ТЕ­АТР КУ­КОЛ ДОЛ­ЖЕН СТАТЬ ЦЕН­ТРОМ ПРИ­ТЯ­ЖЕ­НИЯ

Планы разные нужны, планы разные важны. Директор Кировского театра кукол имени А. Н. Афанасьева, заслуженная артистка России Елена Николаевна Одинцова поделилась со зрителями творческими планами театра на  2022 год.  

Елена Николаевна, какие новые спектакли на сцене Кировского театра кукол зрители увидят в 2022 году?

– Мы вступили в 2022 год. Уже два года театр работает в непростых условиях, связанных с мировыми событиями пандемии. Считаю, что нам удалось достаточно успешно пройти 2021 год. При всех сложных обстоятельствах и ограничениях мы выпустили шесть спектаклей, поработали с режиссером из Перми Дмитрием Вихрецким в спектакле «Простодурсен. Зима от начала до конца», потрудились с двумя режиссерами из Питера, выпускницами РГИСИ, мастерская Руслана Кудашева – Ксенией Павловой (спектакль «Лесной богатырь. История о Ване Шишкине» и Елизаветой Гордеевой (спектакль «Лис, который потерял цвет»). Вместе с главным режиссером Костромского театра кукол Михаилом Логиновым для самых маленьких зрителей выпустили спектакль «Котенок по имени Гав». С Наталией Красильниковой, которая в 2021 году была главным режиссером Кировского театра кукол, создали две постановки: «Тео – театральный капитан» по современной детской прозе и «Кукольное шоу» к Новому году.

В прошлом году мы съездили на четыре театральных фестиваля. Театр принял участие в IV Межрегиональном фестивале театров кукол «Золотое колечко» (г. Владимир), в XVI Международном театральном фестивале «Царь-сказка» (Kingfestival) в Великом Новгороде, в I российском фестивале дипломных работ выпускников театральных учебных заведений факультетов театров кукол «Перспектива» (г. Санкт-Петербург) со спектаклем «Лесной богатырь. История о Ване Шишкине. Со спектаклем «Гоголь. СПб», который в 2020 году был удостоен премии Правительства Российской Федерации, как лучшая постановка по произведениям русской классики, мы были в мае на II Международном фестивале «Волшебный мир театра кукол стран BRICS» (г. Махачкала). В рамках федеральной программы «Большие гастроли» наш театр принял на своей сцене Челябинский государственный театр кукол им. В. Вольховского и Курганский театр кукол «Гулливер». В 2022 год мы вступили с достаточно хорошими результатами. Хочется, чтобы театр не снижал темпов, развивался дальше и продолжал радовать нашего зрителя. 

Сейчас в театре кукол нет главного режиссера. К его поиску мы подходим очень ответственно, используя разные методы и возможности предварительного знакомства с кандидатами на такой серьезный пост. Поэтому, естественно, перед театром в 2022 году стоит большая творческая задача – определиться с выбором на эту должность. Главный режиссер – ключевая фигура. Он формирует художественную и репертуарную политику театра,  курирует работу всех творческих подразделений.  Я не сторонница «директорского» театра, но понимаю, что неудачная кандидатура на должность главного режиссера может принести гораздо больше вреда, чем пользы. С этим вопросом спешить нельзя, но к принятию решения мы готовимся.

Намечается ли в планах в новом году обновление труппы театра кукол?

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы нашли возможность посмотреть молодых артистов-выпускников из близлежайших театральных вузов и училищ. Рядом с нами Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль.  Я могу сама поехать посмотреть дипломные спектакли или отправить на просмотр кого-то из наших ведущих артистов. Можем просто передать информацию в театральные вузы об актёрских   вакансиях в Кировском театре кукол. У нас сейчас есть свободные места, так что обновлять состав труппы обязательно будем.

Теперь отвечу на вопросы по репертуару. На сегодняшний момент театр уже готовится к майской премьере спектакля «Серебряное копытце» по пьесе Евгения Пермяка по одноименной сказке Павла Бажова. Это классический  спектакль на ширмах с тростевыми куклами. В театре уже прошел художественно-технический совет, вышел приказ о распределении ролей, в мастерских полным ходом идет изготовление материального оформления спектакля. Режиссер спектакля Борис Петрович Ходырев познакомился с труппой театра, он к нам приехал из Озёрска (Челябинская область), в своё время Борис Петрович возглавлял Белгородский театр, он много ставит спектаклей в российских театрах кукол и за рубежом. Еще три постановки находятся в стадии активного обсуждения с режиссёрами. Спектакль «Незнайка на Луне» по роману-сказке Николая Носова будет готовиться к выпуску в июле месяце. К созданию второго спектакля «Крошка Енот» по известной детской сказке приступим в сентябре. И третий спектакль – это большой и дорогостоящий проект. По календарным срокам с ним еще нет полной определённости. Пока оставлю интригу. Скажу только, что режиссер спектакля – это знаковое имя в театре кукол, а вся постановочная  команда собирается из разных стран и городов. 

