ИН­ТЕРВЬЮ С ГЛАВ­НЫМ РЕ­ЖИС­СЕ­РОМ

В Кировском театре кукол – новый главный режиссёр. Им стала Елизавета Гордеева-Мусина, вернувшаяся в родной город после завершения учёбы в Российском государственном институте сценических искусств.

О том, чем ей интересна работа в Кирове, что может измениться в работе театра кукол уже скоро и о том, как вятские кукольники готовятся к 650-летию областного центра – в интервью «КП».

– Ваши родители работали в Театре на Спасской. Можно сказать, что детство прошло за кулисами? И каким оно было?

– Мои родители – актёры Театра на Спасской: Гордеева Ирина Петровна и Матюшин Андрей Валерьевич. Несколько лет назад умер папа, царствие ему небесное. Его последней значимой, яркой ролью был Алексей Каренин в спектакле Егора Чернышова «Каренин». Думаю, многие жители города помнят эту роль. Мама давно ушла из театра, вот уже 15 лет она работает в Вятской православной гимназии, однако до сих пор остаётся актрисой. Это у нас в крови.

Детство действительно прошло в театре. Это было самое прекрасное и счастливое время моей жизни, переполненное любовью. Театр на Спасской – навсегда останется для меня самым дорогим и близким сердцу театром.

– Почему, как вам сейчас кажется?

– Потому что там всегда была территория безопасности, полного принятия тебя как человека, пусть и ещё совсем маленького человека. Помню из этого периода ощущение того, что тебя все любят. Наверное, это дало свой мощный заряд на всю оставшуюся жизнь.

Было здорово, что родители работали в одном месте, я могла ходить по любым театральным цехам. Хотя, конечно, хорошо знала, где меня будут особенно рады видеть, а где лучше не стоит появляться, чтобы не мешать и не отвлекать от работы. Понимание и ощущение театра сформировались именно там. На Спасской до сих пор работают дорогие мне люди.

– Почему вы сделали выбор в пользу театра кукол, а не драматического или театра юного зрителя?

– Я вообще очень редко по жизни делаю выбор. Просто чувствую, предполагаю, понимаю, куда мне нужно сейчас идти. И иду.

Когда заканчивала в Кирове Вятскую православную гимназию, мой будущий наставник Руслан Равилевич Кудашов в Санкт-Петербурге набирал курс режиссёров театров кукол. Узнав об этом, решила попробовать поступить, потому что учёба у таких мастеров – это шанс, возможность стать художником и профессионалом. Я подсознательно чувствовала, что поступлю.

Это не было сознательным выбором в пользу театра кукол. Это было доверием своей судьбе. Хотя я понимала, что театр кукол – достаточно широкий вид искусства. С одной стороны, мы не драматические артисты и не драматические режиссёры, но при этом современный театр кукол пробует такие вещи, которые совершенно недоступны драматическому театру. Просто потому, что у него нет нужного инструмента для этого. А у нас есть.

– Получается на сцене театра кукол можно поставить спектакль по любому, даже самому сложному произведению?

– Постановка по любой книге – это не так и сложно. Театр построен на драматургии, на действии. Делается инсценировка: оставляем важные, узнаваемые, смысловые моменты. Все диалоги и сцены, которые не ведут нас к действию, к сути произведения убираем. Переносим это на сцену. И тогда получается спектакль. В итоге из книги – будь то «Урфин Джюс», «Хроники Нарнии» или «Хоббит» – получается постановка.

В драматическом театре можно выйти и поговорить. А в кукольном театре так нельзя – это самый действенный театр. Для кукол речь – это вспомогательная история. Кукольный театр может работать совершенно без слов.

– Как вам поступило предложение стать главным режиссёром театра кукол?

– Не могу сказать, что мне поступило предложение. Я была в Дагестане, отдыхала на море и увидела новость о том, что в Киров приехал новый министр культуры – Даниил Львович Дворцов. А вместе с новостью был комментарий врио губернатора региона (сейчас уже избранного главы региона) о том, что Кировская область ждёт продолжения возвращения специалистов в родной город.

