Анатолий Николаевич, Вадим Анатольевич и все-все-все…


На самом деле столетие вятского Образцова отмечалось 29 ноября 2009 года, в полном соответствии с подлинной датой его рождения. День был воскресный, и можно было бы ожидать в областной филармонии, где проходило торжество, аншлага, как и на спектаклях главного кукольника Вятки. Но зрителей организаторы явно недобрали, и статьи, достойные славных дел вятского Образцова в искусстве, к дате не подоспели. Возможно, том-путаник тут ни при чем, но все равно, будто извиняясь за невольную неправду, подарил он, как спасательные круги, и другие сведения.
 
Когда набирал заголовок, компьютер на последнем “все...” в продолжение предложил: “вселенский”.  И почему я не нажал тогда “еnter” - масштаб-то соответствовал... И Евгений Тимофеевич Деришев, царство ему небесное, о масштабе говорил, напоминая: Афанасьевы - династия не просто театральная, в ней родители и дети связали свою судьбу с искусством театра кукольного,   Анатолий Николаевич, Вадим, Алексей, Наталья, Марианна - заслуженные артисты России, есть в семье и заслуженные работники культуры РФ. И ведь предупреждал Евгений Тимофеевич: 100-летие главы этой талантливой творческой династии, А.Н. Афанасьева, не за горами. А юбилей все равно застал врасплох. Путаницу внесла «Энциклопедия земли Вятской»:  в шестом ее томе “Знатные люди” у Анатолия Николаевича Афанасьева годом рождения значится 1910-й. “Очепятка”...
 
А  именно:  семья Афанасьевых, переехав  из Казани, обосновалась в Вятке в 1910 году;  звание заслуженного артиста РСФСР было присвоено Анатолию Николаевичу в 1959 году, а Вадим Анатольевич пришел в Кировский театр кукол в 1960-м, став главным режиссером в 1974-м, а заслуженным артистом РСФСР в 1985 году. Как говорится, там юбилей, здесь юбилей, и ни один из них отмечать не поздно и не рано, ориентируясь на 2009-й, который заканчивается,  или на 2010-й, который вот-вот настанет. И хотя любая дата, будь то 100-летие со дня рождения, 50-летие со времени вступления на творческую стезю, - своеобразный  повод для добрых, светлых и немножко ностальгических воспоминаний о людях, таких же светлых и добрых, самый главный повод для этих воспоминаний - яркие и самобытные личности,   о которых хочется  говорить вне зависимости от дат, времен и обстоятельств...
 

Анатолий Николаевич

 
Говорят, в предсмертном забытьи он не звал детей и внуков,  а  отдавал распоряжения помощнику режиссера, делал замечания актерам, будто выстраивая мизансцену. И это было так похоже на Анатолия Николаевича, сказавшего однажды юным зрителям: “Если бы вы, ребята, меня спросили, какое мое самое большое желание, я бы сказал: поставить еще много интересных спектаклей, чтобы принести вам много-много радости...” Времени уже не оставалось, жизнь уходила,  а он ставил еще один спектакль, который так никто и не увидел... 
А еще вспоминали, как однажды в Киров из Зуевского района приехали три школьника в надежде побывать в настоящем театре на настоящем спектакле. Ни о билетах, ни о ночлеге заранее они, конечно, не побеспокоились, полагая, что двери всех театральных подъездов и гостиниц для них открыты. Но единственным театром, где не только двери, но и сердца  для них открылись, оказался Кировский  кукольный. Там для свалившихся как снег на голову ребят не только нашли места в зрительном зале, но и покормили чем бог послал, и спать потом, после спектакля, уложили - прямо на сцене...
- Я помню тот солнечный, яркий  спектакль, назывался он “Поросенок Чок”, помню светлого и доброго человека,  который больше всех хлопотал вокруг нас, - вспоминает  теперь об Анатолии Николаевиче Афанасьеве один из тех зуевских школьников, а ныне глава департамента культуры Кировской области  В.А. Микрюков. 
Анатолий Николаевич и представить себе не мог, что в театре могли как-то иначе отнестись к влюбленным в театр отрокам.  Сам на подмостки он выходил с малолетства: его старшая сестра была актрисой Вятского городского театра - и если одним из действующих лиц постановки был мальчик, роль безоговорочно отдавалась Толе  Афанасьеву. И получалось, другого пути, кроме театрального, у него не было. Да он и не слишком сопротивлялся этой предопределенности. Окончив школу в 1926 году, успел поработать руководителем художественной самодеятельности на  Вятском чугунолитейном заводе, поставить программы для драматических и агитационных коллективов вроде популярной в ту пору “Синей блузы”. В 1928 - 1931 годах учился в Ленин­градской драматической студии, снова возвращался в Вятку.  Но лучшей школой  для будущего кукольника стал в 1935 году Московский театр транспорта Северной железной дороги, где в качестве актера и режиссера малых форм он работал под руководством Е. Лепковского, Г. Черноволенко,  Р. Симонова.  Не тогда ли ему предлагали играть Хлестакова в “Ревизоре”? О, это была бы роль! Вы представьте себе только: Рубен Симонов репетирует с Анатолием Афанасьевым, ставит ему реплику: “Я и с Пушкиным на дружеской ноге...”
 