В середине февраля в театр, в рамках этого будущего проекта, приедет педагог, известный хореограф, старший преподаватель школы современного танца «Диалог Данс» Мария Качалкова из г. Костромы. Она много работает с российскими театрами кукол. В течение трех дней она проведет творческую лабораторию с артистами, а потом мы приступим к более детальному обсуждению с режиссером будущего спектакля. О дате премьеры пока говорить рано.  Еще о постановках. Принято решении о восстановлении в афише спектакля «Алиса в Стране чудес» режиссера Марии Фоменко. Он создан по произведению классика мировой детской литературы Льюиса Кэрролла, мы хотим вернуть этот визуально очень красивый спектакль зрителю в обновленном виде.

Фестивальное движение театров кукол в России за два года сократилось. Будет ли Кировский театр кукол принимать участие в фестивальном движении кукольников? Состоится ли в октябре фестиваль-лаборатория «Вятка – Город Детства»?

– Конечно, мы будем подавать заявки на российские фестивали  театров кукол в 2022 году, но пока не все понятно с их проведением, потому что нередко те или иные фестивали переносились из-за пандемии, меняли формат, частично или полностью переходя на показы спектаклей онлайн. Многие театры сегодня не готовы рисковать.  Мы вот рискнули осенью 21 года. Скажу без ложной скромности, это я рискнула, несмотря на то, что с финансированием было очень сложно. Рада, что мы успели, до введения строгих ограничений, принять у себя театры кукол из городов Москвы, Перми, Владимира, Кстово, и качественно провести фестиваль с участием всех трёх профессиональных театров нашего города. Напоминаю, что новый формат фестиваля предполагает включение в афишу фестиваля не только спектаклей театров кукол, но и других спектаклей любых жанров и форм, созданных для детей разного возраста, это расширяет границы фестиваля и его зрительскую аудиторию. В октябре 2022 года наш театр снова станет организатором фестиваля  «Вятка – Город Детства». У нас подписано соглашение с Министерством культуры на проведение фестиваля в 2022-2023 годах. А это гарантирует достойное финансирование, значит, у нас появится возможность пригласить ведущие театры, самые интересные и обсуждаемые премьеры последних лет. Подготовка фестиваля тоже потребует много времени сил, и участия в проведении фестиваля всего нашего театрального коллектива, поэтому мы не планируем дополнительных премьер, хотя я не исключаю такой возможности.

Какие гастрольные поездки ожидают Кировский театр кукол?

– В марте театр поедет на гастроли в Курган и Челябинск по программе «Большие гастроли». Это перенос с 2021 года, мы не смогли осуществить поездку в ноябре прошлого года  из-за введения ограничений в этих городах. В афише наших гастролей спектакли «Умка», «Носорог и Жирафа», «Горячая история № 01». Надеемся, что на этот раз всё будет хорошо. В свою очередь, чтобы сцена Кировского театра кукол во время наших гастролей не пустовала, мы пригласили к себе  Республиканский театр кукол из города Йошкар-Ола, с двумя спектаклями «Бармалей» и «Сказка о глупом мышонке». Оба спектакля созданы по известным детским произведениям К. Чуковского и С. Маршака.

Гастроли по Кировской области тоже планируются?

– Мое глубочайшее убеждение, что в Кировской области, где всего три профессиональных театра, мы не имеем права не выезжать на гастроли по области.  Доступность театральных спектаклей для детей, проживающих на всей территории нашего региона – это вопрос, напрямую относящийся к миссии театра. Показы могут проходить в формате  отдельных выездных спектаклей в близлежащие районы, либо в виде краткосрочных гастролей по районам наиболее удаленным от центра. Многое зависит от того, как будут открыты площадки, населенные пункты, будут в них ограничения или нет. Мир, в котором все было ясно и понятно, закончился. Но, как бы обстоятельства ни менялись,  нужно продолжать жить и исполнять свои обязанности. Признаюсь вам, что я не вижу особого смысла в проведении выездных спектаклей на площадках города Кирова. Хотя меня и пытаются убедить в том, что это нужно. Наш театр расположен в самом центре города, в прекрасном новом здании, имеет две сцены, оснащённые современным оборудованием. У меня возникает естественный вопрос: зачем Театру «скитаться» по городу?  Это к нам должны ехать зрители с любого конца Кирова, театр должен стать  местом притяжения, куда хочется прийти и приехать, невзирая на расстояния. А вот выездные спектакли в область – это не просто выполнение планового задания, а достижение высокой творческой художественной цели, показ наших спектаклей тем маленьким зрителям, которые и в театре-то, возможно, никогда не были, и до Кирова не всегда смогут доехать. Это моя принципиальная позиция. С Кирово-Чепецком мы стабильно работали в прошлом году. Нужно осваивать и другие гастрольные направления. Кировская область большая, в ней достаточно много оборудованных новой техникой площадок, в том числе и модернизированных сцен городских и поселковых домов культуры. Будем ездить!