ДНЕВ­НИК ФЕС­ТИ­ВА­ЛЯ: ДЕНЬ ПЯ­ТЫЙ. ФИ­НАЛ.

Конечно, фестиваль театров кукол это не только спектакли. Есть еще большая культурная программа, лекции, мастер-классы, «разбор полетов» и многое другое. Но все же показ спектаклей это основное, что должно и происходит в фестивальные дни, именно поэтому в «Дневнике фестиваля» мы отдаем приоритет рассказу о прошедших постановках.

В последний, пятый фестивальный день зрителей порадовали своими постановками театры кукол г. Йошкар-Олы, спектакль «Цветик- Семицветик» и г. Кемерово, спектакль «Стойкий оловянный солдатик».

Малый зал, Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Кемеровский театр кукол

Режиссёр Пётр Зубарев и художник Елена Наполова воплотили на сцене самобытную и красивую историю кукольной любви. Постановка создана в неповторимом авторском стиле. Спектакль получился не для самых маленьких. Он находит отклик в душе младших школьников и не оставляет равнодушными взрослых.

Замечательные актеры – Никита Остатнигрош, Юлия Подгорная, Александр Ахмедов, Ирина Салтымакова, Евгения Устюгова и Станислав Садыков разыгрывают перед зрителями настоящую сказку, где есть победители, но нет побежденных.

Почему эта сказка с печальным концом уже почти два столетия так нравится детям и взрослым? Взрослым понятно почему, любовь, романтика самопожертвование, жизни не жалко за миг счастья с любимой/любимым, а вот детям? Что такое они видят и слышат в  этой сказке?

Наверное, девочки и мальчики чувствуют разное. Для девочек в сказке главное ожидание Танцовщицы, ее молчаливое стояние на пороге  большой любви. Многие предлагали ей руку и сердце, но она ждала ту единственную встречу с человеком, что перевернет всю  жизнь. И дождалась! Да, он оказался по счету 25 в коробке простым солдатом, мама его – оловянная ложка, а не золотая корона, а еще он...  без одной ноги, так получилось, любимый не виноват, он просто особенный. Ведь главное в сказочной любви не королевское происхождение и отменное здоровье, а большое любящее сердце, которое не одолеют никакие невзгоды, не выморозит холод, не расплавит огонь. Именно такое сердце и было у Оловянного Солдатика. Девушки об этом догадываются моментально.

А мальчики в сказке находят свое, мальчишеское. Бесстрашие перед сильным врагом, верность мужскому слову, солдатскому долгу защищать слабых, стойкость, несгибаемость духа в любых тяжелых жизненных обстоятельствах.

Вернемся на сцену, к самому началу истории. Громко тикают ходики. Нужно торопиться жить или просто плыть по течению времени: тик-так, тик-так?  В любом случае Время неумолимо приближает нас к развязке.

В глубине сцены выстроились симпатичные домики в датском стиле. Мастеровые люди в длинных серых фартуках их подкрашивают, что-то ремонтируют. На зрителей ноль внимания. Они заняты важным делом. Идут последние приготовления к Сказке. Вдруг они разворачиваются лицами к залу и хором сообщают, что хотят рассказать историю, в которой побеждает любовь. Но как-то не очень весело у них получается, не очень-то верится в победу, конец-то все мы знаем.

Неожиданно домики на сцене совершают оборот на 180 градусов, и мы оказываемся внутри уютной старинной квартиры. Гребень на доме превращается в чудесный картонный дворец. Тут же люди в фартуках вытаскивают большую деревянную коробку, открывают ее и - бабах! - зрители видят в ней стройные ряды бравых солдатиков! Их 25 штук! Ровно двадцать пять! Стучит барабан, солдатики строем маршируют на День рождения к мальчику. Ура! Ура! Ура!

Мальчик влюбленными глазами смотрит на подарок, вытаскивает солдатиков из коробки. Они все новенькие, пуговицы блестят, мундиры сияют. Но вдруг мальчик морщит нос, что такое? У последнего солдата одна нога. У солдата одна нога!

Мастеровые люди говорят, что солдатик не виноват, что на вторую ногу просто не хватило олова, что он и на одной ноге стоит очень даже устойчиво.  

- Не нужен мне такой! - топает мальчик. - Как он будет воевать, ходить в атаку? Пусть он выйдет из строя!

И Оловянного Солдатика отправляют в дальний угол на комод к поломанным игрушкам. Как часто бывает в жизни, что нас отправляют в «дальний угол на комод» и мы ропщем, унываем, сердимся, а потом выходит, что это был наш путь, наша судьба. Так произошло и с Оловянным Солдатиком.

Ночью все старые игрушки ожили и к Солдатику подошел маленький белый Клоун.

- Что у тебя сломано? - спросил Клоун.

- Ничего, - ответил Солдатик.

