Я ОСТАЮСЬ ЗДЕСЬ. КУКЛЫ МЕНЯ НЕ ОТПУСТЯТ!


Владимир, 16 ноября в театре кукол будет отмечаться ваш юбилей. Сколько лет вы работаете в Кировском театре кукол?

В театре кукол имени А.Н. Афанасьева я служу искусству «играющих кукол» уже 15 лет.  За это время я сыграл десятки ролей. Очень разноплановых и разнохарактерных. Для самых маленьких, например, в «Ладушках», для подростков в «Буратино», для взрослых, в спектакле «Русская борзая» по рассказам Милорада Павича

Сложно перестраиваться с «Ладушек» на «Русскую борзую», когда спектакли идут утро-вечер?

Конечно, перестроиться с одного спектакля на другой бывает сложно, в это время лучше побыть одному, посидеть, подумать о роли, которая будет у тебя сейчас. Легче играть, когда предстоит играть в каком-то одном спектакле.

Вы сильно погружаетесь в роль?

Да, стараюсь. Некоторые актеры считают, что не нужно сильно погружаться в роль, чтобы башня не слетела. А я считаю, что наоборот, нужно проживать роль глубоко каждый раз.  Если мы будем просто играть, не проживать свою роль до конца, то тогда мы, словно обманываем зрителя.  К любой роли необходимо готовиться очень много, трудиться над ней.  

Какая роль вам больше всего запомнилась? Какая была созвучна именно вашему таланту, дала толчок для дальнейшего актёрского роста?  

Драматические актеры говорят, если ты сыграл Гамлета, значит, ты достиг высоких драматических вершин.  А я шучу, если ты в детском театре сыграл Буратино, значит, ты сыграл – все!  Но одна из самых моих любимых ролей не в спектакле «Приключения Буратино», а в другом – «Солнечный лучик». В нем у меня роль Мышонка.  В спектакле пронзительно звучит тема одиночества и дружбы. Я с большим удовольствием в нем играю, всегда всех приглашаю на эту трогательную постановку. Жаль, что спектакль идет у нас редко, но если вы увидите его в афише, то обязательно приходите!  

Из работ в спектакле для взрослых мне больше всего запомнилось роль доктора Михайловича из «Русской борзой». Эта роль в какой-то мере перевернула моё мировоззрение, моё отношение к актерской игре и к самому театру кукол. С одной стороны, это была очень тяжелая роль. На нее приходилось подолгу настраиваться, психологически готовиться к ней. В спектакле я играю сразу двух персонажей: доктора Михайловича и молодого человека, его правнука.    Во время спектакля нужны быстро перестраиваться, играя двух абсолютно разных людей, чтобы и зрителям было понятно, кто есть кто в спектакле, и игра была на высоте. Это сложно, но захватывает!

Вы не только актёр театра кукол, вы еще выступаете на сцене как музыкант и певец. У вас в Кирове и в области проходят полноценные концерты.  Не было мыслей оставить театр кукол и уйти в свободное плаванье?

Мысли в жизни бывают разные, бывает такое время, когда действительно хочешь бросить любимое дело. И, возможно, не только сменить театр, но уйти со сцены и работать только как эстрадный певец. Либо вообще заниматься тем, что совсем не связано ни с каким искусством.  Такие настроения бывают, но они временны и серьезными я их не назову.  В шутку часто повторяю: театр кукол – в хорошем смысле – это такое болото, которое затягивает тебя и из него уже крайне сложно вырваться.  По образованию я учитель музыки. В дипломе так прямо и написано: дирижер академического хора, преподаватель музыки в школе.  Поэтому я мог бы быть школьным учителем, вести уроки музыки в детских садах, но понимаю: меня всегда будет тянуть на сцену, к моим работам в театре. Я остаюсь здесь. Куклы меня не отпустят. 

В театре кукол у вас сегодня много замечательных ролей, вас ценят в труппе, зрители любят спектакли с вашим участием.  Ваша актерская карьера в Кирове складывается удачно. А было желания уехать за славой в Москву, в Санкт-Петербург? Сказать: Спасибо, Вятка - Город Детства, я полетел, как белый голубь дальше и выше?

