ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА КУКОЛ


 НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Долгожданным, радостным событием для Кировского театра кукол стало открытие в декабре 2009 года (после 9-летнего строительства) нового здания театра.
 
Сейчас в театре есть два зрительных зала, сцена,  оснащённая по последнему слову техники,  новейшее электроосветительное и звуковое оборудование, просторные и светлые художественно-производственные цеха. Открытие здания  стало новым этапом развития Кировского театра кукол.
 
В апреле 2011 года впервые на вятской земле был реализован  Международный  театральный проект – передвижной Фестиваль театров кукол «Ковчег», представивший постановки 10 театров из разных стран мира и городов России и  открывший современным зрителям красоту и таинственность, пронзительность и метафоричность искусства «оживающих кукол».  

В 2012 году Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева провел свой первый Межрегиональный фестиваль театров кукол «Вятка – Город Детства», ставший значимым культурным событием региона, поскольку, одновременно с показом спектаклей других театров, произошла своеобразная презентация нового здания театра и его возможностей. В мероприятии приняли участие 10 лучших театральных коллективов из России. В жюри конкурса вошли известные российские театральные деятели. Председателем жюри стала заведующая кабинетом театров для детей Центрального аппарата Союза театральных деятелей РФ О.Л. Глазунова.

В декабре 2013 года сцена театра кукол приняла фестиваль-лабораторию «Новый театр для детей», организатором которого также выступило творческое объединение «КультПроект». Кировские зрители смогли увидеть спектакли театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы и Мариинска. Впервые на театральном фестивале, состоявшемся в Кировской области, была показана мастерская сторителлинга (искусство увлекательно рассказывать истории, в котором есть немного от театра, немного от стендапа и даже кое-что от древнего сказительства), которую представил Центр им. Вс. Мейерхольда (г. Москва).

В сентябре 2014 года театр кукол вновь порадовал своих зрителей проведением II фестиваля театров кукол «Вятка – Город Детства», на пять дней приковав к себе все внимание не только истинных почитателей Мельпомены, но и тех, кто только знакомится с волшебным миром театрального искусства. В фестивале приняли участие 10 лучших российских театров. Председателем жюри как и прежде стала заведующая кабинетом театров для детей Центрального аппарата Союза театральных деятелей РФ О.Л. Глазунова.

В мае 2015 года для ветеранов и труженников тыла театр кукол провел литературно-музыкальную композицию "Спасибо за Победу", в которой приняли участие актеры театра, а также исполнители и танцевальные коллективы города Кирова.

В июне 2015 года впервые в Кировской области театр кукол провел грандиозное мероприятие "НОЧЬ В ТЕАТРЕ КУКОЛ", которое посетили более 1000 человек. В этот вечер все желающие смогли увидеть отрывки из спектаклей, гигантских ростовых кукол, рыцарские поединки, попасть в комнату ужасов, стать участником "Живой сцены", попробовать фирменный чай, примерить на себя роль актера теневого театра и многое-многое другое. С этого года мероприятие станет ежегодным.

30 октября 2015 года Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева отметит свой 80-летний юбилей. Весь год этому празднику предшествует цикл мероприятий: творческие вечера актеров театра кукол, выставки, детские праздники, викторины и, конечно же, грандиозная акция "НОЧЬ В ТЕАТРЕ".

80 лет: много это или мало? 80 - это возраст осмысления сделанного и стремления в будущее, соединения гармонии зрелости с желанием обновления и свежести. Позади время становления, поисков своего творческого лица и места в театральной среде области. Впереди – новые интересные спектакли, художественные открытия и победы на театральном поприще.

Все эти годы театр кукол гостеприимно раскрывает двери для своих маленьких зрителей, выполняя одну из главных и важных задач приобщения детей к духовной культуре, воспитания у них любви к прекрасному миру искусства.

Проходят годы, появляются новые спектакли, новые зрители, но неизменным остается одно – атмосфера доброго служения людям, уникальная возможность личного соприкосновения с удивительным миром кукольного театрального искусства.

Сегодня Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева, сохраняя верность богатейшим традициям отечественной театральной школы, открыт для смелых экспериментов, инновационных проектов, достойных сценических образов.