Но вместо Хлестакова был  Пряничкин, а вместо Москвы - Киров. В Кировском театре кукол, основанном в 1935 году, А.Н. Афанасьев начинал  актером, но как-то скоро стал сначала очередным, а потом и главным режиссером. Причем режиссерско-актерский талант его проявлялся тогда и на сцене драматического театра. Анатолий Николаевич поставил там спектакль для детей, который держался в репертуаре восемь лет. Это было красочное, напоминающее карнавал, действо, рядом с куклами в  нем солировали люди, а Анатолий Афанасьев играл ведущего клоуна по фамилии Пряничкин... И опять были предложения играть драматические роли, причем главные. Отказываясь, Анатолий Николаевич говорил: “Я уже не могу расстаться с куклами. Наверное, это у меня на всю жизнь...”
 
Никаких “наверное”, на всю жизнь и оказалось. И не только на его одну...
 
А главным режиссером Анатолия Афанасьева сделала война. Накануне ее, в январе 1941 года, трагически погиб С.В. Воронецкий, руководивший Кировским кукольным с 1936 года, и вся полнота ответственности за творческий процесс легла на Анатолия Николаевича. Историки театра потом напишут: “Трудно переоценить подвижнический творческий труд А.Н. Афанасьева, на долгие годы возглавившего театр. Он был не только художественным руководителем, но и главным режиссером, и ведущим актером, и воспитателем целой плеяды актеров и режиссеров театра кукол... Рядом с А.Н. Афанасьевым, впечатляюще поставившим спектакли “Петрушка на крыше”, “Большой Иван”, “Цветы мести”, “Били, бьем и будем бить”, “Как немецкий генерал с поросенком воевал...”, плодотворно трудились  Л.М. Ивановская, Е.Д. Царева, А.С. Пушкин, Н.А. Нильский, Е.Д.  Брагинская, В.И. Раппопорт...” 
 
Вас заинтересовали звучные театрально-литературные фамилии? Но в войну в Кирове работал эвакуированный из Ленинграда БДТ, труппа кукольного пополнялась за счет находившихся в эвакуации артистов других жанров. А  известный драматург Евгений Шварц, тогда проживавший на Вятке, даже написал для Кировского кукольного пьесу “Красная Шапочка”, ее потом часто ставили в Кирове. Первым же постановщиком был Анатолий Николаевич Афанасьев. Собственно, в ответ на его заботу об эвакуированных артистах Шварц и писал “Красную Шапочку”. Выжить тогда было трудно, а Анатолий Николаевич помогал выменивать продукты, выступал вместе с эвакуированными артистами и композиторами перед ранеными в  госпиталях. Он тогда создал что-то вроде кукольного раешника, привлекая к работе эвакуированных в город писателей. И убедился, что театр кукол может и должен привлекать самую разнообразную аудиторию. Нужно только постоянно быть в поиске...
Он и искал, ставя в ставшем родным домом Кировском кукольном театре поначалу классические детские спектакли “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Кощей Бессмертный”, “По щучьему велению”, “Конек-Горбунок”, “Мишутка”, “Чук и Гек”, “Иван да Марья”, “Аленький цветочек”, “Василиса Прекрасная”, а потом и спектакли для взрослых - “Чертова мельница”, “Божественная комедия”, “Прелестная Галатея”. И дети сопереживали добрым сказочным силам, а взрослые занимали чуть ли не с утра очередь за билетами и расстраивались до слез, когда заветного билета не доставалось. Так было, я помню и детские свои переживания, и взрослые, связанные с работами Афанасьева-старшего. И хорошо понимаю представителя “Банка Москвы”, который, получив приз имени А.Н. Афанасьева, говорил, что искусство кукольного театра предпочтительнее искусства любого другого театра потому, что способно собрать в одном зале представителей всех поколений: отцов и детей, внуков и бабушек. И восхищался при этом танцем живота, который танцевала над ширмой неописуемой красоты кукла... Вся разница только в том, что он эту куклу увидел впервые три недели назад в областной филармонии, на празднике 100-летия со дня рождения А.Н. Афанасьева, а я - в конце семидесятых, в зале Кировского кукольного, в том самом зале, где утром сестрица Аленушка говорила братцу: “Не пей, Иванушка, козленочком станешь...”, а вечером Ева дерзила Создателю: “Ничего, потерпим...”
  