Все просто получилось. В один определенный момент в середине двухтысячных я уезжал в Москву, жил там месяц, другой. Потом возвращался в Киров. Так прошло около года примерно. Я занимался музыкальным творчеством, пел песни.  Хотел выступать, записывать диски, но получилось все иначе, Москва мне не особо приглянулась со своими бесконечными разговорами о работе, о заработке.  Это такая вечная круговерть, которая не прекращается в Москве ни днем, ни ночью! Я понял, что это абсолютно не мое и решил вернуться на свою малую родину.

Для актёрского развития в кировском театре кукол для меня более творческая, генерирующие атмосфера.  Сегодня к нам в театр кукол приезжают ставить спектакли новые режиссеры, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.  С ними интересно работать. На нашем фестивале «Вятка - Город Детства» тоже бывают именитые режиссеры, известные театральные коллективы. Наш театр ездит на гастроли и на фестивали в другие города России.  Все это расширяет кругозор, дает пространство для мыслей, новый опыт. Я совершенно не чувствуя себя в Кирове забитым провинциальным актером. Везде у меня много друзей, мы встречаемся, радуемся встречам и понимаем, что и в Москве, и в Питере, и в прочих мегаполисах, есть свои большие и маленькие проблемы. Их не избежать никому и нигде.  Сегодня я на своём месте и никуда не собираюсь уезжать.

Получается, что щемящая печаль провинциального актёра уже не такая вечная и обширная как в 19 веке? Что в 21 веке актер из дальнего региона себя уже не чувствует обделенным, сидящим в полутемном закутке и смотрящим с надеждой и волнением в груди на сияющие огни больших городов?

Абсолютно!  Поэтому я просто призываю: москвичи и питерцы, приезжайте к нам работать!  Вы не пожалеете!

Простой вопрос: за что вы любите работу в театре кукол, что она вам даёт не только как актеру, но и как человеку?

Скажу первое, что пришло на ум. Знаете, когда тебе 35 лет, а у тебя иногда в магазине спрашивают паспорт, это говорит о том, что работая актером-кукловодом, когда ты постоянно видишь ясные глаза детей, ты не стареешь! Ты всегда остаёшься в каком-то светлом и открытом мире детства. И это не инфантилизм.  Это способность оставаться открытым всему талантливому и прекрасному.

А за что еще вы любите работу кукольника, кроме ее омолаживающего эффекта?  Что было бы, если бы вы работали в драме?

В моей актерской судьбе могла быть и драма. Я до сих пор мечтаю сыграть князя Мышкина. Но вот, что получилось сегодня. Мы прекрасно поняли, что театр кукол не только для детей, но и для взрослых. Без всяких оговорок.  Очень много у меня ролей, где я работаю живым планом.  Поэтому особой разницы уже не вижу между куклами и драмой. Драматического на сцене мне хватает. А в драме наоборот стали часто использовать кукольные приемы, благодаря которым спектакль становится богаче, ярче.  Но особенно для меня интересны в театре кукол именно постановки для взрослого зрителя. Здесь есть практически безграничная свобода для творчества. Это у самолета есть потолок. В театре кукол творческих границ, потолка просто не существует. Все зависит от твоих возможностей. За это я люблю работу в театре кукол.

А вас узнают зрители на улице? Или за ширмой сложно хорошо рассмотреть и запомнить лицо актера?

Сегодня много ролей живого плана. Ширмы все меньше и меньше. Ты своим лицом больше светишься, чем 15 лет назад. Да, меня узнают на улице, это в основном молодые мамы, они подходят после спектакля и спрашивают: «Извините, а это не вы случайно пели на концерте в ДК Железнодорожников? А мы не знали, что вы еще и актер в театре кукол!» А бывает и по-другому, я приезжаю на сольный вечер, стою в концертном костюме, готовлюсь петь Лепса, а меня спрашивают: «Подождите, это не вы Волк из трех поросят? Мы вчера с ребенком были на спектакле, мне кажется, что это были вы». Меня это трогает и радует.

Куклы для вас кто? Коллеги, друзья, просто объекты для взаимодействия в спектакле?  Как вы к ним относитесь? Для большинства актеров-кукольников, если кто-то кладёт куклу лицом в пол, то это воспринимается как оскорбление.

