«Э­то я, Ум­ка, го­во­рю с то­бой, Боль­шой мир!»

Спектакль «Умка» режиссера-постановщика Наталии Красильниковой сохранил светлое очарование сказки Юрия Яковлева, ставшей основой для постановки, и все месседжи, связанные с несколькими поколениями читателей, ведь впервые сказка появилась в печати в далеком 1969 году.

На большой сцене Кировского театра кукол зрители увидели полюбившуюся историю о медвежонке Умке в современной театральной стилистике, со множеством привлекательных технических приемов, с выверенным рисунком темпоритма, мягким ламповым светом, этническим звучанием космоса, теневым театром и бережными цветными видеопроекциями. А в целом спектакль «Умка» – трогательная история о выходе очень любознательного героя в Большое Пространство!

«А какой он этот большой мир, мама?»

Мир медвежонка Умки — это то, в чем он вырос, это его начальный опыт в Северном Крае, родной язык его души. Со своим первым опытом он выходит из берлоги в Большой мир сначала Природы, а потом и Человека. Он становится исследователем, испытателем и любимцем Рыбы Месяца и Рыбы Солнца. Умка разговаривает с небесами, и небеса его слышат и говорят с ним. За что ему такая честь? Она есть у каждого ребенка. Все дети умеют говорить с небом и видеть ангелов, только мы, взрослые, об этом не догадываемся, а сами дети, когда вырастают, забывают о своих удивительных видениях и диалогах. Спектакль «Умка» напоминает об этом зрителям остроумно и ненавязчиво.

Медведица. С кем ты говоришь? Умка. С большим миром, мама.

Художник-постановщик Амир Ерманов минимальными средствами талантливо создал на сцене завораживающий сеттинг Крайнего Севера. В нем хочется жить и играть, дружить и познавать; в мире, где родился медвежонок Умка, и с которым ему, как и зрителям, придется вскоре расстаться. Сразу на себя обращает внимание геометрия сценографии. Она угловатая, немного изломанная, в ней много прямых линий, символических фигур, стрелок. Мир торосов, вечных льдов и слепящего снега. В каждой мизансцене спектакля режиссер-постановщик Наталия Красильникова подчеркнула этот северный характер линий, включив анатомию человеческого тела в ландшафт Крайнего Севера, когда, например, вытянутая рука становится продолжением снежного пути, а локоть – склоном горы, с которой можно весело съехать на лыжах. Вся сцена в «Умке» покрыта белым – это точный символ преображения, обновления и неяркого душевного света, благодаря которому весь мир становится прекрасным и бесконечно таинственным.

В спектакле актеры работают планшетными куклами. Они тоже, особенно кукла Умки, угловато-милые, словно повторяющие некоторую детскую неуклюжесть, возрастную неопределенность образа. И это служит дополнительным резонансом, усиливающим общую идею постановки о познании мира.

Умка чувствует, что ему нужен друг, чтобы вырасти умным и сильным медведем. Необходимость друга пронизывает его внутренний мир, он стремится к этому с первого выхода из тесной берлоги. Красота окружающего мира оказывается для медвежонка поводом к дружелюбию, верным побуждением найти друга.

«А сейчас нам нужно наловить рыбы»

Сцена первой ловли рыбы медвежонком веселая и важная в спектакле. Она происходит и на снежной земле, и под водой (теневой театр). Умка ведет себя как типичный первоклассник, которой после школы учит уроки. С одной стороны ужасно интересно, а с другой – одному решать задачки трудно, нужно себя преодолевать. А кому это легко? Вот и Умка пыхтит, вздыхает, но рыбную задачку решает сам, хотя рыбка попалась ему явно не слабохарактерная. Мама Медведица, конечно, могла бы сама поймать рыбку для медвежонка, но она ценит старую правду: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Без личных усилий ты останешься голодным, ничему не научишься и быстро станешь добычей для скуки и печали. Поэтому, детвора, «ловить рыбу» надо и не только на сцене театра кукол.

«С самим собой дружить ужасно скучно»

Запоминается момент встречи Умки с мальчиком Айханом. Еще лет двадцать назад она вряд ли бы кого-то удивила. Мальчишки и девчонки знакомились тогда мгновенно, и часто это знакомство перерастало в дружбу на всю жизнь. Сейчас времена изменились, но свойства настоящей дружбы остались прежними. Мы узнаем своих друзей сразу, практически безошибочно, нисколько не сомневаясь, что будущее принесет нам много чего интересного и прекрасного. Вот и дружеские отношения Умки с Айханом развиваются стремительно, после первых боязливых минут узнавания медвежонок и мальчик уже друзья навсегда, словно они и родились в одной берлоге. В спектакле это выглядит как приглашение к искренности, к бесстрашному узнаванию другого, когда другой для тебя это не темная яма, а созвездие; напоминание о тех чудных временах, когда человек состоял в завете «со всякою душою живою, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными».

Дружба между Умкой и Айханом возникает молниеносно и так же быстро разрывается. Почему? Зачем? Только-только друзья вместе сетью ловили рыбу, катались на лыжах, смеялись, играли в снежки и вдруг – расставание, прощание. А разве в жизни так не бывает? Временный разрыв дружбы в спектакле это и отсылка к сложным, противоречивым отношениям человека и Природы, той самой о которой Тютчев писал: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Драматичное напряжение между ойкуменой и миром Природы особенно возрастает при встрече Медведицы и мамы Айхана. Дети понимают друг друга сразу, а взрослые, принадлежащие к противоположенным мирам, уже нет. Им нужен переводчик, чтобы понять «язык любви и свободы». Такими переводчиками и становятся для своих родителей Айхан и Умка.

