Спектакли по произведениям современной детской литературы – это неотъемлемая часть восприятия, культурной рецепции для театра. Без нее, конечно, театральное искусство не зачахнет, но живой, непосредственный отклик юных зрителей на «здесь и сейчас» – необходимая миссия театра во все времена.
Разговор об этом был начат Кировским театром кукол весной этого года с постановки спектакля «Тео – театральный капитан». Продолжает важную для театра и зрителей тему художественный руководитель Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий. С 21 июня в Кировском театре кукол он приступил к финальной части репетиций одноименного спектакля по книге Руне Белсвика «Простодурсен. Зима от начала до конца». Премьера спектакля назначена на 10 июля.
О режиссере Дмитрии Вихрецком
Дмитрий Вихрецкий родился в Архангельске. В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне — Российский государственный институт сценических искусств), мастерская Н. Наумова. Является членом Союза театральных деятелей, членом Международного союза кукольников UNIMA, членом комиссии при кабинете детских театров и театров кукол Союза театральных деятелей РФ. Работал в Нижневартовском государственном театре кукол «Барабашка», Хакасском национальном театре кукол «Сказка» (Абакан), Кемеровском областном театре кукол им. А. Гайдара, Алтайском государственном театре кукол "Сказка". Поставил более сорока спектаклей в театрах Архангельска, Санкт-Петербурга, Кемерова, Омска, Барнаула, Красноярска, Томска, Братска, Абакана, Сургута. Его спектакли — участники и лауреаты зарубежных и российских театральных фестивалей.
- Дмитрий, почему для постановки была выбрана книга норвежского писателя Руне Белсвика?
– Хорошая детская литература не имеет национальности. Я читаю книги разных авторов, как российских, так и зарубежных. Цикл книг Руне Белсвика о Приречной стране мне пришелся по сердцу. Я увидел на сцене историю, придуманную писателем. Внешне персонажи книг Руне Белсвика очень своеобразны, но внутренне эти человечки на нас очень похожи.
- Что вас особенно привлекло, очаровало в книге о Простодурсене?
– Атмосфера. Атмосфера тишины падающего снега. Вся природа в книге словно призрачная, как во сне. У героев книги конкретное только их пудинги, коврижки, сухари и мысли.
- Многие читатели замечают, что герои Приречной страны много времени посвящают приёму пищи. Им нечем больше заняться?
– Руне Белсвик писал книги для детей, а дети, как известно, любят разные вкусности. Взрослые тоже дети. Мы все - в той или иное мере - любим полакомиться.
- В спектакле герои тоже будут пробовать разные вкусности?
– Да, все будет в большом количестве: и торт, и марципаны, и пудинг, и напиток из лесных год.
- Руне Белсвик часто пишет и говорит, что самый близкий для него герой – Простодурсен. В нём есть отечество, отцовская забота. А вам какой персонаж ближе всех? С кем бы вы захотели поговорить в первую очередь в Приречной стране?
– С Ковригсеном. Мне интересна кулинария, и было бы полезно пообщаться с профессионалом.
- Неожиданный ответ. Вы тоже коврижки, пудингии пирожки печете?
– И пудинги, и гурьевскую кашу, и бланманже. Я люблю сложные рецепты. Тут мы с Ковригсеном сходимся.
- О чём бы вы стали говорить с кулинаром Ковригсеном? Тоже о кулинарии?
– Мы стали бы говорить с ним о кулинарии как о постижение мира. Мы – это то, что мы едим. Мы познаём мир и через еду. Ковригсен для Марципанового пира готовит марципаны, но каждый раз у него особенный рецепт, и марципаны получаются всегда разные по вкусу. Происходит обновление. И сам Марципановый пир совершается один раз в году как самый большой праздник в Приречной стране.
- Для автора книги тема праздника очень важна, он работает ассистентом в доме, где живут люди с ментальными особенностями, и они вместе празднуют не только Рождество, но и другие радостные события. Возможно, еще и по этой причине для героев книги еда становится способом общения. Вы согласны с этим?
