БЕ­НЕ­ФИС АК­ТРИ­СЫ: «Я СЕР­ДЦЕМ ПРИ­КИ­ПЕ­ЛА К КУК­ЛАМ!»

12 июля в 18.00 в Кировском театре кукол состоится творческий бенефис Заслуженной артистки РФ Надежды Андреевны Мазик. В связи с этим значимым мероприятием в жизни не только театра, но и нашего города мы решили пообщаться с виновницей будущего торжества.

Когда она родилась, то папа вопреки всем назвал ее Надеждой, в честь народной певицы Надежды Обуховой. Воспитывали будущую заслуженную артистку России Надежду Мазик свободно, за педагогические веревочки попусту не дергали, но и не баловали. На семейных праздниках Надежда частенько читала стихи, а в детском садике она и подавно слыла за «первую артистку». Детский садик – сплошной праздничный спектакль.

Годы шли, Надежда окончила школу, настал час выбора профессии. И его величество Случай явил свою таинственную силу. Однажды в апреле 1973 года она прочитала в местной газете объявление театра кукол о конкурсе вакансий на актерскую должность. Конкурс был немаленький – семь человек на одно место. Но она его выдержала! Читала перед комиссией про Тараса Бульбу, Крылова, стихи Исаковского. Пела русские народные песни. Главный режиссер Михаил Супонин попросил прочитать «Письмо Татьяны Онегину». Волнения было не занимать, но оно отчасти и помогло. Девушку взяли в театр. Она стала актрисой.

С тех пор прошло пятьдесят лет. Хорошее число – символ полноты свершений и удач. Оно к творческому служению Надежды Мазик подходит как нельзя лучше. В Кирове и за его пределами она стала известной и любимой многими зрителями актрисой. В 1999 году Надежде Андреевне было присвоено Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Она многократный победитель областного театрального конкурса «Удача года» Кировского отделения СТД РФ в номинации «Удача актрисы».

За полувековой театральный период Надеждой Мазик сыграны больше сотни непохожих друг на друга ролей в самых разноплановых спектаклях. Перечислим хотя бы малую часть: миссис Эмни – «Кентервильское привидение», Принцесса – «Как Иван-лентяй царевичем стал», Сказительница – «Гуси-Лебеди, или Привередница», Сваха – «Женитьба», Секретарша – «До третьих петухов», Бабка – «Загадка курочки Рябы», Женщина – «Осел в овчине», Федя – «Звездоход Федя», Королева-мать – «Огниво», Ефимия – «Сказ о граде Лебединце», Туристка – «В нашем доме», Мальчик Патока – «Площадь картонных часов», Лягуха – «Машенька и Медведь», Мать Емели – «По щучьему веленью», Марьюшка – «Как за Вяткой за рекой», Вдова-поморка – «Пристанище», Фрекен Бок – «Карлсон, который живет на крыше», Мачеха – «Крошечка-Хаврошечка», Бабушка – «Уличный кот по имени Боб», Мама медведица – «Умка».

Надежде Мазик посчастливилось работать со многими талантливыми режиссерами. Для любого артиста это бесценный опыт творческого становления, расширение границ амплуа.

«Мне нравится работать даже в эпизодах, – уверяет Надежда Мазик, – вот скажем в спектакле (он сейчас в архиве театра) «Неизвестный с хвостом» я играла коротенькую роль билетерши, а зрителям она запомнилась. Эпизод, если он удачно сделан, всегда удержится в памяти».

Все роли у нее любимые, даже когда играла бабу-ягу. Злая старуха получилась доброй, вызывающей симпатию, ибо в самой Надежде Мазик нет никакого лукавого злодейства. Вспомните роль доцента Евгения Леонова в фильме «Джентльмены удачи»: как ни старался гениальный артист изобразить мрачного злодея, все равно за небритыми щеками и колючими глазами, выглядывал добрейший, всеми любимый Леонов. Судьба быть добрым, даже на сцене! Вот и наша Надежда такая же – добрая и открытая душа.

В 2015 году Надежда Андреевна получила специальный приз правления Кировского отделения СТД РФ «Сердце, отданное театру». Полвека служить искусству играющих кукол – это судьба. За десятилетия работы в области не осталось ни одного уголка, где бы она вместе с театром не была на гастролях или просто на однодневных выездах. Бывало, что труппа колесила по областным и проселочным дорогам дней по сорок, не заглядывая в Киров. Она помнит и промерзшие углы районных гостиниц, бедные клубы, неуютный быт. Но хорошее помнится сильней и ярче. Артистов с радостью ждали в каждом «медвежьем углу», сопереживали во время спектаклей, тепло встречали, со вздохами провожали. Незабываемое время…

Ей никогда не хотелось (а предложения были очень заманчивые) перейти в драматический театр. У театра кукол, считает Надежда Мазик, своя особая педагогическая миссия: развлекая – воспитывать. Театр кукол непосредственно соприкасается с детскими душами, еще не тронутыми тревогами, разочарованиями и сомнениями. Ребенок малозащищен. Театр кукол помогает становлению маленького человека в нашем огромном мире. Он доверяет кукле. И Надежда Мазик никогда не подводила маленьких героев в их сражениях за светлое будущее. Она верит, что бы ни случилось, театр и кукла будут жить всегда, пока на земле рождаются дети.

Она не гнушается любой сценической работы. Однажды ей досталась маленькая роль Лягухи в спектакле «Машенька и Медведь». Лягушка изначально умела только широко разевать рот и произносить «ква-ква». Надежда ее сама усовершенствовала. Кукла стала пластичной, характерной. Она уже могла строить рожи, обижаться, даже кокетничать. За нее Надежда Мазик получила две награды: «Любимец публики» (1995 год) и «Лучшая роль» (1996 год). Многие считают, что актером-кукольником работать легко, дескать, сиди себе за ширмой, двигай руками, кричи текст роли погромче и довольно, но это не так. «Далеко не каждый драматический актер, – делится своим опытом Надежда Мазик, – сможет справиться с куклой. В театре кукол все выразительные средства нужно вложить в куклу, найти для нее характерные, индивидуальные жесты, мимику, передать взгляд, подыскать походку. Вообще, водить куклу нелегко. Очень гибкими, чувствительными должны быть пальцы, чтобы передать необходимую выразительность персонажа. Да и просто попробуйте хотя бы минут двадцать подержать руку поднятой вверх, к краю ширмы. Артисту-кукольнику приходится играть за двоих: за себя и за свою куклу. Двойной творческий труд!»

Всем актерам заслуженная артистка России Надежда Мазик желает, чтобы в жизни стало легче! Щедрое сердце отзывается каждому. Это и трудно и радостно одновременно, но другого пути для талантливого артиста в России никогда не было. И не предвидится.

С юбилеем, дорогая и любимая Надежда Андреевна! Будем ждать ваших новых прекрасных ролей на сцене Кировского театра кукол.

Андрей Антонов