Наш цве­ток в ю­би­лей­ный ве­нок

Елена Николаевна, 26 января на малой сцене театра кукол состоится премьера спектакля «Евгений Шварц. История ненаписанной пьесы». В программке спектакля указано: режиссер Е. Н. Одинцова. Для вас это далеко не новый театральный опыт. В вашем творческом капитале множество режиссерских работ. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Режиссурой занимаюсь всю жизнь. В 14 лет была моя первая постановка с подшефным классом по пьесе Сергея Михалкова «Смех и слезы» о приключениях школьника в шахматном королевстве. Потом было профессиональное обучение, самостоятельные актёрские работы, которые я часто сама режиссировала и так далее. В Кировском областном драматическом театре первые мои спектакли родились, как внеплановые самостоятельные работы, а потом были приняты в репертуар. Это спектакль «Дрянь» по пьесе Марианны Яблонской «Плюшевая обезьянка в детской кроватке», «Уличенная ласточка» по пьесе Нины Садур и «Жизель» по пьесе Ольги Михайловой. За спектакль «Уличённая ласточка» я получила приз Кировского отделения СТД РФ «Удача года» за работу режиссёра. Потом Евгений Кузьмич Степанцев, художественный руководитель театра, предложил мне поставить детский спектакль на большой сцене театра, и так, в 2004 году, появился спектакль «День рождения Принцессы» И. Ольшанского. Он шёл на сцене больше десяти лет. В 2005 году я поставила спектакль «Холостяк» по произведению И. Тургенева, в 2007 – «Позднюю любовь» по Н. Островскому. Моя режиссёрская работа над этим спектаклем тоже была отмечена призом Кировского отделения СТД РФ «Удача года». С этим спектаклем мы были на Всероссийских театральных фестивалях в Костроме и Тамбове. В 2010 году я выпустила «Скандальное происшествие» по пьесе Джона Пристли и спектакль «Волшебник Изумрудного города». Потом была постановка спектакля «Провинциалка» по пьесе И. Тургенева. С этим спектаклем мы были на «Северном театральном фестивале, посвященном 150-летию К.С. Станиславского» в Сыктывкаре в 2013 году. В том же году вышел мой спектакль «Пеппи Длинныйчулок» по произведениям А. Линдгрен. В 2014 году я выпустила спектакль «Бамбуковый остров» по пьесе А. Богачёвой в Чувашском академическом драматическом театре. В 2017 вышел мой спектакль по пьесе Мольера «Лекарь поневоле». Он до сих пор идет в репертуаре Кировского драматического театра, как и спектакль «Волшебник изумрудного города». А с народным театром, со студенческими коллективами я, как режиссёр и сценарист, выпустила четыре десятка полноценных спектаклей, так что вместе с работами в профессиональном театре у меня в багаже более 50-ти постановок.

- Почему вы решили поставить спектакль в театре кукол по пьесе вятского драматурга Дениса Смирнова?

– На театральной неделе 2023 года в Кировском театре кукол были представлены эскизы спектаклей по пьесам сотрудников, которые занимаются литературным творчеством. В тот момент я помогла автору пьесы Денису Смирнову и актерам оформить читку в виде театрального эскиза со светом, звуком, игровыми элементами. Это была разовая акция. Она никого ни к чему не обязывала. Потом мы этот эскиз повторили к 22 июня. Оба показа были успешными. Исходя из этого, возникла идея использовать этот материал в дальнейшей работе театра. Евгений Шварц был со своей супругой в Кирове в эвакуации во время Великой отечественной войны. Он сотрудничал с театром кукол и Кировским драматическим театром, и Большим драматическим театром, который тоже был эвакуирован в наш город в годы войны. История в пьесе связана и с театром кукол, и с историей города, и с имением известного советского драматурга Евгения Шварца, поэтому в 2024 году, когда наш город отмечает свой юбилей, мне, как руководителю театра, показалось правильным, чтобы эта эскизная работа вошла в репертуар театра. Приглашать режиссера со стороны на уже практически готовый спектакль мне показалось неверным решением. И я, что называется, на общественных началах, на безвозмездной основе, просто оставила за собой право довести эту театральную работу до конца с тем, чтобы в юбилейный год мы могли представить её зрителям нашего города. Навстречу 650-летию города Кирова, мы планируем показать зрителям ряд спектаклей, специально созданных и приуроченных к этому событию. В репертуаре театра кукол есть спектакли «Лесной богатырь. История о Ване Шишкине», «Данила мастер. История одного кукольника», к ним 26 января прибавится наша постановка по пьесе Д. Смирнова «Евгений Шварц. История ненаписанной пьесы». Главный режиссёр театра готовит к юбилею Кирова спектакль «Вятка от земли до неба». В марте 2024 года мы планируем провести режиссёрскую лабораторию по пьесам наших кировских авторов. Другими словами, решение дополнить репертуар театра спектаклем «Евгений Шварц. История ненаписанной пьесы» — это наш цветок в юбилейный венок.