Немного покажется странным, но к куклам я отношусь как к своим детям. Это для нас, кукольников, очень серьезная тема.  Никогда нельзя бросать куклу на пол! Я сталкивался, например, с такими вещами: вот ты пришел работать в театр и что-то у тебя по неопытности не получается на репетиции. Ты можешь тогда в сердцах начать трясти куклу, злиться на ее неумелость.  Но потом ты видишь, что во время спектакля у этой куклы без всякой видимой причины может, например, оторваться рука или голова отвалиться.  Происходят довольно необъяснимые вещи: если ты где-то «обижаешь» куклу, то она потом тебе платит той же монетой за грубость и это всегда так.  А если ты относишься к кукле бережно, внимательно, то и кукла как бы воздает тебе сторицей. И тогда роль получается глубокой, интересной, а сама кукла – живой для зрителей, а не куском бесчувственной деревяшки.  

Если человек просто держит руку вверх минут 10, то она затекает, становится тяжело ее держать, а ведь некоторые спектакли идут больше часа. Как вы справляетесь с таким напряжением на руки?

Да, у кукольников есть свои профессиональные болезни. К этому нужно быть готовым, если стремишься стать профессионалом в театре кукол.  Спасаться от физических недомоганий можно только одним способом, необходима профилактическая гимнастика. Нужно каждый день делать определённые упражнения.  Лично мне помогает держать себя в хорошей форме методика доктора Сергея Бубновского.  Мышцы актера-кукольника должны быть растянуты, эластичны, так сказать, всегда в рабочем состоянии.   У меня дома есть лыжный эспандер, другой спортивный реквизит для тренировки. Иногда после спектакля до дома едва доползаешь, никакой физкультурой не хочется заниматься.  Но вот проходит неделя без тренировок и опять выходишь со сцены с болью в спине, в руках.    Поэтому нужно преодолевать собственную лень и делать упражнения, чтобы всегда быть на высоте своей профессии.  

У вас бывает желание концертную деятельность совместить с театральной? 

Такая мысль постоянно присутствует.  Я не буду сейчас открывать все секреты, немного заинтригую зрителей, но на моем юбилейном концерте 16 ноября, кое- что удивительное и лиричное из театрального мира кукольников будет.  

Традиционный вопрос под занавес: каким вам видится будущее театра кукол? Останется ли ширма? Будет ли на сцене лет через двадцать полное отсутствие декораций, которые заменит текстурная 3D проекция?  

У театра кукол возможности всё-таки безграничные и помечтать можно о многом.  На свете все меняется, даже мода постоянно возвращается.  Я думаю, что если сейчас ширмовых спектаклей не так много, то по большому счету это ни о чём не говорит. Классическая ширма через какой-то отрезок времени обязательно вернется. Но так как у театра кукол большие и неограниченные возможности, то думаю, спектакли будут просто разные, в том числе и с использованием новых технологий и компьютерного моделирования сценографии.   

Также будут применять всё, что уже было до этого в опыте театра кукол: и живой план, и марионетки, тростевые куклы, и ширму, конечно.  Несомненно, что в театре кукол будут и в будущем ставить спектакли для самых маленьких, для подростков и для взрослых. Я очень надеюсь и верю, что взрослые начнут всё чаще и чаще посещать театр кукол. Со временем зрителей у нас должно стать намного больше.

Можно ли сказать, что основная задача театра кукол воспитание подрастающего поколения?

В театре кукол мы обращаемся не только к подрастающему поколению, мы же должны еще что-то показать и состоявшимся личностям, взрослым людям, чтобы они в сложных реалиях нашей жизни сами не превратились в подрастающее поколение, не шагнули назад в маленькие зрители.  Кроме этого, конечно, задача театра кукол это и воспитание эстетического вкуса, и восприимчивость к музыкальным гармониям, к красивой сценической пластике и многому другому без чего невозможно стать личностью с большой буквы.   

Что бы вы, Владимир,  хотели бы сказать зрителем напрямую?  

Очень многие люди, которые ходили в детстве в театр кукол, становясь взрослыми, забывают, что он живет, существует.  Поэтому я хочу сказать всем зрителям: пожалуйста, не забывайте про театр кукол! Приходите в него чаще с детьми, приходите с друзьями, с родными, любимыми!  Уверяю вас – ваша жизнь станет светлей, радостней, ее наполнят чистые цвета радуги, и вся серость обычных будней уйдет.  И вполне возможно, что вместе с серостью уйдет и часть ваших ежедневных забот и печалей. Жду вас в театре кукол, дорогие зрители!

Беседу записал Андрей Антонов

 

 


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499