30 сентября на большой сцене Кировского театре кукол имени А.Н. Афанасьева состоится премьера спектакля «Приключения Незнайки». В ожидании волнующего театрального события режиссер-постановщик Екатерина Тихонова ответила на некоторые вопросы о спектакле.
Екатерина Тихонова - театральный режиссер, педагог, актриса. Окончила Российский государственный институт сценических искусств (специальность - режиссер театра кукол), а также Санкт-Петербургский государственный университет (специальность - режиссура телевидения). Сотрудничает с театрами Санкт-Петербурга «ТриЧетыре», «Крафт», «Крошка Арт», «СоЛу», с театрами Иваново, Петрозаводска, Омска, Нефтеюганска, Кирова.
Екатерина, расскажите о вашем пути в профессию режиссера театра кукол. Почему решили первое высшее образование получить как режиссер телевидения?
- Если когда-нибудь я буду писать мемуары, они будут называться «Во всем виновата бабушка». Мама моя инженер и папа инженер. Они оба закончили политех в Питере. В школе по точным наукам я была отличницей. По гуманитарным предметам тоже были пятерки, но больше всего я любила литературу. А бабушка моя, она не актриса и не режиссер, профессионально с театром никак не связана, но она большой фанат классической музыки и театра. Я очень рано посмотрела оперу и балет, и в детском саду меня все время просили на праздниках прочитать то стихотворение, то спеть, то еще что-то. Когда в девятом классе встал выбор кем я хочу быть, я объявила родителям, что хочу поступать в «щуку» (театральный институт имени Бориса Щукина, г. Москва). В семье был большой скандал. Родители сказали, что актерство это не профессия, а полная ерунда. Мама с папой согласились на «телек». Они решили, что относительно театра это вполне нормальное место. Так я оказалась студенткой университета в Санкт-Петербурге. Но мне повезло: в Питере был драматический театр на Галерной (он сейчас в другом формате существует), при нем работала студия. Руководителем была Маргарита Николаевна Дульченко. Я прошла просушивание, и меня зачислили в студию. Я училась в университете, а параллельно в театральной студии. Это моя первая альма-матер. После завершения учебы одно время сильно увлеклась музыкой и поступила на рояль в школу Римского-Корсакова. Моим педагогом был Даниил Львович Дворцов, который сейчас возглавляет министерство культуры Кировской области. Узнала об этот случайно. Педагогом Даниил Дворцов был фантастическим. Он умел вселить в меня грандиозную любовь к музыке. Я тогда решила, что буду музыкантом. Но после мне помогли устроиться завмузом в частный театр за Черной речкой. Там я впервые случайно увидела кукольников. Здесь я начала интересоваться куклами. В институт сценических искусств поступила уже с некоторым театральным багажом знаний и опыта. После окончания работаю по специальности и очень этому рада.
Историй о Незнайке несколько: в Цветочном городе, в Солнечном, Незнайка на Луне? Какая вам больше нравится?
- Я перечитала все книжки о Незнайке и удивилась, что раньше дети читали такие большие книги по объему.
«Незнайка на луне» - толстенная книжка. Это как «Война и мир» для детей.
- Вот я и подумала – ничего себе! Но в первой книжке была завязка всей последующей истории. Это меня зацепило. С Цветочного города все началось. Подходящую пьесу для спектакля я не нашла. И тогда мне помог кировский драматург Денис Смирнов, который написал инсценировку специально для театра. Она полностью меня устроила. Незнайка в нашем спектакле большой выдумщик. Он умеет придумывать необычное, интересное…
Сегодня выбор своего места в жизни сделать не так-то просто. Нужна помощь друзей, или человек обязан опираться только на себя, на свои силы?
- Для Незнайки Цветочный город это его город, его семья. И самое главное, что все друзья добрые. У Николая Носова в книге нет линий, где героя травят, унижают, поэтому получилась такая парниковая история. Незнайка знает, что его никто не подставит и не унизит. Он может фантазировать сколько захочет. Конечно, Незнайка мог посмотреть на себя со стороны глазами друзей, мог получить от них дельный совет. Но Незнайка не слепо следовал советам, он пробовал себя в разных областях, экспериментировал, выбирал. В какой-то момент он, правда, совсем отчаялся, опустил руки, но опираясь на знания и опыт друзей, в том числе и на свой личный опыт, он выдумывает нечто грандиозное. И у него получается.
Как вот с вами было: поступая в университет, не надо всякой театральной чепухой заниматься?
- Примерно. Не надо слепо доверять, нужно прислушаться, оценить взгляд со стороны, но выбирать нужно самому. Последнее решение должно быть за тобой. Как и Незнайка сделал. Советовали – попробовал. Но у него в одном деле не получилось, в другом не вышло, возник вопрос: кто я? Что могу в этом мире? Незнайка из полученного отрицательного опыта находит ответ здесь и сейчас. Получается в некотором роде экзистенциональная история.
На афише мы видим воздушный шар…
- Воздушный шар - начальная точка пути Незнайки, когда он себя находит. Это символ первого шага к тому, куда он будет двигаться дальше. Это не финал истории Незнайки.
Герои полетят, они вернутся?
- Они полетят, но это не прощание. Это начало пути. Герои не улетают «от», они летят в другую точку. Интереснее не то, что здесь осталось, а то, что у них будет там. Они летят жить дальше. Они поднялись над обыденностью, увидели с высоты свои новые возможности, новые горизонты.
И возможно, новые возможности появятся и у зрителей.
- Конечно! Такой посыл в спектакле будет читаться. Нужно верить в себя, впереди тебя ждет не провал, а новые возможности, новые жизненные дали. Ты обязательно придумаешь что-нибудь стоящее, необычное. Можно это все транспонировать на реальную жизнь. Вот ребенок не очень хорошо учится в школе, вот он думает: уйду из этой школы, надоели все. Мой посыл в спектакле таков: не нужно уходить "от", а нужно идти "к". Не бежать от проблем неизвестно куда, а искать что-то новое, пробовать.
Что пожелаете зрителям перед премьерой?
- Надеюсь, что история Незнайки откроет зрителям что-то новое о себе, воодушевит искать, зарядит энергией на свой путь в жизни, уверит никогда не сдаваться, ведь история Незнайки про счастье. Пусть спектакль вдохновит находить и стремиться быть собой!
Беседовал Андрей Антонов.