Журналисты интернет-портала Devyatka.ru пообщались с актером Кировского театра кукол им. А.Н. Афанасьева о творческом пути, куклах и закулисье
Ранее мы побывали в Кировском театре кукол им. А.Н. Афанасьева и узнали, как создают, одевают и хранят кукол до того, как они выходят на сцену. Но кто же вдыхает в них жизнь во время представления? От кого зависит их голос и характер?
Мы пообщались с актером Андреем Огородниковым, который работает в театре кукол с 2005 года, и спросили о творческом пути, закулисье и забавных случаях на сцене.
Расскажите, как так вышло, что вы решили связать свою жизнь с театром?
Это вышло случайно. Я никогда не думал, что буду актером. Выбрал себе профессию художника и проработал им 10 лет. В один из дней, когда я работал в Доме культуры, меня пригласили в самодеятельность: петь и выступать. Затем я поступил в Вятский колледж культуры, а после в Пермский государственный институт искусства и культуры. Тогда в старом театре работал мой бывший педагог. И как-то случайно я узнал о наборе и пришел на прослушивание. Вообще я понял, что когда выбираешь какое-то направление в жизни, тебя должно захлестнуть. И осознаешь — это твое. Это случилось в один из таких дней.
А с куклами тоже вышло случайно?
Наверное, случайно. Все-таки по образованию я драматический актер и режиссер, поэтому работать с куклами вначале было очень непривычно. В один из прекрасных дней я понял, что обычный кусок поролона сможет стать живым. Наверное, это всех подкупает. На самом деле, многие актеры драмы переходят в театр кукол, так как понимают, что кукла может сделать гораздо больше, чем драматический актер на сцене.
Вы помните первую куклу?
О, их было несколько. Если говорить конкретно про спектакли, это была утка из «Сказки про глупого мышонка», причем женского пола, а также лошадь.
А как вы готовитесь к выступлению?
Всегда по-разному. Есть системы, по которым актер входит в роль - Станиславского и Михаила Чехова. С нами два года работал французский режиссер - он практиковал систему Чехова, когда мы со стороны входим в образ. Это ближе к куклам, потому что она уже имеет какой-то готовый облик, маску. И ты, как актер, со стороны пытаешься войти в эту роль. Тяжело и физически: бывает, кукла 7 килограмм весит. Это тоже один из аспектов вхождения в роль.
Правда ли, что нужно быть натренированным и сильным, чтобы управлять ими. Или это только ловкость рук?
Все-таки это тренировка. Не натренируешься - будет тяжело. Зачастую куклу приходится держать в очень неудобном положении, когда при этом нужно еще и говорить. Бывает, то тут зажмет, то там зажмет. Конечно, тело должно быть натренировано. Этому способствуют репетиции. Ты вживаешься в роль и пытаешься найти удобные положения.
Бывает ли такое, что сложно войти в роль?
По-разному. Даже в неинтересном и банальном персонаже пытаешься найти что-то интересное, иначе скучно работать.
Сложно ли переключаться с одного персонажа на другого?
Иногда да. Во время выступления проскальзывают голосовые штампы, которые переносишь из предыдущей роли. Но если ты знаешь, что и как играть, то не очень сложно. Бывает, за спектакль мы играем не одну роль, а несколько, поэтому нужно между ними переключаться.
А была ли у вас любимая кукла?
Как по мне, любимая кукла - самая простая. Сильно механическая, на мой взгляд, теряет душевность. Многие куклы не могут сыграть какую-то личную драму. Чем проще кукла — тем легче вдохнуть в нее нечто большее.
При постановке режиссёр подбирает к кукле определённого актера или актер сам может выбирать?
Режиссер обычно знает, на что способен данный актер, какое у него амплуа, голосовые и речевые данные. Например, Буратино не будет озвучивать человек с низким голосом. Он скорее подойдет для Карабаса-Барабаса. А дальше уже зависит от стилистики спектакля. За ширмой, конечно, и старик может сыграть молодого, и бабушка молодую девочку. А если это открытый план, когда актеров видно, то актер подбирается в контексте задумки. Я обычно играю каких-нибудь великанов, стариков, да и в принципе зрелых персонажей.
А бывает, что во время репетиций актеры между собой в чем-то не соглашаются?