Удивительно, но похоже Солдатик почти не обращает внимания на свою одноногость. Одна и одна, что тут такого, живу ведь, не тужу? Сегодня общество повернулось к особенным людям. Они тоже не перестают удивлять нас, обычных людей, своей жизнерадостностью, миролюбием, стойкостью души. Нам есть чему у них поучиться. Сказочник Андерсен знал об этом уже двести лет назад.

Беседуют на краю комода Клоун и Солдатик. Клоун размахивает руками, подпрыгивает, ахает, буря эмоций. Солдатик стоит почти неподвижно. Пишешь, получается все просто, но видели бы вы эту сценку в куклах, нос бы языком от восторга достали! Небольшой планшетной куколкой Клоуна управляли сразу два актера. Действия их были так отточены, верны, согласованы, что Клоун был просто как живой человечек, иллюзия была полной. Кукловоды-мастера!

Оказавшись среди позабытых игрушек Солдатик не сразу обратил внимание на картонный дворец, не в миг разглядел хозяйку дворца Танцовщицу. Это очень трогательный момент в спектакле, момент узнавая своей судьбы, своей возлюбленной. Кемеровским кукольникам удалось его передать с потрясающей достоверностью. Поначалу Солдатик подумал, что Танцовщица тоже одноногая, что она как он - особенная. Но нет, она просто кружилась в танце на одной прелестной ножке, а второй помогала себе кружиться. Валерий Шадский (Председатель фестивального жюри) заметил, что владелица кукольного дворца «танцевала очень красиво и чувственно. И через танец хорошо тянула свою линию в спектакле».

Солдатик смотрел на Танцовщицу во все глаза, но ничего ей не сказал. Он влюбился в нее молча и навсегда.

Побитые временем и молью игрушки вокруг веселились, плясали и дурачились, только Солдатик и Танцовщица стояли неподвижно, словно предчувствуя, что счастье их будет коротким и ярким, как всполох пламени.

Часы пробили полночь и из черной табакерки выполз здоровенный Тролль со злющими, рыбьими глазами. Он похож на тощую жабу. Тролль ест плюшки со стола, на воздушном шаре к нему приплывает чашка кофе с молоком. Жирует безнаказанный злодей! Все игрушки попрятались, кто куда, только Солдатик и Танцовщица остались стоять на месте. В их сердцах не было страха. Это очень не понравилось Троллю. Танцовщица должна танцевать только дня него одного. Тролля всего заколотило от злости. Его колотило и трясло, а нам, зрителям, было смешно наблюдать за его телотрясением, прямо до смеха смешно было. Такова природа театра кукол. Зло в куклах очень часто выглядит смешным, именно тогда, когда оно хочет казаться грозным и ужасным. Кукла обнажает природу злости, мирового зла. Его на самом деле не существует. Оно временное и каким бы сильным не тщилось казаться, конец его всегда один – ледяное озеро Коцит.

Но это в реальности, на сцене же Тролль вызывает восторг, благодаря игре и работе актера. Движения Тролля, рук, головы, голосовой тембр так смешны, несуразны в соотношении с его жестокими угрозами, что зрители смотрят на эту глазастую чушку из табакерки с невольной улыбкой. Тролль был великолепен!  Чудовищное олицетворение всех возможных пороков, но зрители его не испугались. Понятно почему!

«Эй ты, оловянный солдат! - крикнул Тролль. - Не больно заглядывайся на плясунью! Она не будет для тебя танцевать».

Но Солдатик даже не посмотрел в его сторону. Тролль взбесился и устроил так, что Мальчик выбросил утром влюбленного Солдатика в окно.

Начинается первый и последний солдатский поход. Солдатика нашли детишки, но разочарованные его инвалидностью, не стали с ним забавляться, смастерили для него лодочку из старой газетки и отправили плыть по канавке. Но тут страшный ливень наполнил канавку водоворотами, потащил утлый кораблик на глубокую воду речного канала. Пропал!

Одна из лучших сцен в спектакле – плаванье Солдатика среди бурных волн канала. Сделана она просто, но ее не забудешь. Двое мастеровых, держа широкое полотно за концы, бешено его трясут под звуки грома и шумного дождя. В центре синего полотна лодочка с Солдатиком трясется из стороны в сторону, ее бросает, то вверх, то вниз. Жутко! Не надо никаких модных видеопроекций, никаких высокотехнологических ухищрений, куска материи вполне достаточно, чтобы два актера нагнали страху на зрителей.

«Этот эпизод меня покорил!» - сказал Председатель жюри Валерий Шадский на обсуждении после спектакля.

