По-другому и сказать нельзя: вчера был с блеском открыт новый театральный сезон двумя прекрасными спектаклями театра кукол Образцова. Они, действительно, были образцовыми и по режиссуре, и по художественному воплощению, и по мастерству кукловождения. Гастроли московской труппы продолжаются и сегодня, равно как и завтра, наши маленькие зрители увидят большой спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по известной инсценировке Нины Гернет. Этот спектакль-долгожитель, спектакль-память великому режиссеру-кукольнику. Задумайтесь только: спектакль был создан непосредственно самим Сергеем Образцовым в далеком предвоенном 1940 году! Он идет на сцене 75 лет, но с каждым годом в его художественный «букет» только добавляется красок и впечатлений.
Вот, что пишут обычные столичные критики о нынешних гастрольных спектаклях театра кукол Образцова.
«Снеговик» по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена
Наивный театр
Камерный спектакль «Снеговик» создан режиссером Борисом Константиновым и художником Евгенией Шахотько.
Спектакль дважды Лауреат Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска» («Лучшая работа актера в кукольном театре» и «Лучшая работа художника в театре кукол»)
Зрители в зале видят, как под руками мастера-кукольника оживает зимний пейзаж. Зажегся свет в окнах затейливого домика среди заснеженных деревьев. Мальчишки понеслись гурьбой по ледяной глади озера, весело скатились на санках по снежной горке. Так детскими зимними забавами начнется задушевная история о том, как наступила зима, и мальчишки слепили снеговика. И он открыл для себя небо, солнце, луну, людей, дома. Нашел друга - старого пса-ворчуна. Научился мечтать о любви. И пламенно влюбился... в кухонную печку.
Художник Евгения Шахотько придумала изысканный зимний пейзаж. Домик около озера, вдали силуэты городских домов, шпиль ратуши, мельница. Пейзаж – кукольный, и во время спектакля он «оживает»: ледяные узоры покрывают гладь озера, украшают окна домов. Птицы порхают среди деревьев.
Домик поворачивается вокруг оси – и мы видим внутри: малыша в люльке, даму, играющую на пианино, читающего газету господина, кухню с ключницей. И печку, освещающую кухню уютным теплым светом. Круг небосвода поворачивается: луна и звезды сменяют солнце, ночь и день сменяют друг друга. Вслед за зимой приходит весна. И по глади озера поплывут маленькие бумажные кораблики…
Показ спектакля был благотворительным.
«Старый сеньор» импровизация на тему произведений Габриэля Гарсиа Маркеса
Спектакль Лауреат Российской национальной театральной Премии "Золотая Маска" («Лучшая работа актера в кукольном театре»), лауреат Премии СТД "Гвоздь сезона", 2014
«Старый сеньор и…» это три новеллы в духе магического реализма, разыгранные ростовыми марионетками без нитей.
Спектакль для взрослых основан на трех новеллах Маркеса &llaquo;Очень старый человек с огромными крыльями», «Самый красивый утопленник в мире» и «Набо – негритенок, заставивший ждать ангелов». Известный театральный художник Виктор Никоненко не только придумал образы спектакля, но и поставил его как режиссер. К действию он отнесся как живописец. Картины, возникающие на сцене, очень красивы, содержательны и продуманы по стилю. А статичность, неизбежная при таком решении, придает спектаклю горделивое величие, созвучное творчеству Маркеса. Каждой куклой управляет несколько актеров. Но кукловоды скрыты в черном бархате сцены, и кажется, что фигуры, очерченные световым контуром, движутся сами по себе. Кивает головой мудрый старик, терпеливо вглядываясь в зрительный зал. Это ангел, прилетевший в селение охранять больного ребенка. О том, что пришлось ему пережить среди людей, можно догадаться по его лицу, изможденному морщинами, и всепрощающим глазам. Огромные крылья теряют белые перья. Их кружение под звуки саксофона Ивана Дымы похожи на печальный медленный танец .
Вторая картина резко меняет настроение спектакля. Колоритная старуха раскуривает трубку, размеренно рассказывая удивительную байку о том, как встретила самого красивого мужчину на свете. Только был этот невероятный красавец, к сожалению, мертв. Хитро бормочет по-испански, перебирая маленьких деревянных кукол в корзине (среди них – и ее односельчане, и принесенный волной прекрасный утопленник). А переводчик за сценой, совсем как в сериалах, транслирует содержание.
Финал возвращает к лирико-философским раздумьям. Снова появляется старик с крыльями, зовущий на небо негритенка, одержимого танцем. Это Набо, лишившийся рассудка от того, что его лягнула лошадь. Он должен был бы умереть сразу, но надолго задерживается между тем и этим светом. Неловкий танец кукольного негритенка – метафора подвешенного состояния. Словом, после спектакля Маркеса нужно - перечитать!
Мелодия живого саксофона создает особенную интонацию происходящего на сцене. Так театр кукол воплощает метафору о человеке – кукле в руках божественной Судьбы. И магическая реальность превращается в зримое волшебство.
«Волшебная лампа Аладдина» инсценировка Нины Гернет, режиссер Сергей Образцов
Инсценировка классика кукольной драматургии Нины Гернет написана по мотивам арабских сказок «1001 ночи». Это романтическое представление о любви вначале было адресовано взрослым. «Волшебная лампа Аладдина» – один из самых красивых спектаклей Театра Образцова. И, несомненно – заслуженный! Что такое этот спектакль? Смелость Аладдина, его трогательная любовь к прекрасной царевне, коварство алчного визиря – вся гамма человеческих качеств на фоне роскоши восточного города.
Мы не сомневаемся, что гастроли московского театра кукол имени С.В. Образцова станут еще одной яркой страницей в культурной (и не только театральной) жизни нашего города, да уже, впрочем, и стали.