– Согласен. Только герой Пронырсен всегда ест в одиночестве, но потом происходит встреча его со Сдобсеном. Они едят сухари со сливовым вареньем. Проныресен и Сдобсен разделяют друг с другом трапезу, пируют вместе. И начинают дружить.
- Похоже на девиз: давай поедим, чтобы подружиться. Ведь вместо пуда соли, можно съесть пуд пудинга?
– Конечно! Великий поход в спектакле заканчивается приготовлением гигантского пудинга, благодаря которому река освобождается и снова наполняет свое русло.
- Простодурсен часто бросает в речку камешки. Он их называет «бульками». Читатели узнают из книги, что это одно из серьезных дел в его жизни. Что такое для вас «бульки»?
– Самопознание, момент осознанности, созерцания.Человек сосредоточен только на одном объекте жизни. Простодурсен думает в это время только о«бульке» и приходит в гармонию с рекой, с природой. Он через бросание этих камешков присоединяется к жизни природы, к жизни всего мира.
- А другим он мог чем-то заняться или только этим, потому что рядом с его домом течет река? Почему, например, для него таким актом познание себя в мире не стало выпиливание лобзиком, вышивание крестиком-ноликомили что-то другое?
– Простодурсен – образ современного художника-концептуалиста. После себя он не хочет оставить никаких произведений. Бульки – это художественный акт, это перфоманс для самого себя.
- Интересно! Недавно художник из Италии Сальваторе Гарау продал невидимую скульптуру за 1,3 миллиона рублей на аукционе Art-Rite. Анонимный покупатель заплатил за невидимое произведение под названием «Я есть» порядка 1,3 миллиона рублей. Гарау сказал, что скульптура создана из энергии, силы и мыслей. В качестве доказательства о приобретении скульптуры покупателю вручили сертификат, который дает право собственности. Здесь тоже самое?
– Нет, у Простодурсена все иначе. Сертификат на невидимую скульптуру, вышивка крестиком – это всё артефакты, они остаются. После «булек» не остаётся ничего. Простодурсен берёт из природы камешек и возвращает его в природу.
- То есть персонажу нужно почувствовать, осознать себя между прошлым и будущим, для него важно мгновение в настоящем. А что это ему дает? У других героев в книге таких перформансов нет.
– Дает гармонию с самим собой. Он самый гармоничный персонаж. Именно поэтому только ему достаётся забота об Утенке. Утенок становится противовесом спокойствию Простодурсена.
- Невозможно представить, чтобы об Утенке заботился Сдобсен или Проныресен. Уних быему пришлось несладко. А Простодурсен окружает Утёнка тепломи заботой. Можно ли сказать, что камешки-«бульки» отчасти помогли Простодурсену стать созерцательным и спокойным?
– И внимательным. Он воспринимаетвсе жизненные интонации, и вопросы Утёнка ему небезразличны. Пронырсен же видит и слышит только выгодные для него объекты. Сдобсен замечает только хорошо или плохо к нему относится другие. У них избирательное внимание. У Простодурсена широкое восприятие. Он видит и слышит всех.
- В спектакле тоже будут правильные «бульки»? Они помогут зрителям лучше понять себя, почувствовать себя живущими «здесь и сейчас»?
– Начнем пробовать. Доведем в спектакле моменты с «бульками» до максимальной выразительности. Эскизно, в набросках мы с художником-постановщиком спектакля Викторией Ельцовой сделали все, как получится в финале пока неизвестно.
- Любой спектакль – это творческая задача. Он всегда здесь и сейчас для режиссера, а потом и для зрителей. Он, пожалуй, сам по себе такой большой «бульк». И какие медийные пойдут «круги по воде» –загадка.
– Отвечу словами Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И спектакль тоже.
Записал беседу Андрей Антонов