ВСЯ ВСЕ­ЛЕН­НАЯ ТАН­ЦУ­ЕТ

10 февраля в Кировском театре кукол завершается трёхдневная лаборатория по хореографии с Марией Качалковой — режиссером, хореографом, преподавателем и артисткой школы и компании современного танца «Диалог Данс», обладательницей Национальной театральной премии «Золотая маска» в составе компании «Диалог Данс». Мария Качалкова приехала в Киров в преддверии постановки будущего спектакля на сцене Кировского театра кукол.

К сожалению, до сих пор бытует мнение, что актер-кукловод должен скромно сидеть за ширмой? Зачем тогда ему лаборатория по хореографии?

Это мнение - давний стандарт, сложившийся об актёрах театра кукол в советское время.  Считаю, что актеры-кукольники тоже должны быть универсальными в своем творческом поиске и проявлении. Мы не знаем, что нас ждет завтра. Мир меняется каждую секунду времени. Мы вынуждены в этой ситуации быть гибкими, всесторонними.  Мы обязаны оттачивать новые грани своих способностей. Это относится не только к социальной сфере, но и к самой личности актера. Хореографическая работа развивает партнёрство, которое требует отзывчивости тела.

Это вы о том, как в одном из упражнений на лаборатории работали с актерами парами, учили их передавать друг другу мячики, смотря только в глаза, а не на руки?

Да, это было упражнение на развитие партнёрства, где акцент ставится на постоянную игру со вниманием.  Плюсом идет развитие внутреннего потенциала и   тренировка мышечного панциря. Наш панцирь постоянно нужно двигать, разминать, расшевеливать для того, чтобы мое партнерство за ширмой, если я за ширмой, было бы для меня простым и легким, чтобы я наслаждение от этого получала, а не опасения, что вот моя рука затекла или моя поясница уже не может стоять прямо. Важно находиться в диалоге со своим телом. Когда он есть, тогда актеру намного проще работать с куклой и выстраивать диалог со зрителем.

Какие задачи вы ставите и решаете на сегодняшней лаборатории с актерами театра кукол?

Глобальный вопрос! Наверное, главная задача сегодняшней лаборатории – искусство смотреть.

Искусство смотреть на себя или на другого?

На все! На себя, на партнера. Тело должно научиться смотреть, сопереживать. Актерам нужно уметь чувствовать свое тело. Мы этому тоже учимся на лаборатории.

Быть как стул? Притвориться новогодней елкой?

Возможно. Мы два дня работали в партнерстве, прорабатывали базовые паттерны движения, а в последний день, используя полученный опыт партнерства, мы создаем художественное высказывание посредством тела. По итогу лаборатории это будут сольные эскизы, перформансы. Оценивать актерские работы мы не станем. Мне важна не оценочная система, а чтобы каждый из участников лаборатории  увидел и понял художественное высказывание других актеров.

Приоткройте завесу: лаборатория важна и для будущего спектакля? В нем будет много пластики, танцев?

Да, на лаборатории мы для спектакля подготавливаем почву. В нем будет много игры тела. Я не хотела бы называть это пластикой или танцами. Больше всего подходит к тому, что должно появиться в спектакле – высказывание, телесная игра, игра объекта. Игра смыслов через тело и объект.

Приходит ли вам иногда желание поставить в куклах целиком танцевальный спектакль, пластичную постановку без слов?

Мне посчастливилось работать с разными талантливыми режиссерами-кукольниками. Для меня интересен синтез в работе с ними, в команде. Придумывать, создавать свою часть для спектакля как хореографу-постановщику, выстраивать мысль, драматургию через тело. Но мысли, чтобы мне целиком в куклах поставить спектакль, такого пока не было. Я много работаю с танцовщиками, делаю пластические режиссерские спектакли, танцевальные. 

Есть ли отличия в хореографии, алгоритме движений на сцене у актеров-кукольников и актеров драмы?

Есть разница в подходе преподавания. Артисту-кукольнику можно на обычном предмете объяснить задачу, показать движение на любом объекте. Зацепить его невербально.  Актеру драмы больше говорит образ. Но к каждому нужен индивидуальный подход. Это основное. 

Вы не только хореограф, но еще и педагог. Какая ваша воспитательная сценическая задача? 

Главное – любовь! Для меня вся вселенная танцует.

Как любовь связана с телом, с танцем?   

Все передается, все связано воедино. Если я люблю свое дело, если с любовью и вниманием прихожу на мастер-класс, обращаюсь к каждому лично, то тогда все случается.

Воспитательная задача в том, чтобы учить с любовью?

Учить с любовью, заряжать энергией любви к делу. Учить любви через движение. Мы не можем все знать на свете, но даже если что-то я не знаю, то могу передать недостающее знание невербально, через опыт тела. Это дорогого стоит.

Как вы чувствуете, определяете, что вам удается воспитывать других через любовь к своему делу?

Я не теряю энергию, проработав с десяти утра до позднего вечера, я могу зайти на мастер-класс еще и на вторую смену. Для меня это показатель, что случилась отдача, произошло усвоение знаний, что я отдала. Такой вот получается творческий кэшбэк.

 

О Марии Качалковой

Мария Качалкова – окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств (ЧГАКИ), факультет хореографии (мастер Плотвинов Вячеслав Михайлович), 2009 г – танцор, педагог, хореограф, старший преподаватель школы современного танца «Диалог Данс». Ведёт активную преподавательскую деятельность на базе школы, а также как приглашённый педагог и хореограф. Стипендиат и участник программы International Choreographer Residence Американского Фестиваля Танца (США, 2009). Постоянный участник творческих резиденций на арт-площадке Станция (г. Кострома). Приглашённый член жюри престижных хореографических конкурсов. Как исполнитель участвует в спектаклях известных хореографов: Карин Понтьес, Крис Херинг, Иван Естегнеев, Март Кангро, Сергей Землянский. Как хореограф создаёт пластику к драматическим спектаклям "Дикарь" (реж. Елена Сафонова) в театре им. А.Н. Островского (Кострома), "Снегурочка" (реж. Евгений Ибрагимов) в Театре кукол (Кострома), "Линии и повороты" (реж. Евгений Ибрагимов) Театр-Мастерская Григория Козлова (Санкт-Петербург), "Завирухи Шишова переулка" (реж. Евгений Ибрагимов) БДТ им. Г. Товстоногова (Санкт-Петербург). В Студии им. О.П. Табакова при Саратовском ТЮЗе как хореограф выпустила спектакли «Кентервильское приведение», «Приключения Незнайки на Луне», «Приключения Тома Сойера» и другие.