«ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ» ГОРЯЧО ЗАБЬЕТСЯ НА СЦЕНЕ…


Спектакль «Холодное сердце» режиссера Натальи Пахомовой – это прежде всего масштабность; масштабность всего – двух полноценных действий по хронометражу; сложной сценографии, заполнившей все пространство действия от авансцены до задника,  от больших планшетных кукол до музыки, которая как еще один воздушный персонаж сопровождает зрителей от начала до последней сцены. Но эта масштабность идет не от желания поразить зрителей грандиозностью и сложностью постановки, а от сути совершающегося на сцене: обмена живого человеческого сердца на холодный звон золотых монет.

Художник-постановщик Роман Вильчик оформил сценическое пространство как пересечение мощной горизонтали – двух плотов на авансцене – и хрупкой вертикали, представленной в виде множества тонких лестниц. Этот перекрестный символ не вызывает двух прочтений: горизонтальная, обыденно-размеренная жизнь, хоть и раскачивает человека, но она проста и надежна. А вертикаль, устремлённая к небу, рискованна и опасна. У человека есть выбор, но на каждом пути есть свои «подводные камни» и «хрупкие перекладины».

Удивляют и завораживают куклы в спектакле! Одиннадцать планшетных кукол почти в человеческий рост, с хорошо проработанными лицами, с оригинальными прическами, в настоящей одежде и обуви; куклы ходят по сцене, кувыркаются, прыгают, весело танцуют, карабкаются по лестницам, играют в карты, смеются, путешествуют, считают деньги, развешивают белье, женятся, свистят и поют песни – это целый мир, волшебство театра кукол.  

Главный фаворит в кукольном мире «Холодного сердца» кукла Михеля Голландца -  огромная, почти два с половиной метра, в костюме бизнесмена, с печальными глазами опытного искусителя и по-голландски с высоко закрученными усами, она производит на зрителей неизгладимое впечатление. У Михеля Голландца есть своя философия, почему без сердца человеку на свете жить легче и свободней. Показывая Петеру Мунку в одной из сцен спектакля  стеклянные банки с проданными сердцами, Михель хвастается: «Деньгам даже камень радуется!» 

Сцена, где у бедного угольщика Михель Великан вынимает из груди бьющееся красное сердце, дает нервам ощутимую встряску – столько в ней жизненной истинности и художественной точности!

Много странного, необычного увидит зритель в «Холодном сердце», но будет умалением, если сказать, что это некий театральный хоррор для школьников, привыкших смотреть в кино на толпы «зомбаков». Вовсе нет. В спектакле находится время для тихой лирики, для нежных сердечных отношений героев. В нем поют красивые песни, весело играют дети, зажигаются звезды, объясняются в любви, плачут и просят прощения, произносят важные и нужные слова о родной земле.

В спектакле, как и у Гауфа, счастливый конец, но это не просто радужный финал типичный для сказки, а награда главному герою за горькое осознание: бессердечие, хоть в бедности, хоть в богатстве, хоть во славе и удачливости, не приносит радости и полноты жизни! Всей свой работой над спектаклем режиссер Наталья Пахомова стремилась показать: счастье приходит к угольщику Петеру за преодоление соблазнов богатства и власти; за признание, что он предал лучшее в самом себе, отказался от своего горячего сердца ради холодного металла.


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499