А потом я зашла на страницу Даниила Львовича в социальной сети и написала ему письмо, в котором сообщила: «Я молодой специалист. Недавно закончила театральный институт у хорошего мастера и поработала в большом театре кукол – как актрисой, так и участницей состава режиссёрских групп…»

Не поймите неправильно, я не просилась в главные режиссёры, я просто написала: «Если что, есть такой человек, который родился в Кирове и имеет хорошее образование… Имейте меня в виду!» А потом он позвонил мне. Было собеседование. Мы разговаривали и с министром, и с директором театра – Еленой Николаевной Одинцовой… В итоге меня назначили главным режиссёром. До этого в Кирове я уже ставила спектакль «Лис, который потерял цвет» (6+). Так что с половиной труппы и с директором мы уже были в деловом плане знакомы.

– Вы молодая мама. Совмещать работу и семью сложно?

– Сложно. Но было бы желание, а способ найдётся. Главное, что семья меня поддерживает. Хочется делиться своими способностями с людьми, приносить пользу, заниматься своей профессией. Хочется, чтобы в Кирове театр кукол заработал с новой силой. Стремлюсь к созиданию. Важно оставить после себя что-то – выполненную работу, выполненный труд.

– Будут ли в театре спектакли для совсем маленьких зрителей – «ноль плюс»? Их в репертуаре не хватает…

– Обязательно будут. Мы исследовали репертуар театра и поняли, что у нас очень много спектаклей для возрастной группы «6+». Но очень мало спектаклей «0+», «3+», хотя ребята от года и до шести лет – наша прямая аудитория.

При этом, конечно, мы будем делать и новые взрослые постановки. Сейчас в нашем театре идет один вечерний спектакль – «Гоголь.Спб» (16+), получивший премию правительства РФ. Будут ещё. В столице взрослыми спектаклями давно никого не удивишь. Это – норма. Хотелось бы, чтобы это стало нормой и в Кирове, чтобы люди ходили к нам в театр вечером. Поэтому на повестке у нас спектакли для малышей и вечерние спектакли. Кроме того, важной задачей стоит подготовка к юбилею города. Хочется привнести в театр классические системы театра кукол. Чтобы были классические, яркие сказки, но чтобы они смотрелись стильно, актуально и современно.

– Спектакль к 650-летию города Кирова – вы уже представляете, что это будет?

– В нашем плане на следующий год стоят сразу два спектакля к юбилею областного центра. «Данила-мастер» станет первым, поставленным мною в кировском театре кукол в качестве главного режиссёра. Он будет посвящён Даниле Морданову, мастеру-кукольнику, работавшему у нас. Это человек, которого с очень большим теплом и уважением вспоминают в театре.

Он создавал куклы к спектаклям. Работал на не самой заметной должности. Но отдавал профессии себя без остатка.

Этот спектакль будет срифмован со сказом Павла Бажова «Каменный цветок», где Данила-Мастер пытается вытесать из малахита чашу, чтобы она получилась у него «как живая». А наш Данила-мастер будет создавать куклу.

Второй спектакль – «Вятка от Земли до неба». Он расскажет о деятелях культуры нашего края, заметных личностях. Недавно в Кирове проходил фестиваль «Механика памяти» (12+), на который приезжал драматург и режиссёр Николай Коляда. И, выступая у нас, он сказал очень важную вещь: «Личность – это творческий капитал города». Я с ним полностью согласна.

Наш спектакль коснётся не только истории города от момента его основания, но и расскажет о людях, которые здесь жили. Мы все знаем про Васнецовых, Грина, Салтыкова-Щедрина… Но в истории города были и другие личности, благодаря которым существует наше культурное поле. Например, я могу вспомнить такого человека, как поэт Андрей Жигалин. Он ушёл от нас недавно, но остался в памяти очень многих.

Хочется рассказать и вспомнить о людях, которых мы подчас не замечаем, – отдающих всю свою жизнь отдают месту, где они живут. Мне бы хотелось создать из этого такой вятский эпос. С драматургами нашего театра – Денисом Смирновым и Андреем Антоновым – мы будем вместе создавать и собирать воедино этот вятский эпический смысл.

