ВОЛШЕБСТВО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ!


В ожидании чуда

Немало бы удивился немецкий классик Гофман, что его сказку «Щелкунчик и мышиный король» так любят и взрослые и дети в России, что готовы каждый раз на Новый год и Рождество перечитывать, переслушивать и пересматривать чудесную историю о Щелкунчике и девочке Мари. Но мы не удивляемся, зима у нас – долгая и сугробная, Вятская сторона – дальняя, сердце – отзывчивое и к рождественско-новогодним подаркам очень благосклонное! И поэтому в нашем театре кукол никто не сомневался, что премьеру по знаменитой сказке Гофмана кировские зрители тоже встретят, как театральный подарок с радостью. Так и произошло!  Чарующий спектакль «Щелкунчик. Сны» режиссера-постановщик Ролана Боннина сразу покорил десятки кировчан от мала до велика. Для этого были все основания.

С первой сцены спектакль погружает зрителей в волшебный сон. Чудо-звери под загадочную музыку танцуют над притихшим, заснеженным городом, над домами-лампами, принося в каждую семью покой и мир, надежду на лучшую долю. Великие, фантастические существа, словно сошедшие с хрустальных облаков, на своих огромных шляпах несут целые городские кварталы, напоминая о былинных временах, когда на своей плоской спине чудо-кит переносил по волнам легендарных морей большой и вместительный город.

А на земле со всех сторон были слышны, вот как сейчас у нас в Кирове в предновогодние дни, радостные слова: «С Новым Годом! С Рождеством!»  Все жители готовились к празднику, наряжали елки, покупали и мастерили подарки. Ожиданием праздника в доме советника медицины Штальбаума жила и девочка Мари. Душа ее замирала, сердце мечтало о чудесах! Но особенно она ждала сюрприза от своего крестного, господина-советника Дроссельмейера, который каждое Рождество баловал ее каким-нибудь особенным, замечательным подарком! Он знал и любил Мари, а будучи сказочником, умел всегда удивить ее, привнести в рождественский праздник дыхание таинственного мира. Немного страшно и волнительно! Искренне и тонко актриса Маргарита Тимофеева сумела передать эти нежные девичьи чувства.   

Ожидания не обманули Мари. Пришли гости и положили у елки множество ярких коробок с подарками. Как же хочется милой девочке сразу развязать все бантики, все разноцветные веревочки, чтобы увидеть содержимое коробок, но спокойная и добрая мама, фрау Штальбаум, напоминает ей, что пора вернуться к гостям и принять участие в празднике. Достоверен и светел образ добропорядочной немецкой мутер в исполнении актрисы Ульяны Синицыной.

Волшебство начинается

Но вот шумные гости уходят, и девочка Мари остается одна в своей комнатке, наедине с целой кучей подарков! Искушение победить невозможно…

Прекрасная сцена открывания подарков Мари запомнится надолго. Она пробуждает во взрослых зрителях веселую память детства, а детям дарит душевное соответствие тем чувствам, что испытывает всякий ребенок, обласканный родительской любовью и вниманием ближних. Эта сцена натуральный архетип вечной радости, нет, не от красивых вещичек и игрушек, а от Неожиданных Даров, которые преподносит нам иногда Жизнь, легко, просто потому, что мы живы и нуждаемся в помощи и ободрении. Именно поэтому одно из главных чудес Нового года и Рождества были, есть и будут подарки под сверкающей огнями рождественской  елкой!

На пике этих возвышенных и мечтательных чувств и появляется в первый раз на сцене сказочник Дроссельмейер (актер Андрей Огородников). В спектакле он представлен в виде огромной, почти трехметровой куклы. Руки у него большие, надежные, мягкие, если обнимет, так всего тебя согреет. На голове – шляпа с такими полями, что на самокате кататься можно. А лицо у крестного спокойное, неподвижное, смотрящее прямо тебе в сердце, вопрошающее тебя: «Ты готов к Чуду! Справишься с предстоящими волшебствами?»  Каждый выход господина Дроссельмейера – предвестие чародейства и странных метаморфоз.  Большое спасибо художнику-постановщику Людмиле Скитович за подлинное воплощение в спектакле волшебного духа великой сказки Гофмана, счастливых мгновений Нового года и Рождества!

Такой величественный и странный образ господина Дроссельмейера крайне важен в спектакле. Он внутренне близок облику Великого и Ужасного волшебника Гудвина из книги «Волшебник Изумрудного города». Именно сказочник-крестный Дроссельмейер не спит, бодрствует, пробуждая в душе своей восприемницы Мари фантастический мир грез. Но он же и ограничивает этот своенравный и опасный мир, мудро направляет его к верной и заветной цели. Собственно, сама фамилия «Дроссельмейер» нарицательная, она переводится с немецкого, как сокращать, ограничивать.  Нельзя буйным фантазиям полностью овладевать душой. Сказочник это понимает и ведет девочку за собой в сказку не затем, чтобы удивить, потрясти ее воображение, а чтобы научить Мари великодушию и бесстрашию!  У Дроссельмейера  два обличья. В  мире  людей — это старший советник суда, серьезный и немного занудный  мастер игрушек. В сказочном пространстве спектакля "Щелкунчик. Сны"  — он протагонист  и режиссер, творец фастастического мира кукол. 

