СИЛЬ­НЕЕ ЛЮ­БЫХ ЩИ­ТОВ

«Детская открытость – сильнее любых щитов»

31 октября в Кировском театре кукол премьера спектакля «Умная собачка Соня». Режиссер-постановщик Наталия Степаненко (г. Калининград) ответила на несколько вопросов о своей новой работе по циклу рассказов известного детского писателя Андрея Усачева.

Наталия Степаненко  -  театральный режиссер. В 2004 году окончила Ярославский государственный театральный институт (ЯГТИ) по специальности «Артист театра кукол». Работала в труппах Мурманского областного театра кукол, Тульского областного театра кукол. С 2008 по 2012 годы преподавала актерское мастерство в мастерской  Л.А. Савчук (ЯГТИ). В 2019 году окончила Российский государственный институт сценических искусство по специальности «Режиссёр театра кукол» (мастерская Николая Наумова).

- Наталия, в вашем кейсе 12 спектаклей, они все разные по жанру, по зрительской аудитории. Есть спектакли по классикам, есть по современным авторам, есть спектакли, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», в котором принимает участие целый оркестр русских народных инструментов. В этом разнообразии творческих подходов, выбора пьес ваше профессиональное кредо или особое мирочувствие, где главное -  широкая отзывчивость, интерес к огромному миру?

– Для меня важнее всего мысль, которая стоит в основе замысла спектакля. Выразительные средства – вторичны. Они возникает в результате того, о чем я хочу поговорить со зрителями, например, в моем спектакле «Сказка о попе о работнике его Балде» мне больше всего хотелось, чтобы дети услышали невероятную красоту пушкинского языка и невероятную красоту музыки. Малыши сегодня не слушают оркестры и, неизвестно когда услышат, а ведь это же наша богатейшая оркестровая культура. В сочетании с текстом Пушкина она становится детям понятна и доступна.

- О замыслах ясно, откуда все же такое разнообразие в форме и содержании ваших постановок?

– Я живой человек. У меня есть старший сын. Когда он был маленьким, то он был категорически против, чтобы пойти в театр и посмотреть спектакль. Он боялся большого зала, громких звуков и всего на свете. И тогда я решила сделать спектакль, где он ничего  не будет бояться. Таким стал мой спектакль «Северное сияние», поставленный в Калининградском драматическом театре. В этом спектакле нет страхов, нет стрессов, нет пугающих персонажей, резких поворотов сюжета. Он получился для очень чувствительных детей.

- И ваш сын был в театре на спектакле «Северное сияние», не плакал?

–  Абсолютно! Но за героев переживал долго. Мое разнообразие в выборе тематики – это в меньшей степени профессиональное кредо. Сама жизнь ставит вопросы, а я с помощью спектаклей, как режиссер-постановщик, нахожу ответы. И к счастью, эти вопросы не только мои, как оказывается в процессе постановки, они волнуют очень многих людей.

- Вы выбрали для постановки в Кировском театре кукол рассказы Андрея Усачева «Про умную собачка Соню». Они ваши любимые с детства или позже понравились?

–  В свое время я читала про умную собачку Соню своему маленькому сыну почти каждый вечер с полутора лет до трех. Она, по сути, стала членом нашей семьи. Ее озорство и жизнелюбие маленькому ребенку очень близки. Собачка Соня у сына до сих пор любимая. Он сейчас сам про нее читает. И вот, когда появилась возможность поставить спектакль в Кировском театре кукол, мне пришла идея воплотить на малой сцене историю про умную собачку Соню. История про нее  – хороший материл для малышей. В ней много игры, жизнелюбия, столько правильного конфликта, творческого противостояния между миром взрослых и миром детей. Взрослые детей оберегают, а дети возвращают взрослых в беззаботное, счастливое время, когда их самих оберегали.

- Какие вы ставите для себя задачи в спектакле: удивить, рассмешить, научить, развлечь зрителей?

– Взрослые придумываю себе слишком много правил. Я сама постоянно нахожусь в состоянии, когда веду себя как взрослый человек, а то позволю главенствовать внутреннему ребенку. Там счастье – в этом открытом детском мироощущении.  А нашими правилами, устоями, обязанностями, зависимостями, взрослыми играми, мы себя этого счастья лишаем. Мы слишком заигрываемся. И вот этого живого пульса, чуткого, ранимого – который в самой глубине и есть наше настоящее «Я» –  мы часто перестаем ощущать.  Моя основная задача как режиссера будить внутреннего ребенка и во взрослых, и в детях.  Эту беззащитную открытость. Она  сильнее любых щитов и барьеров. В этом внутреннем ребенке столько силы. Она дана изначально, а дальше мы ее всякими условностями прикрываем и ослабляем. Детское жизнелюбивое начало для меня сильнее всего на свете.

