15 июня на большой сцене Кировского театра кукол состоится премьера музыкального спектакля «Цой. Только кино». В преддверии этого события мы задали несколько вопросов постановочной команде спектакля из Санкт-Петербурга: режиссеру Алексею Егорову, художнику Анастасии Пух и аранжировщику Алёне Волковой.
• В чем актуальность песен Виктора Цоя? Почему его песни звучат до сих пор современно?
Алексей. Мне кажется, что дело в рок-поэзии. Она самодостаточна, вряд ли идёт за модными темами, не следит за мировыми тенденциями. Виктор Робертович, он, думаю, просто писал то, что ему хотелось, что для него самого было важно.
Алёна. Это какая-то парадоксальная штука! Творчество Цоя глубоко сидит в нашем культурном коде, то есть ты даже как будто можешь не знать его песен, но, если они вдруг зазвучат, ты начинаешь подпевать, вспоминаешь слова. Цой смог вложить в несколько поколений желание перемен, свободы, благодаря невероятно простой и космической лирике.
Анастасия. Я продолжу мысль Алёны... Песни Цоя близки каждому. Они объединяют большое количество людей, потому что разговор о внутренней свободе, о любви, о правде жизни волнует всякого человека. Вот это и поддерживает актуальность песен Цоя.
• Для вас песни Цоя просто талантливые песни или нечто больше?
Алексей. Возьмем для примера книгу «Божественная комедия». Мы доподлинно не знаем, что происходило в начале 14 столетия, когда Данте создавал свою книгу, но, читая ее, мы можем себя как-то погрузить в ту историческую эпоху. Так и песни Виктора Цоя. В них слышится гимн целого поколения. Он точно попал в свое время. Мы можем почувствовать через его тексты и музыку, что тогда переживали люди.
Алёна. Для меня музыка Цоя – личная история. Да, он был голосом своего поколения. Мне кажется, это самое главное, что может сделать художник.
Анастасия. Такое точное попадание песен Цоя вызывает у людей, живших в то время, стремление передать, что они чувствовали, думали. Получается некая традиция передачи культуры. Возникает желание поделиться с новым поколением творчеством и личностью музыканта. Но из поколения в поколение его песни передаются с какими-то новыми, нарастающими личными смыслами, с личным восприятием.
• Почему Цой и куклы? Есть ли художественное преимущество искусства театра кукол для раскрытия творчества музыканта, например, перед драмой? Жители нашего города узнают о спектакле и спрашивают: «На сцене куклы будут петь?» Улыбаются.
Алексей. Виктор Цой поет не только о себе. В его песнях есть лирический герой. Простые категории любви, правды, свободы обретают лицо, обретают плоть, становятся осязаемыми. Так происходит и в театре кукол. Основная наша задача как постановщиков говорить о простых вещах, жизненных категориях через предметы, через куклы. Мы в театре кукол не просто произносим текст, а делаем его видимым, предметным, осязаемым. В драматическом театре в большей степени воздействуют на зрителей словом.
Анастасия. В драме больше внимания уделяется внутренним переживаниям через человека. А когда мы создаем спектакль через осязание предметов, символов, то поэтическое слово звучит точнее, объемнее. Театр кукол – это поэзия. И когда мы ее видим, то передача слова получается точнее.
Алёна. Мы обращаемся к поэтическому тексту в театре, который использует поэтический язык. В театре кукол мы придумываем уникальный язык существования слова на сцене. Это переосмысление текста через образы, куклы, предметы, музыку, пластику. Мир театра кукол – очень широкое понятие. Поэзия и театр кукол – одно целое. Через осмысление поэтического текста, через язык театра кукол мы можем передать больше эмоций, расширяем эмпатию.
• Похоже, не случайно Международный день кукольника и Всемирный день поэзии празднуют в один день 21 марта. Сколько песен Виктора Цоя прозвучит в спектакле? Кто их будет исполнять?
Алексей. Песен в спектакле больше двадцати. Все актеры будут играть на музыкальных инструментах и петь. Никаких записей. Все вживую.
• Круто! На каких инструментах будут играть актеры?
Алена. Ударные, соло-гитара, бас-гитара, клавишные и две гитары для акустического варианта песен. Специально для спектакля в Кировском театре кукол приобрели часть профессиональных инструментов.
Алексей. Еще в спектакле будут звучать ключи от дверей.
• Как это? Актеры будут играть ключами?
Алёна. Если мы говорим о языке театра кукол, то мы находим как звучат песни Цоя в пространстве жизни. Вот, например, в спектакле будут моменты: ритм-секция начинается бренчанием ключей, когда герой возвращается домой, или ритмический рисунок задается щелканьем замков открываемых дверей.
Анастасия. В каждой детали мы находим свою поэзию.
• Актеры на сцене появятся в костюмах советской эпохи?
Анастасия. У каждого актера будет индивидуальный сценический образ, своя история в спектакле, но все же история скорее вневременная. Персонажей будет много, потому что это наша общая жизнь. Есть желание соединить, протянуть линию из советского времени до сегодняшних дней, понять это соединение, почувствовать в чем мы пересекаемся с тем временем.
Алексей. Спектакль некая элегия о роке, исповедальное повествование о жизненном пути. Красивый жанр, говорящий о жизни.
Алёна. Мы не ставим задачу показать на сцене 90-ые годы прошлого века или сегодняшний 23-ий год. Нам важно передать общую атмосферы песен, поэзию, то, что в нас отзывается сегодня. Как ни странно, все персонажи в спектакле – не герои, в смысле не героические.
Анастасия. Да, наша история о самых простых людях, не о суперменах. История про нас с вами.
Алена. Это снимает лишний пафос с песен, которые можно исполнять на разрыв, ведь их поют и знают практически все, если мы говорим о культурном коде.
• Спектакль «Цой. Только кино» – театрально-музыкальная ностальгия для зрителей старшего поколения, выросших на творчестве Цоя, или он обращен к молодёжи?
Анастасия. Спектакль не только для одного определенного поколения. Он для всех. Обращен к каждому.
Алексей. Это серьезный вопрос. У нас все же есть определенные категории людей, к которым мы обращаемся. И в первую очередь — это, конечно, дети 12 лет. Мы хотим, чтобы они увидели наш спектакль, но дети на Цоя придут с родителями, так что аудитория наша значительно расширяется. Мы это учитываем, создавая спектакль.
Алёна. Мне просто хочется сделать спектакль.
• Сделать театральную «вещь в себе»?
Алёна. Нет, нет, наоборот. Очень важно, чтобы люди приходили в театр на спектакль, а не на концерт, не на музыкальное шоу. «Цой. Только кино» – это не концертные номера на сцене. Люди в песнях Цоя находят себя. Они ищут не внешнее, рокерское, бунтарское, а внутреннее сопереживание песням.
• Какое передать пожелание зрителям от постановочной команды спектакля?
Алексей. Попытайтесь прийти на спектакль без ожиданий увидеть актера в образе Виктора Цоя, рок-концерт или куклу Цоя. Просто приходите на спектакль «Цой. Только кино».
Беседовал Андрей Антонов