Лодочка тонет. Солдатик падает на дно реки, рыбы щелкают его своими хвостами по носу. Но не успевает Солдатик как следует испугаться, как одна большая рыба его проглатывает целиком. Смотришь с большим интересом как все эти драматичные события актеры-мастеровые показывают в куклах-марионетках. Кстати, не из этого ли события сказки Андерсена (солдатик на дне реки) появляется замысел книги Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»?

Следующая сцена рыбной ловли, где рыбак на удочку цепляет карася с солдатиком, напоминает клоунаду. Она веселая, остроумно придуманная. Актеры играют живым планом, но их пластика, сценография эпизода, речь с «европейским акцентом», способы взаимодействия с предметной средой спектакля, ни на миг не дают забыть, что ты в театре кукол.

Говорите чудес не бывает? А Оловянный Солдатик после всех приключений вновь неподвижно стоит на комоде. Высоко над собой Солдатик снова видит дворец, а на пороге свою любовь. Красавица замечает его, выпархивает на авансцену и невесомо паря в воздухе, начинает танцевать в луче света. Ее танец предназначен только Солдатику.  Это волшебный танец любви. Во всех алясгонах и арабесках Танцовщицы, в каждом медленном движении ее рук чувствуется любовь, притяжение сердец. Зрители видят настоящее па-де-де сильного и высокого чувства! Это и называется искусством играющих кукол, когда игровой объект в талантливых руках актёра-кукольника, словно оживает и вырастает в своем значении до всечеловеческого символа.

Конечно, как черт из табакерки, тут же выскакивает Тролль из  ящика.

«Здесь всегда будет, по-моему!» - кричит злодей.   

Кто бы сомневался, «весь мир лежит во зле и стенает в нем каждая тварь», но есть в этом мире чудные области откуда исторгается черная злоба, ненависть и зависть. Это сердца любящих, даже если у одного из них сердце – бумажное, а у другого – оловянное.

Горит Солдатик в огне. Горит, но не сгорает его мужественное сердце. Летит красавица Танцовщица в огненные солдатские объятия. Нет в ее больших, кукольных глазах страха и боли, слез и сожаления. Адажио любви совершится.  От солдатика останется оплавленное оловянное сердце, а от балерины обгоревшая брошка, символ ее красоты.

В чем же тут победа любви, когда у тебя на глазах твоя возлюбленная превращается в горсточку золы? А здесь не одна, а целых две победы!

Первая победа в том, что Солдатик и Танцовщица преодолели свою «кукольную» ущербность, природные ограничения, свои страхи, сомнения. Танцовщица не испугалась мести Тролля, когда начала танцевать для любимого.  Оловянный Солдатик бесстрашно принял ее в свое сердце, не рефлексировал, что как это такая красавица да полюбит одноногого солдата? Быть такого не может! Он не думал об этом, ибо «любовь изгоняет страх».  Любовь «не ищет своего, прощает, долготерпит и не боится ничего ни времени, ни смерти». Таким и предстает Солдатик в постановке кемеровских кукольников. Он полюбил Танцовщицу без оглядки, потому что настоящая любовь не знает ни социальных условностей, ни физических преград. Любовь, рождаясь в сердце, не спрашивает о твоем банковском счете и статусе в человеческой иерархии. Ее приход самовладычен. Поэтому совсем неслучайно, что не Танцовщица, а Оловянный Солдатик становится для зрителей  символом стойкой и жертвенной Любви. Он подарил Танцовщице свое верное и великодушное сердце, а она с благодарностью его приняла, возгорелась ответным чувством.

Победа любви начинается с первого взгляда. И неважно, когда она закончится, через сто лет или через одно мгновение. Двое в мире, где властвуют тролли, где бесполезно искать правды и справедливости, где «царит смерть и время» (М. Цветаева), эти двое разглядели друг друга, преодолели границы души и тела, смешали естество, каждый из них отдал себя другому до конца и в этом каждый обрел себя в иной прекрасной сути.

Со второй победой сложней. Не было бы и первой, если бы писатель не сочинил свою сказку, Кемеровский театр кукол не поставил ее в своем театре, а мы, зрители, не увидели бы спектакль на сцене. Так искусство вершит Победу. Из тактического поражения во времени оно способно любую трагедию и драму преобразить в стратегическую Победу в истории, в вечности. Здесь и есть самый нерв искусства, его тайна и сила, его божественный огнь.

Да, Солдатик и Танцовщица лишь на мгновение соединились в пламени, на миг счастья, длинной в целую вечность. Но он у них был, а будет ли такой миг счастья в нашей жизни? Ведь можно просуществовать, продавливая диван перед теликом, не отозвавшись ни одному сердцу, не открывшись ни одному земному существу. Банально, но бывает так, что одно яркое мгновение, одно какое-нибудь «огненное» событие в жизни, может значить больше, чем вся скучная ежедневность.

Спектакль закончился, но эту чудесную историю, рассказанную Кемеровским театром кукол, мы будем вспоминать еще долго.