– Есть детские книги, спектакли по которым хочется поставить на сцене?

– Есть. Книга Марии Ботевой, кировского драматурга, которая уже известна за пределами города, области и даже за пределами России. Какое-то время она работала у нас в гимназии библиотекарем, мы знакомы лично.

У неё есть книга «Принцесса Ляля и дракон Милорд». Такая постановка, рассчитанная на двух-трёхлетних детей стала бы хорошим продолжением нашей подготовки к юбилею города, потому что книга – произведение нашей писательницы.

– В вашем рабочем кабинете на подоконнике лежат сразу несколько кукол. Из какого они спектакля и почему оказались в кабинете главного режиссёра?

– Это куклы из спектакля «Палата номер 9» (12+), который ставил в Кирове Борис Константинов. В нынешний момент он – главный режиссёр театра кукол имени Образцова в Москве. До своего назначения, приезжал к нам для постановки спектакля по Чехову. Эти куклы – из этого спектакля. Опекаю их лично, потому как «Палата» первый взрослый спектакль театра кукол, из мною увиденных. Он произвёл неизгладимое впечатление. Ищем для них надёжное место внутри театра.

– В музее театра очень много кукол из старых спектаклей. Какие-то из них могут вернуться на сцену в новых постановках?

– Думаю, что нет. Хотя, конечно, не стоит исключать вариант реставрации спектакля из архива. Так, чтобы родители или бабушки-дедушки могли привести ребёнка на спектакль, который они сами смотрели в детстве, мне кажется, это было бы интересно. У нас уже был такой опыт – со спектаклем «Доктор Айболит» (6+), который недавно отреставрировали и вернули в репертуар. Так что всё возможно.

– Есть ли куклы, которые играют в нескольких спектаклях?

– Чаще всего, такого не бывает. Если подобное случается, то это ситуация из ряда вон выходящая. К каждому спектаклю делается своя кукла, свое художественное решение. Более того, существует такой момент – чужую куклу артист не возьмёт в руки, потому что это слишком личное. Это как личный реквизит актёра в драматическом театре, который больше никто из коллег не трогает и не надевает.

– Что можете сказать о команде кировского театра кукол?

– Мне кажется, что команда – это такая ситуативная вещь. Чтобы сплотиться вместе, людям надо увидеть перед собой единую цель. Её должен видеть каждый. Такой целью, например, может быть выпуск спектакля. Когда мы работали над спектаклем «Лис, который потерял цвет» 6+, у нас такая команда сформировалась.

Спектакль в результате получил специальный приз правления СТД Кировской области «Удачный режиссерский дебют» и «Удачу года» получила актриса Мария Антропова (Лис), не смотря на то, что Маша ещё только учится, заочно, в Санкт-Петербургской театральной академии.

– В чём видите самую важную задачу главного режиссёра?

– Главный режиссёр – это не просто человек, который ставит спектакли. Это даже не человек, который приглашает других режиссёров, чтобы они могли выпустить постановку у нас в театре. Это – тот, кто видит ту самую общую цель, ту звезду или свет маяка, к которым нужно стремиться.

Он увидел! И должен рассказать, поделиться этим видением со всеми, заразить своим видением всех. Только тогда мы сможем отправиться в этот путь вместе.

Елизавета Гордеева-Мусина:
Окончила Вятскую православную гимназию.
Училась в Российском государственном институте сценических искусств (СпбГАТИ, ЛГИТМИК), в мастерской Руслана Кудашова по классу «Режиссура театра кукол» (2016-2021).
В составе режиссерской мастерской Р.Р. Кудашова, участвовала в создании спектаклей Большого театра кукол: «Жизнь насекомых» по роману В. Пелевина, «Минотаврум», «Зима, когда я вырос» Петера Ван Гестела, «Посторонний» по повести А. Камю.
В 2021 году поставила в Кировском театре кукол свой первый авторский спектакль – «Лис, который потерял цвет».

Источник: https://kirovpravda.ru/elizaveta-gordeeva-musina-kukolnyy-teatr-mozhet-rabotat-sovershenno-bez-slov