- О чем для вас спектакль?

Это авторская фантазия о том, что могло произойти в то время, когда известный драматург жил в нашем городе. Постановка о творческом взаимодействии между человеком, имя которого носит наш театр, Анатолием Афанасьевым и Евгением Шварцем. В спектакле элементы театра кукол вошли в игровую ткань. Вот это мне показалось интересным и важным.

- Почему все-таки Шварц и Кировский театр кукол?

Евгений Шварц во время эвакуации писал сценарии новогодних театрализованных представлений, которые проходили с участием артистов театра кукол. Мы знаем о том, что он переделал свою пьесу «Красная шапочка» для Кировского театра кукол, потому что пьеса у него огромная, её и в драме-то сокращать надо. Есть исторические факты о знакомстве и творческом взаимодействии Евгения Шварца с художественным руководителем театра кукол Анатолием Афанасьевым, а дальше уже авторская фантазия, как это могло повлиять на известного драматурга. Это и есть то, чем занимается искусство. Да, мы творим некую новую реальность, новую жизнь. Вот эту маленькую историю про новую реальность, новую жизнь мы и будем создавать на малой сцене нашего театра. В некотором роде наш спектакль– сказка для взрослых.

- Елена Николаевна, у вас было немало режиссерских работ в театре драмы. Есть ли для вас разница в работе драматического режиссера и режиссёра театра кукол?

– Нет. Есть нюансы. Если бы я ставила спектакль только с куклами, конечно, нужно было бы больше узнавать об этом виде театрального искусства, знать системы кукол, механизмы их работы, технику кукловождения и тому подобное. В спектакле «Евгений Шварц. История ненаписанной пьесы» присутствуют только отдельные элементы театра кукол. Это некая фантазия, разыгранная персонажами, которые ещё разыгрывают какую-то часть этой фантазии с куклами – игра в игре. Ткань любого спектакля, в том числе и театра кукол, строится по единым законам. Режиссер – своеобразный кукловод. У него есть художник, то есть визуальный ряд, свет, звук, музыка. У него есть артисты. У него есть текст. Естественно, есть смыслы, которыми он тоже играет. Мысли, которые он транслирует, но это всё он делает через большую команду людей и через различные выразительные театральные средства. Поэтому неудивительно, что, например, драматические режиссёры иногда ставят оперы. Тут присутствует, конечно, очень тонкий момент, когда ты переходишь в другую сферу, когда, например, режиссёр драмы приходит в оперу, и при этом ему плевать на музыку, на композитора, на логику. Он хочет только самовыражаться. Я понимаю, что иногда это могут быть мучительные опыты. Наверное, если драматический режиссёр придёт в театр кукол, но при этом ему будет безразлична кукла, как основное выразительное средство этого вида театрального искусства, - тогда да, возникнет конфликт.

- Ваши пожелания зрителям, пришедшим на премьеру 26 января?

- Как я могу что-то желать зрителям? Одна энергия будет идти со сцены. Другая энергия - из зрительного зала. Могу пожелать зрителям, чтобы этот обмен энергиями случился, чтобы зрители получили художественные впечатления, чтобы им стало интересно узнать, что действительно произошло в годы войны в Кирове. Чтобы появились вопросы: а кто такой Евгений Шварц? Почему и как он жил в нашем городе? Если зрителю будет интересно то, что он увидит, если откликнется его сердце на этот небольшой спектакль, потому что в нем будет идти речь о вечных вещах, о любви, о творчестве, о дружбе; о том, что люди иногда что-то теряют, попадают в тяжёлые ситуации, но при этом они могут дальше жить, творить, любить друг друга, спасать друг друга. В нашем спектакле эти темы звучат, даны просто намёком, но они есть, а дальше, если зрителю будет интересно, пробудится его фантазия, пробудится его сочувствие, сопереживание. Это самое лучшее, что может произойти в театре.

Андрей Антонов