Мы смотрим на Умку сочувствующими глазами, мы видим в нем и любовь, и свободу, и большой интерес к человеку, «пахнущему дымом и молоком», то есть сочетающему в себе черты цивилизации и материнства. Сцена, когда Умка и Айхан вместе ловят рыбу, непродолжительная, но она наполнена долгоиграющим смыслом. Только в содружестве со всем миром человек находит свое предназначение, может совершать свой труд, творить Общее Дело. Об этом, кстати, прикровенно говорит и русская народная сказка «Репка». Земля и Небо – наши сознательные соработники во вселенной. Они не бездушные ресурсы для обеспечения нашего комфорта и сытого земного существования.

«Друзья всегда узнают друг друга»

В спектакле, как в сказке, время течет быстро. Финал обнадеживает зрителей. Друзья обязательно встретятся! Их необыкновенная дружба продолжится. У зрителей рождается полная уверенность, что мальчик, когда вырастет, не станет промысловиком-охотником, что отношение его к миру будет по-прежнему бережным и милующим. А большой северный медведь Умка сохранит к людям дружелюбие и открытость.

В современной жизни тоже случаются подобные чудеса, например, обычный рыбак Гилберт Шеддон из Коста-Рика в 1991 году однажды спас крокодила от пулевой раны, а потом назвал его Почо и дружил с огромной рептилией более двадцати лет. Подробности тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Почо

«Я – белый медведь! Я плаваю очень быстро!»

Прощаясь, Умка кричит другу: «Я научу тебя плавать!» Вроде бы пустяк, но нет. Медвежонок хочет, чтобы его друг разделил с ним все доступные стихии мира, все возможности дружбы. Представьте, если бы Умка посулил Айхану, что научит его не только плавать, но и летать. Мальчик, благодаря дружбе с медвежонком, стал бы легендарным суперменом Крайнего Севера. И не стоит сомневаться, что обычное умение плавать сделает Айхана одним из лучших полярных следопытов.

«Прощай Рыба Солнце! Пусть твой день будет долгим!»

Во второй части спектакля впечатляет круговое шествие актеров с трехчастным образом Рыбы Месяца. Оно символизирует смену времен года, Время движется неумолимо и торжественно, независимо от человека. Праздновать Календарное Время, в том числе и Новый год, это радость для людей, способ сделать время своим союзником, другом своей жизни. Проплывает по сцене Рыба Месяц, несут на длинных шестах ее объёмное изображение актеры, а зрители видят замысел режиссера – человек призван упорядочить время, сделать его своим Праздником, Календарем для труда и радости.

Возможно, кто-то посчитает, что увиденные мной трактовки сцен притянуты за уши, что ничего такого в спектакле нет, что это просто милая сказка о любопытном медвежонке. К счастью, нет, театр кукол умеет говорить об очень серьезных и парадоксальных вещах с помощью самых обыденных и подручных (буквально!) средств, ведь на него работают такие мощные аватары, как метафора и символ.

Композитор Андрей Кормщиков специально для спектакля написал музыку в стиле народов Севера, используя глубокие тембры аналоговых синтезаторов 60-70 годов прошлого века, со вставками горлового пения и звучания в стиле Beatbox. Это придало спектаклю еще больше художественной целостности и аутентичности снежных просторов. В «Умке» много уютного света, воздуха, воздушного пространства, поэтому появление трех огромных чаек-марионеток, летящих высоко в небе, воспринимается не как техническое ухищрение, а деталь, подчеркивающая самоценность Большого пространства для жизни.

Хореографический рисунок на сцене выстроила Аглая Соловьева. Он хорошо вписывается в векторы полярной Розы Ветров. В хореографических вставках актеры двигаются ритмично, словно им приходится преодолевать сопротивление ветра или, напротив, полностью подчиняться его мощным порывам. Их движения напоминают зрителям и танцевальные элементы народов Севера, и природные стихии. Особую прелесть хореографии придают этнические костюмы с таинственными знаками, в которые одеты актеры, работающие живым планом.

«Умка, я жду тебя! Я умею ждать!»

В древнем языке северных народов для выражения «избавить от опасности» существует синоним «вывести на простор», «поставить на открытое место». Новый спектакль «Умка» Кировского театра кукол поможет найти путь из жизненной тесноты на простор радости, на открытое пространство смелых мыслей и сильных чувств.

Видеопроекции для спектакля создала видеохудожник Мария Фоменко. Они раскрывают некоторые события сказки и служат иллюстрацией происходящего на сцене. Мальчик Айхан сморит на небо Полярной ночи, и звезды Большой и Малой Медведицы преображаются в живые образы мамы Медведицы и Умки. Видеопроекция звездной метаморфозы убеждает: человек призван своим дыханием оживотворить Космос. Он призван собрать, соединить все бесконечное звездное пространство в своем сердце, согреть его своей кровью и создать утешительную гармонию звездных широт, чтобы зазвучала музыка небесных сфер, и вся вселенная наполнилась жизнью и светом. Об этом же красноречиво говорит последний сценический аккорд, когда актеры начинают играть в снежки. Человек играющий, homo ludens (Йохан Хёйзинг) – это образ бесстрашия, подлинной космической радости, когда цель жизни найдена и можно поиграть просто так в свое удовольствие. Ну и еще раз напомнить зрителям, что скоро Новый год! Приходит время отдохнуть и повеселиться.

Андрей Антонов