То ли лю­ди, то ли кук­лы: как о­жи­ва­ют пер­со­на­жи ска­зок в Ки­ров­ском те­ат­ре ку­кол

Журналисты интернет-портала Devyatka.ru отправились в Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева, чтобы проследить за «искусством оживающих кукол»

Если вы хоть раз посещали театр кукол, то, наверное, были очарованы этими удивительными персонажами, которые буквально оживают в руках актеров. Но откуда они к нам приходят? Как создаются? Мы посетили Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева, чтобы узнать, какой «жизненный цикл» проходят куклы.

Все начинается, конечно, с режиссера. Он продумывает спектакль, а затем тесно работает с художником. Тот, в свою очередь, подробно расписывает, какого типа должна быть кукла, как она будет двигаться, из каких материалов сделана и во что одета. То есть составляет эскиз. Вместе с чертежами художник направляется в мастерские, чтобы «оживить» этот образ.

Столярная мастерская

Мы попадаем в просторное помещение, где воздух пропитан ароматом дерева. Это то место, где создается «скелет» куклы, а также различные декорации для спектаклей — от маленьких до огромных.

Сами по себе куклы бывают разные: это марионетки, перчаточные, мимические, гапитно-тростевые, планшетные, теневые и ростовые. От их разновидности зависит дальнейший процесс изготовления «скелета».

В Кировском театре кукол этой работой уже шесть лет занимается художник-конструктор Александр Федоровых. Сам себя он называет «случайным пассажиром» на этом месте, но подчеркивает, что очень любит то, чем занимается.

Александр отмечает, что работа интересная и очень творческая. Это становится понятно, бросив взгляд на его стол: он переполнен различными деталями и инструментами. Собрать или починить куклу - все обращаются к нему.

Основные материалы в его работе: дерево и металл. Александр с улыбкой показывает один из своих любимых типов кукол — теневая. Он отмечает, что кукла такого типа передает куда больше эмоций, чем другие.

В этом деле главное, как говорится, «семь раз отмерить». Все рассчитывается до миллиметра. Работа «ювелирная», поэтому Александр относится к своим произведениям как к родным детям.

Бутафорский цех

Пока нам еще непонятно, что за персонаж получится в итоге. Поэтому после того, как изготовлен «скелет» куклы, он отправляется в бутафорский цех. Здесь кукла приобретает свою индивидуальность.

В этой мастерской работают художники - бутафоры. Они насаживают на «скелетик» голову из папье-маше, создают объем тела, бедра, руки, ноги и обувь. Тут же делаются парики. При этом не только для кукол, но и для актеров.

Кроме того, здесь же изготавливается бутафория: различные искусственные кувшины, овощи, фрукты, цветы, разного рода сладости, маски.

Пошивочная мастерская

На последнем этапе кукле необходима одежда. А нарядиться она сможет в пошивочной мастерской, где работают швеи - закройщицы.

Здесь все изготавливается строго по эскизам художника. Никаких вольностей. Свой костюмчик получают не только куклы, но и сами актеры. Самое интересное, что если раньше актеры одевались в темную одежду, чтобы на первом плане была кукла, то сейчас уже допустимы и более яркие наряды.

В случае, если одежда порвалась или запачкалась, ее могут подшить и постирать. Однако обычно наряд для куклы создаётся раз и навсегда — его уже не снять. После всего этого кукле делают макияж, и вуаля - кукла готова к тому, чтобы её увидел зритель.

Хранят куклы в специальных кладовых и реквизиторских складах.

Кладовая

Но где же старые куклы, которые уже не участвуют в спектаклях? Оказывается, их списывают. Одни отправляются в театральный музей, другие используются в интерактивных программах, а остальные хранятся в кладовой вместе с архивными материалами и документами. Здесь также может находиться бутафория и часть декораций. Но последние уносят на отдельный склад из-за их большого размера.

Обычно куклы из одного спектакля хранятся рядышком. И это сразу заметно: герои очень похожи между собой по стилю. Здесь даже есть куклы 70-ых и 80-ых годов. Мы интересуемся, а восстанавливают ли совсем старых кукол, чтобы они снова могли участвовать в спектаклях? Как оказывается, восстанавливают. Но такое бывает очень редко. Старые куклы, которыми еще работают в спектаклях, не меняют, однако их внешний вид поддерживается.

Один из таких персонажей, например, Буратино, которого мы видели в столярной мастерской. Ему уже 40 лет. К сожалению, он уже «на пенсии» и висит в качестве экспоната.

Вот так одна кукла проживает буквально целую жизнь. Из рисунка на бумаге она превращается в целое произведение искусства, которое будет радовать зрителей на протяжении многих лет. Смеяться, грустить и ворчать. Но не стоит забывать, что за каждой такой куклой стоит человек. Именно он вдыхает в нее жизнь.

Автор фото: Регина Погудина