 

МАСТЕРА КИРОВСКОЙ СЦЕНЫ

Кукольник - это не только профессия, это свойство души, способность оживлять мир, вносить волшебство в обыденную жизнь. Давайте поговорим об этом с главным режиссером.

ЮРИЙ ЕВДОКИМОВ – ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР ТЕАТРА КУКОЛ:

- Юрий Анатольевич, Вы более 35 лет работаете в театре. Расскажите, как Вы начинали?

- Я с 16 лет работаю в театре. Сначала я целый год работал монтировщиком. Потом ушел в армию. И уже в последние недели службы мне сообщают из театра: «Не задерживайся! Тебя ждет роль Ивана из «Третьих петухов» Шукшина!» Это была одна из первых моих ролей – одна из самых любимых. Сейчас кукла Ивана находится в нашем театральном музее.

- А как надо относиться к кукле?

- Разве можно быть равнодушным к ребенку? Актер ведь учит ходить куклу, разговаривает с ней. Вот и отношение к кукле бережное, любовное, как к ребенку. Это обязательное условие для хорошего кукольника. Я счастлив, что мне удалось поработать с талантливыми режиссерами-кукольниками: Игнатьевым, Боровковым. Игнатьев проходил практику в нашем театре, я работал с ним во многих спектаклях, впитывал каждое его слово.

- Любовь к куклам – с детства?

- Да, в детстве я постоянно устраивал семейные представления. Создавал театр своими руками: на стулья натягивал плед и брал в руки шапки, карандаши, ботинки. Они и были моими первыми куклами. Это пригодилось мне и в профессиональном театре, когда мы у Игнатьева делали этюды, используя различные предметы.

- Какие планы на будущее, Юрий Анатольевич?

- Очень хочется работать с хорошими пьесами. В ближайшее время буду ставить спектакль по пьесе Макина «День рождения Красной Шапочки». Замечателен будет финал нашего спектакля. Зачем пугать малышей тем, что Волк съел Красную Шапочку? Пусть лучше будет праздник – день рождения. Тем более что приближается юбилей театра – 80 лет!

При своей удивительной простоте и, казалось бы, наивности, кукольный театр таит в себе глубокую мудрость, многозначность, таинственность. И пусть всегда остается тайна, чтобы кукольники могли радовать зрителей. А зрителям всегда хотелось заглянуть за кулисы…

 

Заслуженная артистка РФ Надежда Мазик уже более 40 лет служит в театре. Захотелось поговорить с этим замечательным человеком о том, как она пришла в театр кукол, как сложилась ее творческая судьба, какие люди встречались на ее пути.

- В 73 году театром был объявлен большой конкурс на должность актера-кукловода. Принято в ученики было семь человек, в том числе и я. Во время испытательного срока нас активно нагружали работой и смотрели, можно с нами в дальнейшем работать или нет, сможем ли мы овладеть куклой, полюбить ее.
- Первый режиссер, с которым мне пришлось работать, был Михаил Александрович Супонин, известный теперь драматург, пьесы которого более 20 лет ставятся во многих театрах России. Супонин в то время был главным режиссером нашего театра, а Анатолий Николаевич Афанасьев был уже на пенсии, но, конечно, он продолжал ставить спектакли. А первая моя роль – маленький цыпленок из спектакля «Петух-удалец». Вот так солнечно начиналась моя жизнь в театре!
- Когда я была свободна, я всегда бегала смотреть, как работают другие актеры. Помню, как в «Женитьбе» меня завораживала игра Владимира Окатьева и Галины Сарафанниковой. Я любовалась дуэтом Юрия Евдокимова и Льва Малюгина в спектакле режиссера Боровкова «Честное великанское». Какой удивительной красоты был этот спектакль! Даже верно поставленный свет меня в нем восхищал. Так что, конечно, я была и тогда, и по сей день остаюсь влюбленной в театр кукол.
- Мне грех жаловаться, ролей у меня было много. Интересных работ актеру всегда хочется! Всегда! И не только главных ролей, но даже в эпизодике сыграть – это тоже здорово! Ведь эпизод играть еще труднее, потому что ты должен рассказать в нем историю своего персонажа так ярко, чтобы зритель ее запомнил. У меня нет любимых и нелюбимых ролей, я люблю всех своих героев.
- Была у меня чудесная роль Фимушки в спектакле «Сказ о граде Лебединце». Моя героиня выдержала и клевету, и изгнание, и ненависть людскую, но не нарушила обет молчания, чтобы спасти град Лебединец. Вот эта роль забрала у меня часть жизни, потому что требовалось мое внутреннее эмоциональное напряжение передать кукле, чтобы зрители это почувствовали, и пережили момент очищение и сострадания. Были и не менее важные работы в других спектаклях театра. Надеюсь, что в моей творческой биографии еще случится нечто…
Надежда Андреевна много интересного еще могла бы рассказать, да спешила на репетицию. Ведь 11 октября в театре – премьера. И главную роль в спектакле «День рождения Красной Шапочки » будет играть наша сегодняшняя героиня. И это еще одно из чудес театра кукол – здесь нет времени, есть только вечная любовь к кукле.