Почти сорок лет служил Анатолий Николаевич Афанасьев Кировскому  театру кукол. В бытность его главным режиссером, художественным руководителем театр отмечали грамотами Министерства культуры СССР, дипломами международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Были награды и у  самого Анатолия Николаевича - орден Трудового Красного Знамени, медали, среди которых медаль “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны”. Но самыми главными  из всех наград были зрительская любовь и признание коллег. С. В. Образцов, главный кукольник страны, выделял вятского кукольника А.Н. Афанасьева, просматривал его спектакли, вызывал на семинары. А однажды привез в Киров ведущих мастеров кукольных театров страны, провел на базе Кировского театра кукол творческую лабораторию. 
Говоря о помощи Образцова, Анатолий Николаевич однажды сказал: “Вытащил в люди...”  А сам-то сколько людей вытащил, вывел... И, обращаясь к молодежи, которой решил уступить дорогу,  написал: 
Прекрасна молодость на сцене,
Ей светят все прожектора,
А мне со службы Мельпомены,
Похоже, уходить пора.
Ведь все равно уйти придется,
Я только одного боюсь:
Театр, конечно, обойдется,
Театр, конечно, обойдется,
Вот только я не обойдусь.
Честно говоря, и театр-то не очень обходился,  Анатолий Николаевич...
 

Вадим Анатольевич

 
Послужной список Вадима Анатольевича Афанасьева, продолжившего дело отца, тоже впечатляет. В Кировском театре кукол с 1960 года: сначала артист, потом режиссер, а затем и главный режиссер. Причем главным он был не год, не два и даже не десять - четверть века, с 1974 по 1999 год. И за это время театр наш кукольный стал лауреатом премии Ленинского комсомола Кировской области, получал дипломы Министерств культуры СССР и РСФСР, завоевывал призовые места на всероссийских фестивалях и конкурсах. Заслуженный артист РСФСР, Вадим Анатольевич Афанасьев  окончил Высшие режиссерские курсы при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского, поставил более ста спектаклей, среди которых были и постановки для взрослых - фирменное театральное блюдо Афанасьевых.   Просто перечисляя спектакли той поры, уже радуюсь: “До третьих петухов” по Шукшину (21978), “Каштанка” по Чехову (21980), “В лазоревой степи” по Шолохову (21981), “Сказ о граде Лебединце” (21985), “Ковбойская история” (21986), “Любовь к одному апельсину” (21986), “Женитьба” по Гоголю (21987), “Пристанище” (21990), “Площадь карточных часов” (21995). 
И вдруг пауза, с точки зрения здравого смысла необъяснимая: после 1999 года Вадим Афанасьев и Кировский кукольный театр существовали как бы порознь. Меньше всего хочется возвращаться к причинам случившегося, тем более - хорошо все, что хорошо кончается. А лучше возвращения  Вадима Анатольевича в театр, пусть и через десять лет, ничего и придумать нельзя. Тем более такого возвращения, когда первым же своим спектаклем он  напомнил об отце, о себе и о династии. 
Что греха таить, за время отсутствия Вадима Анатольевича в театре об Афанасьевых вспоминали не так часто, как могли бы в его присутствии. А тут только и разговоров было, что Афанасьев- младший  ставит спектакль, посвященный Афанасьеву-старшему. Ну как  не заглянуть в историю...
 
В 1974-м Анатолий Николаевич поставил  спектакль “Как за Вяткой, за рекой”, о котором театральные критики писали как о сплаве социально-бытовой и волшебно-фантастической темы, подмечая картины жизни дымковской слободы, непростые взаимоотношения горшечника Фомы и мастерицы  Марьюшки с владельцем постоялого двора Прижималовым и купцом из Кукарки, красочные сцены праздника Свистунья и волшебные превращения дымковской игрушки.  Материал был исключительно вятский,  авторы  пьесы  - кировчане Ю. Батуев и К. Верхотин, посвящалось это красочное представление 600-летию города Кирова, о котором тогда как о Вятке и Хлынове говорили крайне редко...
 