Конечно. Мы же все люди, у нас у всех свой взгляд. Споры случаются, так как актеры люди эмоциональные. Я стараюсь держать это в себе. Как я понял в своей жизни, любую энергию нужно переводить в нужное русло. Иначе ни к чему конструктивному мы не придем. Отвергаешь — предлагай. Это тоже мое внутренние кредо. Споры - это не по-театральному.
За столько лет работы наверняка происходили забавные истории, связанные с куклами?
Конечно. Зачастую во время выступления у куклы что-то отваливается. Было забавно, как-то на гастролях во время спектакля у куклы-дедушки отпала голова. Мы выкручивались как могли, хотя всех распирал неистовый смех. Приходилось переключать его в какие-то другие эмоции. Иногда декорации даже ломались, мы их поддерживали. В таких ситуациях главное - командность. Все вместе спасаем положение.
Существуют ли какие-то приметы и ритуалы у актеров перед выступлением?
Да, обычно мы обнимаемся, что-то подбадривающее говорим. У нас много режиссеров приезжает. Каждый из них привносит какую-то свою традицию перед спектаклем. Они фиксируются, модифицируются и остаются у нас.
Вы часто ездите на гастроли в другие города. Отличается ли исполнение в других театрах?
Да, может отличаться, например, работа с куклой. Может незначительно, но всегда есть свои фишки и штампы, которые передаются из поколения в поколение.
Вас привлекают более драматичные или комедийные роли?
Вообще жанр комедии - самый сложный жанр. Он, конечно, увлекает. Но, так или иначе, актера развивают роли драматического плана. Они заставляет внутренний актерский механизм утончаться, искать полутона, второй план. Мне нравится все, если это талантливо.
А бывало ли такое, что дети пугались кукол?
Да. Вот недавно мы ездили на гастроли в Москву и выступали на улице. У нас есть такой персонаж - Дроссельмейер из спектакля «Щелкунчик». И вот дети к этой трехметровой кукле относились боязливо. Но, на самом деле, бывает по-разному. Если резко или неправильно дернуть даже симпатичную куклу, то ребенок испугается.
А что все-таки важнее: внешний вид куклы или ее подача?
Вначале дети воспринимают, конечно, внешний вид. А потом актер уже раскрывает эту куклу. Все идет от внешнего к внутреннему.
Расскажите немного о том, над каким спектаклем вы сейчас работаете?
Сейчас у нас очень необычный по форме спектакль «Гоголь.СПб». Необычный, потому что, как я понимаю, там не будет слов, или их будет совсем по-минимуму. Спектакль по основным петербургским повестям Гоголя: «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Невский проспект». И все это будет рассказываться путем каких-то метафор. Гоголя у нас будет два, две его стороны. Я играю «черного» Гоголя, а мой коллега - «белого». И уже во время репетиции я понимаю, что это абсолютно не похоже на те спектакли, которые мы делали до этого. Все это очень метафорично, гиперболично и необычно.
А есть ли разница между спектаклем для детей и для взрослых?
Для детей нужно учитывать многие вещи и темы. Все зависит от режиссера — он «провоцирует» зрителей. Если взрослого можно «спровоцировать» на вещи довольно жестокие, например, показать проблему наркомании, то мы можем показать это так, что зритель будет вне себя. Вопрос этой провокации больше широк во взрослом варианте. В детском нужно быть более осторожным. За многие годы я понял, что с детьми не нужно «сюсюкаться». С ними нужно говорить по-человечески, открыто. И тогда они понимают. Я сам ставил свои спектакли и никогда не пытался «сюсюкаться» с детьми и всегда видел, что это им нравится.
В последнее время детей сложно удивить погружениями в 3D и даже 5D. Используются ли в вашей работе новые технологии?
Да, режиссеры сейчас делают такие шаги, например, используют видео и другие технологии. Иногда зацикливаются на этом. Но общечеловеческие проблемы, поднимаемые в спектакле, остаются. И если зрителю интересны эти проблемы, то это можно передать самыми простыми методами, без видеоресурсов.
Спектакль должен быть актуальным и иметь современный язык образов и времени. Если режиссер, актеры и проблема, затрагиваемая зрителя, честны, то тут никакие 3D не нужны.
Игорь Швецов
Фото: Регина Погудина
Материал с сайта https://devyatka.ru/news/culture/akter-andrej-ogorodnikov-v-odin-iz-prekrasnyh-dnej-ya-ponyal-chto-obychnyj-kusok-porolona-smozhet-stat-zhivym/