ДУ­ША МОЯ ГО­ТО­ВА!

Приход в театр новых актеров всегда событие. Иначе и быть не может, ведь театр без актеров — это фикция, как дерево без ствола и листьев. Сегодня мы знакомим зрителей с новой актрисой Елизаветой Захаровой, зачисленной в труппу в новом 88 театральном сезоне. Она пришла в Кировский театр кукол сразу после окончания Екатеринбургского государственного театрального института. Знакомимся!

Елизавета, расскажите о себе, о своем пути?

– Я родилась в Екатеринбурге, окончила музыкальную школу. После школы поступила в колледж им. П.И. Чайковского, отделение «Сольное и хоровое народное пение». В 2022 завершила обучение в Екатеринбургском государственном театральном институте, кафедра театра кукол, мастер курса, заслуженный работник культуры РФ Холмогорова Надежда Гавриловна.

Вы с детства мечтали стать актрисой театр кукол?

– Не совсем. В детстве я любила разыгрывать домашние сценки, а в школе на праздниках пела народные песни. В колледже тоже выступала с сольными вокальными номерами.

Почему народные песни, а не эстрадные? Для вас народное пение с детства было значимо?

– Этника меня увлекла своей историчностью и загадочностью. Близостью к народному духу. В народной культуре открываются легенды и поверья. Народные песни до сих пор поют, вспоминают. В колледже я изучила множество замечательных фольклорных историй, и поняла, что это очень важно для современного искусства. Нельзя забывать культурную историю своей страны. Этника на фоне глобальных изменений в мире сегодня вызывает огромный интерес.

Как вы стали актрисой Кировского театра кукол?

– Было несколько вариантов, я выбрала Кировский театр кукол. В июне на дипломную декаду в институт из Кирова приехала заслуженная артистка России Надежда Стрижак. Она посмотрела спектакль «Пиросмани», режиссер Илья Бабушкин. В спектакле я играла «живым планом» и куклами. После показа Надежда Стрижак рассказала мне о театре кукол из Кирова, театре почти со столетней историей. Меня ее рассказ впечатлил. Репертуар театра тоже понравился. Надежда Стрижак сказала, что мне будут всегда помогать как актрисе, и в беде не оставят. Для меня это очень важно. И я приняла решение работать в Кировском театре кукол.

Что же стало определяющим для приезда в Киров?

– Труппа театра. Она большая и очень разная по возрасту и опыту. Есть заслуженные артистки, много молодых актеров. В июле я официально стала актрисой Кировского театра кукол. Очень рада этому.

Ваше первое впечатление о театре?

– Коллектив мне и до встречи показался доброжелательным, нацеленным на работу, так оно и оказалось. В театре умеют радоваться.

После завершения учебы что-то особенное, личное открылось вам при работе с куклой?

– Мир кукол для меня наполнился мистикой, тайной.

Сверхъестественным?

– Да. Когда я узнала, как появились куклы, для чего использовались в древние времена, как люди вкладывали свои мысли и чувства в куклу, оживляли ее.

Это же в прошлом было, а сейчас самолеты летают, умные пылесосы, интернет, искусственный интеллект. В чем теперь для вас мистика, загадочность кукол?

– Приведу пример. Главный художник Екатеринбургского театра кукол, преподаватель в театральном институте говорила: «Каждый раз, когда вы создаёте куклу, вы неосознанно делаете ее похожей на себя». Как это получается? Ты стараешься, создаешь совершенно другой образ, а в итоге кукла все равно становится похожей на тебя. Словно ты вкладываешь в нее частичку своей души. А потом ты эту вложенную душевную частичку оживляешь, делаешь одушевленным неживое. Вот это и есть для меня момент мистики. Даже просто, когда смотришь на свою куклу, ты чувствуешь – тебя с ней что-то сильно связывает. Есть и другие таинственные моменты, но я в самом начале пути. Мне многое еще предстоит открыть в огромном мире театра кукол. Конкретика таинственного придет позже. Визуальные пиршество и запредельный символизм сегодня только предчувствую.

То есть после того, как вы прикоснулись к тайне куклы вы изменили свое отношение и к самому миру?

– Ощущение тайны всегда жило во мне. Когда ты связан с этникой, с народным искусством, ты понимаешь, что каждый предмет имеет свою «душу». В театре кукол мы, актеры, тоже может оживить любой предмет. Для меня произошло соединение этники с куклами. Весь мир живой. Это чувство с годами стало сильнее. Сегодня я воспринимаю мир двойственно: с этнической стороны и рациональной. Мир словно мерцает, я вижу, например, живое существо в обычной дорожной сумке, но совершенно спокойно использую эту сумку в быту. Мое чувство, отношение к предметному миру все время меняется, течет. Благодаря учебе в институте чувство таинственности мира рационализировалось, стало более понятным для меня.

Театр кукол для серьезных символистов-мистиков или для детей?

– Он для всех. Театр кукол многообразен, как и вся наша жизнь. Нет однозначно детского или взрослого. Все перекликается между собой. Мир рациональный, мир этнический, мир взрослый, мир детский – связаны друг с другом. Помню одно событие со школы. Мы праздновали за городом Масленицу, когда зажгли огонь, мне показалось, что он со мной заговорил, стал общаться.

На каком языке?

– Языки пламени двигались по-особенному, словно осознанно. Они были похожи на жесты многих рук. Огонь, словно говорил мне: «Будь в безопасности».

И поступай актрисой в Кировский театр кукол.

– Звучит, конечно, смешно, но свой разговор с огнем я не забыла.

В каком спектакле будет ваша первая роль в театре? Что вам самой хочется?

– Первый актерский ввод у меня будет в спектакле «Принцесса Карамелька». Я еще не все спектакли из репертуара посмотрела, но отметила, что хочется сыграть в спектаклях «Крошечка-Хаврошечка», «Девушка-Журавль», «И кит плывет», «Лис, который потерял цвет». Мне нравятся роли в спектаклях с необычным сюжетом, но я совершенно открыта для любого нового актерского опыта, для любой роли. Душа моя готова!

Беседовал Андрей Антонов