Меж­ду­на­род­ный фес­ти­валь те­ат­ров ку­кол «Ков­чег»

С 8 по 15  апреля 2011 г. в   на площадке нашего  театра  проходило грандиозное для  города событие – Международный фестиваль театров кукол «Ковчег».
 
И дело не только в том, что  география фестивальных постановок внушительна: Япония-Чехия, Словения-Швеция, Босния и Герцеговина, Белоруссия, Москва, Санкт-Петербург, Пенза,  Южно-Сахалинск,  и даже не в том, что  спектакли были именитые – лауреаты престижных театральных премий, но и  в уникальности самого действа - на вятской землемеждународный театральный фестиваль проходил впервые.
 
«Ковчег» - единственный фестиваль театров кукол, не имеющий «постоянной прописки» в каком  либо городе России. Организаторы  – Творческое объединение «КультПроект».
 
Основная задача проведения Фестиваля  – формирование не только лояльного отношения к театру кукол и  самым достойным образцам отечественных и зарубежных постановок, но  и  воспитание любви  к  миру «оживающих» кукол.
 
Кукольный театр – это, конечно, всегда волшебство.  Но чтобы ребенок поверил в «тряпичного артиста», прежде в куклу должен поверить тот единственный взрослый, который ей управляет.
 
Например, Виктор Антонов – автор   необычного спектакля «Цирк на нитях», известного на весь мир. Он  сделал кукол своими руками, придумал для каждой цирковой трюк и характер, выступил режиссером спектакля и актером, виртуозно работающим с марионеткой.
 
«Спектакль, как и цирк, увлекает зрителя  самого разного возраста – уточнил Виктор Антонов. - Этому спектаклю более десяти лет. Мои куклы дали сотни представлений  в разных уголках мира. Они  живут своей собственной жизнью, иногда мне кажется, что они сами по себе выбегают на манеж и сами всё делают, а мне остается только успевать за ними и не отставать от того действа, которое происходит на сцене».
 
Кроме того, в рамках фестиваля «Ковчег»  петербургский кукловод дал актёрам Кировского театра кукол  мастер-класс по  вождению куклы -  марионетки.
 
Еще один мастер-класс, но уже для ребятишек, провел  Матиа Сольце – молодой и очень талантливый мастер - кукольник  из Словении.
 
Матиа вместе с учениками детской студии «Академия ЗА-БА-ВА» создавал куклу «из всего, что было»: ткани, ниток, пуговиц, носочков.
 
 «Кукольный  спектакль для меня - это интерактивное общение, это игра, в процессе которой я делюсь со зрителями своим опытом» - уточнил актер.
 
Матиа - музыкант, актер, художник. Со своими куклами он объездил полмира, стал обладателем множества престижных премий.  В Киров  Матиа Сольце привёз спектакль "Осторожно лось", в котором виртуозно сочетаются пластика рук, искусство театра кукол и живая музыка.
 
Московский театр «Практика»  приехал  в Киров с необычным проектом - спектаклем «Сказка, которая не была написана». Она повествует о Принцессе, у которой не было своей  истории.
 
Театр теней, анимация, изнанка кулис, создание спектакля  в соавторстве со зрителем – вот что демонстрировали  на сцене Кировского театра кукол  режиссеры спектакля Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Это ученики талантливейших создателей театра «Тень».  
 
Они  уже успели поставить несколько спектаклей в разных театрах России и стать обладателями  серьезных  наград. Их постановки – редкая возможность приоткрыть занавес и увидеть собственными глазами «изнанку» спектакля, чтобы еще раз убедиться –  чудеса существуют. И мы создаем их своими руками.
 
В стильном и проникновенном   спектакле  Минского театра кукол «Чайка. Опыт прочтения»  много и мастерски играют. Актеры играют в куклы, герои играют в страсти, постановщики играют масштабами, подчеркивая театральную условность. 
 
Переводя персонажей хрестоматийной пьесы в плоскость кукольной сцены, режиссер, заставляет их существовать в стихии фарса и фантасмагории: намеренно играет масштабами, пишет яркие образы.
 
Именно этот спектакль так заворожил взрослого зрителя, заставил  удивиться многогранной «жизни» кукол на сцене и восхититься  яркими красками театрального холста.
 
Удивительна  была и  ювелирная работа актрисы Элины Агеевой из Санкт-Петербургского театра «Кукольный дом», управляющей спектакле «Спящая красавица тридцатью марионетками. Театр из Пензы с аналогичным названием завоевал любовь малышей своей постановкой «Жили-были» по классическому сюжету о Машеньке и медведе. Попробовать во время спектакля настоящие пирожки и потопать ножками в такт веселой музыке - что может быть интереснее!
 
А что любят подростки? Конечно, роботов. Нашелся спектакль и для них – Рыбинский театр кукол представил на Фестивале свою постановку «Сказки роботов».
 
Очень  необычный проект на фестиваль «Ковчег» привез Сахалинский театр кукол. В спектакле «Линии судьбы»  нет кукол как таковых. При помощи веревок, приобретающих форму различных предметов, актеры рассказали нам о жизни человека, переживающего испытания всевозможными искушениями. Получилось очень трогательно и авангардно.
 
Автор  спектакля «Легенды леса» - японский режиссер, художник и актер театра кукол Нориюки Сава – неслучайно основой для своей постановки выбрал древние японские легенды. История об одиноком страннике, оказавшемся в волшебном лесу, о борьбе между жизнью и смертью, об искушении и испытании духа воплощена с поистине восточной лаконичностью и понятна без единого слова.
 
Нори Сава – преподаватель Пражской Академии музыкального и театрального искусства, Стэндфордского университета и Лондонской Школы театра кукол – в 1999 г. был удостоен премии Франца Кафки именно за этот спектакль.     На сцене Кировского театра  кукол данная  постановка прошла с аншлагом, и зрители еще долго не хотели отпускать актера со сцены. Значит ли это, что Нори – талантливейший кукольник? Безусловно. Но и, конечно, важен тот факт, что  этнические темы  очень интересны для современного зрителя.
 
Стоит отметить, что и в репертуаре  Кировского театра кукол с недавнего времени есть спектакль для взрослой аудитории, в основу которого легло  удивительно яркое, наполненное светом и японским колоритом сказочное действо.
 
Традиционный для японского театра ведущий -  Гидаю, этническая музыка, национальные костюмы и прически героев – вот тот внешний антураж, который воссоздает удивительную и неповторимую атмосферу страны Восходящего солнца. При, казалось бы, внешнем минимализме – максимум любви и  внутренних переживаний героев. 
 
 «Журавлиные перья» в постановке главного режиссера театра кукол Владимира Злобина- это философская притча, созданная по мотивам японской народной сказки. Спектакль о  любви и предательстве, о  невозможности удержать красоту и   невыносимом выборе между любовью и стяжательством.
 
И еще о тайне и  о том, что нам не надо обязательно все видеть,  анализировать и доказывать, достаточно просто чувствовать сердцем и  верить. Все самое важное в жизни мы понимаем  именно так. 
Поэтому, ходите в театр, люди добрые,  и  верьте в чудеса!