Председатель жюри Валерий Шадский сказал после просмотра: «Замечательно ставят в театре кукол Кемерово про любовь».

Над спектаклем работали:

Режиссер- постановщик – Петр Зубарев

Художник-постановщик – Елена Наполова

Музыкальное оформление – Петр Зубарев

Роли исполняли:

Мастер –  актер  Никита Остатнигрош

Жена  мастера –  актриса Юлия Подгорная

Подмастерья – Станислав Садыков, Александр Ахмедов, Евгения Устюгова, Ирина Салтымакова

Большой зал, В. Катаев «Цветик-Семицветик», Республиканский театр кукол,

гЙошкар-Ола

Ура! Среди множества новаторских, оригинальных фестивальных спектаклей оказался один классический, с огромной через всю сцену ширмой, ширмищей, по которой так часто скучают взрослые зрители.  Этот спектакль привез на фестиваль Йошкар-олинский театр кукол и сразу всех подкупил верностью кукольным традициям и следованию живой театральной памяти.  Лично я сразу погрузился в детство, не надо никакого иммерсионного театра, просто поставьте большую ширму и дело в шляпе.Душа все вспомнит сама и  легко войдет  в сказку. Спасибо тебе, театральная Йошкар-Ола! 

Очень нужны сегодня ребенку, растерянному в постиндустриальную эпоху Третьей волны технологий, такие спектакли, как «Цветик-Семицветик», где границы Добра и Зла не размыты, где ясно обозначены предела света и тьмы, правды и лжи. Спектакли простые, ясные, с точными нравственными ориентирами, которых так не хватает в современной жизни мегаполиса.

Куклы в спектакле большие, красочные, на тростях. Их хорошо видно даже с последнего ряда. Это тоже немалый плюс для постановки, когда зрителям не нужно вострить глаза и напрягаться, чтобы изо всех сил разглядеть, что там делается на сцене. «Все для зрителя!» - такой девиз столичных кукольников Республики Марий Эл.

В спектакле много песен, он вообще близок к мюзиклу, как считает Валерий Шадский (Председатель жюри фестиваля). Песни звучат в спектакле органично. У актеров замечательно поставлен вокал, слушаешь с удовольствием.

Как хорошо все помнят, старушка Волшебница подарила девочке Жене «цветик- семицветик» просто так, пожалев ее. Никаких искусов Женя не проходила, в Хогвартсе не обучалась, заданий на смекалку не совершала, утопающих не спасала, а волшебный цветок получила. За что? Просто повезло! Она оказалась в нужное время в нужном месте. Так тоже бывает в жизни. Это ведь здорово, что никакая подлая космическая эмпирия, ни одна, даже самая точная математическая закономерность, не может отменить Счастливый Случай!

Все сцены, в которых девочка Женя с бездумной расточительностью тратит волшебные лепестки, выстроены мастерски, они отзываются теплыми чувствами. Хочется перечислить некоторые особенно впечатлившие моменты, а таких немало как, например: видеопроекция, собирающихся со всего света игрушек, забавное пыхтенье кастрюль на плите в доме у Жени, ее мама с кружками огурцов на глазах для снятия усталости, окно в ширме, в котором дважды показываются играющие мальчики и девочки, появление на Северном полюсе здоровенной головы белого медведя, голова метра два в диаметре, не меньше. Большая, шерстяная да еще и говорящая. Загляденье! И совсем не страшно.

«Медведь произвел огромное впечатление!» (Председатель жюри Валерий Шадский).

У спектакля счастливый конец.  Девочка Женя знакомится с особенным Мальчиком Витей. Он ходит на костылях. Симпатичный такой мальчик и вдруг костыли.  Это несправедливо, ненормально, даже для бездушного космоса, не то, что для земной девочки Жени. Она не раздумывая отрывает последний лепесток от своего «цветики-семицветика» и загадывает желание. Весьма драматичный эпизод в спектакле, думаешь, а вдруг волшебство на болезни не действует, вдруг оно только для развлечений, для пустяков, а не для серьезных добрых дел?

Зрители облегченно вздыхают. Волшебство работает! Витя отбрасывает костыли в сторону. Все на сцене радуются и поют:

Нужно только пожелать, чтобы счастливым стать,

Чтобы рядом был твой друг, и прошел его недуг!

Девочка Женя тоже счастливо улыбается, как и зрители, искренне аплодирующие создателям спектакля «Цветик-семицветик».  

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик и автор инсценировки: Максим Белецкий

Художник-постановщик – Паткиева

Композитор – Григорий Архипов

Роли исполняли:

Женя – Ирина Казакова-Мартынцева

Витя – Максим Белецкий

Волшебница, мама – Галина Ковалева

Собачка – Роман Дербенев

 

Андрей Антонов

ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ФИНАЛ.