 

ИСТОРИИ НА СЦЕНЕ И ЗА КУЛИСАМИ

ДАНИЛА-МАСТЕР, ТВОРИВШИЙ КУКЛЫ, ПОКА СЕРДЦЕ
БИЛОСЬ В ГРУДИ

16 июля 2015 года исполнилось бы 65 лет со Дня рождения художника – конструктора, главного бутафора Кировского театра кукол – Морданова Данила Яковлевича.

Данил Яковлевич пришёл на работу в кукольный театр в 1974 году должность машиниста сцены и практически увлёкся изготовлением реквизита, бутафории и механизмом кукол.

Технический и конструкторский талант мастера – самородка проявлялся и на должности бутафора, и инженера по механизации кукол, но как бы не называлась его должность, он всегда был занят творчеством. Актёры театра, работавшие с Мордановым, до сих пор вспоминают о нём с большой теплотой и называют не иначе как «Данила-мастер». Труд актёра-кукловода не прост, Данил Яковлевич, работая над спектаклем, стремился сделать куклу лёгкой, надёжной, удобной в работе, помогал быстрее освоить и саму куклу, и реквизит.

35 лет его трудовой деятельности неразрывно связаны с театром. Данила-мастер» - так ласково называли художника актёры.  Коллеги – бутафоры и конструкторы других театров - стремились перенять мастерство: авторские конструкции кукол и реквизита взяты инженерами и бутафорами других театров России.

А зрители? Зрители восхищались красотой сделанных им кукол. «Звездоход Федя», «Поросёнок Чок», «Тристан и Изольда», «Сливовая косточка»  - уже вошли в «золотую коллекцию спектаклей» театра.

А ещё… талантливый человек талантлив во многом. Рисунок, реклама, фотография  - всё это увлекало Данила Яковлевича, несмотря на возраст, всё заставляло пробовать силы.

 

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТР

Человека большого таланта и доброты, неиссякаемой энергии и готовности помочь ближнему – так вспоминают в нашем театре Надежду Михайловну Евдокимову, заслуженного работника культуры РФ, заведующую музыкальной частью Кировского театра кукол. И конечно – как музыканта, для которого музыкальное оформление спектаклей стало делом всей жизни.

Надежда Михайловна пришла в театр после окончания Кировского училища искусств на должность техника-радиста в 1978 году и с этого времени 24 года она оставалась «светлым лучиком» театра, наполняя его прекрасными мелодиями.

Надежда Михайловна была убеждена: удачно подобранная музыка, сплетаясь с канвой спектакля, помогает актёрам создать интересные образы. Поэтому так важна для неё была тщательная проработка вокальных партий актёров.  Мелодия помогает и зрителю – усиливает театральное действо, наполняя его новой атмосферой и эмоциями.

Музыкант создала оформление почти сотни спектаклей, среди которых  «золотые» для нашего театра: «Женитьба», «Машенька и Медведь», а затем Надежда Михайловна создаёт музыку сама. Зрители, приходившие на спектакли «Царевна-лягушка», «Сэмбо», «Поросёнок Чок», слышали именно её музыку.

Её творческая судьба была успешна: музыка востребована на сцене, судьба подарила возможность работать с прославленными режиссёрами-кукольниками: В.А.Афанасьевым,  Я.К. Мером, Н.Ю.Боровковым. Общественная деятельность также не осталась в стороне (не могла остаться у столь отзывчивого душой человека): она много сил и времени отдавала различным смотрам-конкурсам детей (в том числе детей – инвалидов). Хлопотала за нужды театра, была членом Союза Театральных Деятелей.

