Вчера 19 сентября на пресс-конференции в театре кукол Председатель жюри Валерий Шадский заметил, что сначала ему «название фестиваля «Вятка - Город Детства!» не очень нравилось. А сейчас нравится! Хорошо, что наши вожди и политики обратились в сторону детства. Если не думать о детстве, то это приведет к разрушению базовых национальных и духовных ценностей. Я надеюсь, что у фестиваля будет замечательная и долгая жизнь. Фестиваль «Вятка – Город Детства!» – это урок Вятки для всей России, призыв повернуться всем городам в сторону Детства».
Серьезное пожелание для нашего театра! Но почему же все-таки название нашего фестиваля «ВЯТКА – ГОРОД ДЕТСТВА!», а не какое-нибудь другое, более подходящее для фестиваля театров кукол, например, «Вятский Арлекин»? И почему не юности и не молодости, а именно детства? Не уменьшение ли это, тематическое ограничение, пусть и неумышленное, значения и статуса самого фестиваля?
«Что в имени тебе моем?»
Уникальность Вятки, как «Города Детства» (да, вот именно, с большой буквы – «Детства») уже давно определилась сама собой, самым естественным образом. Достаточно проехать по железной дороге в любую сторону, чтобы увидеть, что покупают на станции Киров проводницы и постоянные пассажиры поездов дальнего следования. Потом вспомнить, что мы увозим в подарок за границу, где и так всё есть, или дарим приезжающим VIP-ам, несколько смущаясь несерьезности своего подарка, удивляясь потом непосредственной радости получающих. Все это символы детства! Мягкие игрушки, куклы, великая дымковская игрушка!
Тогда станут понятны и другие мысленные посылы, которые из той же «глины»: единственное сохранившееся в России производство кукол – фабрика «Весна», единственное в стране месторождение «динозавров», вслед за которым появился и настоящий палеонтологический музей и, разумеется, построенный в постсоветское время наш театр кукол имени А.Н. Афанасьева. Откуда весь этот «игрушечный» город в два-три этажа, который называют Старой Вяткой, с величественным «красным замком» на улице Ленина из какой-то европейской сказки, а новострои 90-х с башенками, балкончиками, странными крышами и даже с завитушками лепнины?
Продолжать этот ряд «детской» странности можно до бесконечности: зайдите в областной художественный музей, где вся академичность заканчивается нескончаемым потоком детей разных возрастов, рисующих здесь с утра до вечера. Полумиллионный провинциальный город не может претендовать на такое количество победителей, лауреатов, призеров олимпиад и возможных конкурсов разных уровней и направлений! Просто «Вятка - это Город Детства!» Вот и весь ответ размышлениям о позиционированиях, брендовой привлекательности и так далее.
Приняв и признав, что «Вятка – это Город Детства», многое становится на свои места из событий дальней и близкой истории, из настоящего стремления родителей выучить детей здесь, чтобы потом выпустить в большой мир, из массовых прогулок по городу в парки, где можно кормить уток, из центральной площади города, превращенной в большую игровую площадку с элементами экстрима у памятника вождя.
Согласившись, что «Вятка – Город Детства», мы будет легче относиться к тому, что, оперившись, наши дети уезжают из спокойного и уютного для них города в столицы и мегаполисы. Понятным становится, почему именно здесь и «родина русской романтики» - писателя Александра Грина. И многое-многое другое проясняется в устроении жизни нашего замечательного древнего города, града, Ограды Детства! И, конечно же, становится совершенно ясно, что никаким другим названием, кроме как «Вятка – Город Детства» наш фестиваль театров кукол обладать не может.
Андрей Антонов