У Вадима Афанасьева, взявшегося почти за ту же тему в 2009 году, задачи и трудности были другие. Свой спектакль “Дуняшка” он посвящал 100-летию отца, стремился показать в этой своей работе то общее, что есть в жизни и в творчестве, в народном промысле и профессиональном искусстве - ведь тут и там без открытого сердца, доброго нрава да преемственности поколений никуда. Получилось увлекательно. Глин Глиныч, который раньше был добрым и людям глину красную дарил, из которой те игрушки веселые  лепили, стал вдруг угрюмым, на глину скупым, а на веселье охочим. И Дуняше, которая к нему под землю угодила, говорил: “Сама куклой станешь, развлекать меня будешь...” От себя ничего, а от других все? Сказка ложь, да в ней намек...
 
А трудности были в том, что куклы для этой сложной в техническом отношении постановки делать было некому: умер Данило-мастер, известный конструктор кукол Даниил Яковлевич Морданов. Так Вадим Афанасьев сам взялся конструировать, благо опыт и  в такой работе у него был. Откуда? А вспомните, за что его в конце девяностых в рецензиях на спектакли поругивали? Да за то, что, по мнению иных рецензентов, не за свое дело брался известный театральный режиссер. Ему бы, дескать, спектакли ставить, постановочным процессом руководить, а он чертям глаза из лампочек делает, куклам ручки мастерит... И кто оказался дальновиднее? Афанасьев Вадим Анатольевич...
 
Так радостно было видеть его снова при деле, азартным и рассудительным. Вот, опираясь на суковатую палку, поднимается Вадим Анатольевич по ступенькам в мастерские к дымковским мастерицам: надо еще раз уточнить детали оформления спектакля “Дуняшка”. Вот, немножко раздражаясь, дергает на себя дверь, ведущую в большой зал нового здания Кировского театра кукол, а  та только приоткрывается: веревочкой связаны с той стороны дверные ручки. Не дожидаясь помощи, сам веревочку эту развязывает - время дорого, надо репетицию начинать, актеры-то уже на сцене. Вот на пресс-конференции в малом зале все того же нового здания говорит не о своей постановке (2“Чего говорить, сами все увидите, господа журналисты”), а о том, что нужно восстанавливать спектакли  для взрослых. И ведь прав, тысячу раз прав - в условиях, когда театр уже открыт, а детишки из-за карантина еще не могут его посещать, взрослые зрители помогли бы создать такую нужную сейчас атмосферу сбывшегося ожидания театрального праздника. Ведь праздник в театре - это не только торжественное его открытие, но и будни, ежедневные встречи с истосковавшейся по зрелищу публикой. Кстати, среди первых зрителей афанасьевского спектакля “Дуняшка” был министр культуры России А.А. Авдеев...
 

И все-все-все...

 
“Снимайте, снимайте, фотографируйте - дети и внуки едут!” - подсказывали фотокорреспондентам и телеоператорам знающие в лицо представителей славной династии,   когда к старому зданию Кировского театра кукол на Карла Маркса, 73, подъехал автобус и из него стали выходить Афанасьевы. 
 
Первым, попыхивая длинной тонкой сигаретой, вышел невысокий седой человек, одетый по-молодежному ярко, - заслуженный артист России Алексей Анатольевич Афанасьев, он из Тверского кукольного. “Здравствуйте все и спасибо вам!” -  громко, будто обращаясь ко всем кировчанам сразу, сказала Наталья Анатольевна Афанасьева - она тоже тверская теперь кукольница, заслуженная артистка России... 
 
О, это был прекрасный и символичный миг - все Афанасьевы собрались в Кирове, чтобы участвовать в мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения главы этой творческой династии, Анатолия Николаевича Афанасьева. И сын его дочери Марианны Анатольевны  Петр, ныне режиссер Серовского драматического театра, говорил от имени всех поколений Афанасьевых  со сцены областной филармонии:
 
- Мы счастливы, горды и рады, что наш  дедушка удостоился такой чести не за выслугу лет, а за мастерство, за любовь к те­атру...
 
Вот это “не за выслугу лет, а за мастерство, за любовь к театру” объединяет всех Афанасьевых. Анисью Николаевну, супругу  Анатолия Николаевича, которая долгие годы работала бутафором в Кировском театре кукол, ей сейчас 96 лет. Вадима Анатольевича, который так вовремя вернулся в театр. Алексея Анатольевича, Наталью Анатольевну и всех-всех-всех, кто смог приехать на юбилей А.Н. Афанасьева и кто не смог. Главное - служение театру - продолжа­ется...
 
Николай ПЕРЕСТОРОНИН, "Вятский край"

<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499