Она и сегодня образец для всех, кто знал Надежду Михайловну: образец служения делу, человечности и профессионализма.

 

МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ


Накануне праздника хочется вспомнить замечательных людей, которые и создавали нашу историю. Вспомнить хотя бы одну деталь, а за ней – увидеть человека, побыть с ним рядом.
Сегодня я совершенно случайно встретила на улице чудесную поэтессу Надежду Перминову. Заговорили с ней о театре, о грядущем юбилее. И как тут было не вспомнить человека, которого, кажется, любил весь город, без которого солнце стало не так сказочно светить. Мы говорили с ней о Вадиме Афанасьеве. И Надежда Ильинична вспомнила одну небольшую деталь о нем – на каждую премьеру театра этот замечательный человек приносил на своих руках … журналистку и поэтессу Людмилу Ишутинову, прикованную к инвалидному креслу. Вот так главный режиссер театра носил на руках прессу. Улыбаетесь? Я тоже. Видите, как он и сейчас нас объединяет. Как солнечно даже вспомнить о нем – о славном нашем Вадиме Анатольевиче Афанасьеве!

 

* * *

Вы, наверно знаете, что в нашем театре есть музей кукол. Создавал его Лев Анатольевич Малюгин. Еще в старом здании театра он облюбовал себе железный шкафчик и складывал туда одну за другой афиши, театральные программки, кукол. А когда театр получил новое здание, то нашлось место и для музея. И это уже был не железный шкафчик, а уютное пространство под самой крышей театра.
Елена Викторовна Павлова, зам. директора нашего славного театра, вспоминает, как им с Львом Малюгиным приходилось буквально обползать на коленках весь музей – измерять то пол, то стены, решать – где будут витрины, где повесить старинную афишу, какими куклами и декорациями оформить музейное пространство.
Уже наступали сумерки, театр наполнялся таинственными звуками, скрипами, а куклы устраивались поудобнее в музейных витринах и обживали новое пространство. Так начиналась для них новая жизнь. Заходите в наш музей – они будут вам рады!

* * *

Как-то был наш театр на ремонте. А он, знаете ли, совсем небольшой, уютный такой был (это сейчас современное здание театра сказочно возвышается над тихими провинциальными улочками). Все отделы театра: и режиссер с художником и актерами, и директор с администраторами и бухгалтерией – как в огромной коммунальной квартире, размещались в зале, вместе со всевозможными декорациями, столами и шкафами. Репетиции проводились в крошечном фойе.
А дело было накануне премьеры - весь театр жил новой постановкой «Кот в сапогах». И вот в один прекрасный момент завмуз Надежда Михайловна Евдокимова сочинила арию для Кота, а актер Володя Хлопов ее спел. Да так замечательно!
Что тут-то вся наша история и началась. Все сотрудники театра песенку эту из кабинета - зала услышали, на ус ее, как говорится, намотали. И все вместе дружно запели! День поют, напеться не могут, неделю поют, месяц. А она все поется и поется! Вот такая прекрасная получилась песенка, никак забыться не может! А если не верите – приходите к нам в театр, сами все и услышите. Пусть и вам тоже станет радостно и хорошо!

* * *

Что такое хороший спектакль? Тот, что ты помнишь многие годы. Может, и память уже подведет – забудешь сюжет. А тепло от него в сердце осталось, живет.
Недавно я задала тот же вопрос Заслуженной артистке РФ Надежде Мазик. И вот что она ответила.
Хороший спектакль всегда оставляет след в истории, более того - именно такой спектакль и создает историю театра. Почему мы вспоминаем «Женитьбу», «До третьих петухов»? В этих постановках была не только интересная работа художников, режиссеров, не только чудесные актерские находки, но и великолепная атмосфера! Можно сказать, что это были определенные эпохи в жизни нашего театра.
Вот и я о том же! Об удивительном, согревающем сердце и душу, тепле настоящего чуда! А ведь чудеса - это субстанция постоянная. Значит, все еще впереди! И сказка только начинается…

<< назад



(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499
Сайт разработан в Маунтин Сайт, Дизайн - Анна Кривошеева.