- Значит, у вас тоже есть это живое и ранимое «Я»?

– Конечно, я такая же собачка Соня, «хулиганка» внутренняя, только взрослая. Я очень надеюсь, что такая «хулиганка» в каждом периодически вылезает. Собачка Соня испытывает все, что с ней происходит в жизни – полнокровно, полноценно, без всяких условностей. Открыто и размашисто. Эту душевную силищу душить в себе нельзя. Более того, взрослые пытаются и в детях ее душить. Например, оденет мама девочку в белоснежный комбинезон и замшевые сапожки, и говорит ей: «Не заходи в грязь! Не трогать кошку! Комбинезон дорогой, куда ты в нем все лезешь!» И все – и ребенок стоит. Мои дети по самые уши забираются в лужи в непромокаемой одежде, счастливые, как кони. Я делаю вид, что это не мои дети, потому что неловко. А эта бедная девочка стоит, она боится пошевелиться, ждет, что мама в шубе скажет: «Куда! Нельзя!». Или, например, записывают детей с трех лет на английский, на акробатику в спортшколу, еще куда-нибудь, и ребенок уже становится, как робот. А где в нем это игривое счастье? Даже в детях ухитряются воспитывать серьезную взрослость чуть ли не с пеленок. А когда ребенку быть исследователем? Когда быть тем рискованным существом, когда вокруг тайны и их нужно немедленно познать? Игривая пружина в нас все время пульсирует, ее нельзя ломать ни в детях, ни во взрослых.

- Вы человек, который ставит спектакли для детей. Вы знаете, куда  уходит детство?

–  Знаю. Никуда оно не уходит. Оно стоит и очень-очень ждет, что на него обратят внимание. Детство уходит в  глубь человека. И когда ты в себе к нему обращаешься, то плачешь от радости, потому что душа очищается. Есть чистая, легкая   детская энергия – без наших взрослых наворотов, без тяжести прожитых лет. Эта энергия обязательно должна быть в детских спектаклях. Она должна играть там всеми красками.

- Вы впервые в Кирове. Поделитесь вашими впечатлениями о городе.

–  Да, я в вашем городе в первый раз. Мне очень понравились, как люди друг на друга смотрят.

- И как они смотрят?

–  Открыто! В Калининграде, где сейчас живу – это я проанализировала, испытав здесь такие взгляды ­– как будто бы неудобно смотреть на встречных людей, как будто бы взгляд все время ускользающий. И я ни на кого не смотрю, ни на кого не пялюсь. Это ведь так не по-европейски. А у вас люди смотрят друг на друга. И я поняла, что давно не испытывала ощущения открытого, спокойного взгляда одного человека на другого. Без подтекста. Без каких-то наплывающих мыслей по поводу внешности, одежды, манеры поведения. Человек просто смотрит на человека и все. Еще в Кирове очень спокойно, уютно. Есть дико колоритные городские закоулки, своя неповторимая атмосфера.

- И последний вопрос: ваши пожелания Кировскому театру кукол?

– Ваше здание театра кукол безумно красивое! У вас есть возможность использовать очень богатые выразительные средства. Я желаю театру интересных работ с главным режиссером Наталией Красильниковой, с теми режиссерами, которые к вам приедут для постановок. У вас хорошие артисты. Очень работоспособные, любящие свое дело, преданные театру. Я им желаю, чтобы они удивляли самих себя в новых ролях, чтобы профессионализм все больше взращивал артистическую мышцу. И чтобы треклятая пандемия кончилась.  Всем этого желаю!

Режиссерские работы Наталии Степаненко: 
– в Калининградском областном драматическом театре:«Скоморошина»,  «Северное сияние», «Машенька и медведь»;
– в  Калининградском областном театре кукол:«Медведь» (А. П.  Чехов),  «Расскажи мне про Красную Шапочку» (С. Дорожко);
– в камерном театре кукол «Морошка»: «Мой снежный друг»,  «Груффало»,  бэби-опера «Улитка и кит»,  «Теремок»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде» (совместный проект с Калининградским областным оркестром русских народных инструментов);
– в Красноярском театре кукол: «Есть ли  жизнь в offline?»