не о дрессированных животных, даже не про клоуна. Это в больше мере история об актерах-кукольниках, об их странническом, подвижническом образе жизни, поэтому в сценографии спектакля основная декорация и одновременно ширма – дом на колесах. Новая «Каштанка» отлично резонирует с первым спектаклем Павла Гарянова. Он был о домашних питомцах, а главным персонажем, судя по сохранившимся фотографиям, была собачка. А здесь другое. Это особый мостик через временную бездну между первой и повторной постановкой. Здесь видно какой путь прошел Челябинский театр кукол за 85 лет, как он развивался, как он освоил современные театральные приемы и технологии. Это все зритель может увидеть, открыть для себя в новом спектакле. И в этом смысле я не считаю постановку «Каштанки» ошибкой. Более того. Театр как таковой он и строится на ошибках. В этом открывается парадоксальность театра. Невозможно сделать, скроить спектакль, как голливудский блокбастер, который понравится всем. В театре такой подход невозможен. И это хорошо.

Спектакль «Новый Робин-Бобин» (Режиссёр – заслуженный артист РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Борок, художник - Елена Хохлович).

Английская шутливо-парадоксальная поэзия «Робина-Бобина» близка российскому зрителю, в том числе и кировскому, так все в нашей диджитальной жизни 21 века неоднозначно, противоречиво, удивительно!

Вопрос: что главное для вас в персонаже спектакля, внуке Робина-Бобина? Откуда у него эта жажда странствий? Обычное подростковое любопытство, «охота к перемене мест» или что-то иное? Какой-то противовес дедушкиному образу жизни?

– На спектакль «Новый Робин-Бобин» как раз нужно посмотреть под другим углом. Все намного проще. Онегина можно в этом спектакле не вспоминать. У него и жанр определен как парад-алле необычных кукол для детей. Это очень легкая, площадная постановка. Она и планировалась для показа на улице. В ней используются большие ростовые куклы и соответствующий жанру реквизит. Спектакль не претендует на большой смысл. Он поставлен по произведению челябинского поэта Аси Горской. Там история абсолютно неназидательная, забавная. Такая она воплотилась и на сцене. Получилась веселая аттракционная несуразица. Для сегодняшних детей подходящий месседж.

Спектакль «Муха-Цокотуха» (режиссёр – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Пётр Васильев, художник – лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Алевтина Торик).

Сегодня в рамках актуального движения «Новая этика» стало принято сочувствовать одинокому пауку, что вот он, бедняга, дошел до такой несчастной жизни, что приходится ему от безысходности мучить прекрасную барышню Мушку. Тут вспоминается и персонаж из максвелловской вселенной Спайдермен и многое другое про тяжелую паучью жизнь.

Вопрос: у вас вызывает сочувствие в спектакле персонаж Паук, появляется желание его как-то понять, обелить? Или тут все однозначно как в сказке Чуковского – злодей должен получить по заслугам?

– Мы открыли гастроли в Кирове спектаклем «Каштанка», а закроем 28 марта спектаклем «Муха-Цокотуха». Режиссер у этих двух спектаклей один – Петр Васильев. И художник один – Алевтина Торик. Здесь парадокс залучается в том, что первый спектакль интеллектуальный, он посвящен нашему актерскому братству, а «Муха-Цокотуха» спектакль развлекательного плана. Он стилистически решен как театр в театре. Это мини-«оперетта». Незатейливая, красивая и очень музыкальная история про Муху. Она не про жалость к Пауку. Совершенно не об этом. Паука в финале лишают головы, а голова катится и поет короткую оперную партию. В спектакле все персонажи поют. Отличную музыку ко всем номерам написал композитор из Санкт-Петербурга Николай Морозов.

В сопоставлении всех трех гастрольных спектаклей, что мы привезли в Киров, можно увидеть суть театра кукол. И сегодня будет правильно позиционировать наш театр в слогане: «Челябинский. Кукольный. Человечный». В этом есть парадоксальность – кукольный и человечный через точку. Такой театр полностью открыт к зрителю. Он разговаривает с ним на одном языке.

А. Антонов