 

И вот подарки разобраны, елка наряжена, Мари в полном восторге, (ее мало расстроили мамины упреки, что она раньше времени раскрыла подарки), она довольная, возбужденная ложиться в кровать и засыпает со словами: «Ах, как хотела бы я быть куклой! Я была бы самой счастливой девочкой на свете!»

Девочка и кукла

Девочка хочет быть похожей на куклу. Это, вообще, нормально? Что это? Детский инфантилизм, «синдром принцессы» или нечто иное? Конечно, иное! Ребенок еще многого не видел в жизни, мало путешествовал, социальная среда его сильно ограничена.  Его ежедневность, особенно до 20 века, это домашний круг родных и близких, семейные праздники, редкие походы в театр и на природу. Кукла – это идеал для ребенка, образец прекрасного, приглашение в идеальный мир совершенных существ, где красота, радость, благородство, мир и любовь царят властно и безраздельно; где нет смуты и безобразия, холода, несправедливости, болезней и бедности; где всегда светит солнце и нет никакой опасности, где не надо бояться, прятаться и сражаться за свою жизнь.  

Свет на сцене гаснет. Мари засыпает, вновь приходят помощники Дроссельмейера фантастичные звери и под пение колыбельной песни, которую поет крестный, девочка превращается… в настоящую куклу. Мари неожиданно просыпается и попадает в идеальный мир игрушек. Волшебство совершилось! Мари встречает живого Щелкунчика. У актера Владимира Хлопова он вышел трогательным храбрецом, милым Маленьким Принцем из рождественской сказки.

Но удивительно, попадая туда, в мир игрушечной реальности, девочка быстро понимает, что и в сказке необходимо отстаивать правду, быть храброй, милосердной, не терять своего лица, сражаться с подлостью и злобой, с семиглавым Мышиным Королем!  

Мышиного Короля в спектакле играют заслуженные актрисы России Надежда Стрижак и Надежда Мазик. Мышиный Король, конечно, грозный тип, страшненький и нервный, но даже такому недвусмысленному образу актрисы смогли придать некоторые черты обаяния, а характеру главного злодея – забавную непредсказуемость и неоднозначность. 

Волшебство нужно защищать!

После всех событий во сне, Мари уяснила для себя главное: сказка тоже нуждается в защите! Кто еще может ее защитить? Кто может помочь Щелкунчика, если не она? Да, да, совершенно верно, свою мечту о Прекрасном Мире необходимо выстрадать и уберечь от зла.  Если его не защищать, то он легко может стать миром из черной комедии «Семейка Аддамс», где детки душевно отдыхают пытая и казня кукол, используя игрушечный электрический стул и кукольную гильотину.

Защищая идеальный мир мы защищает свои мечты, свое понимание красоты и гармонии во «взрослой реальности. Поэтому так верна большая кукла Дроссельмейера. Она передает опасения и страхи за идеальный мир. Переход из реальности в сказку небезопасен. Как тут не вспомнить страшную русскую Бабу-ягу с крючковатым носом, избушка которой находится на границе между двумя мирам. Вот и волшебник-крестный стоит на такой же таинственной границе. Он само олицетворение риска при переходе из одной области жизни в другую.

О волшебных превращениях

Особо нужно сказать о персонаже Мышиный Семиглавый Король. Две головы у него – маленькие, а две – большие. Туловища у него нет. И это очень здорово придумано! Эстетикой театра кукол еще раз подчеркивается на визуальном уровне, что у зла нет сущности, нет «тела», что по своей сути зло это извращение изначального добра. Но злу можно «отрубить» голову, лишить его «ума», злой направленности воли.

Кроме множества замечательных кукол в сказке есть еще и теневой театр, и плоскостной. Они появляются в спектакле в разные моменты. С помощью теневого театра   показывается уродливость и жестокость Мышиного Короля. Прием теневого театра хорошо раскрывает «теневую», темную сторону зла. А театр плоских фигур господин-советник Дроссельмейер выводит на сцену, когда становится необходимо рассказать Мари печальную историю превращения принца в игрушку для раскалывания орехов. Режиссер-постановщик Ролан Боннин использует всю художественную палитру театра кукол, чтобы рассказать зрителям сказку емко и нарядно.

  

Дважды входит Мари в область своих сонных видений, где она принимает участие в самых невероятных событиях; дважды выходит из них, обретая новое понимание себя и жизни. Но самое замечательно происходит в финале спектакля, когда по замыслу режиссера реальность и сон так соединяются, что уже невозможно отличить: то ли сказка входит в жизнь, то ли в Рождество сама жизнь становится сказочно прекрасной. Решать как всегда вам, дорогие зрители.

Завершение сказки Гофмана предсказуемо, иначе бы она и не была сказкой – добро побеждает зло, кукла Щелкунчик превращается в живого Принца, а счастливая   девочка Мари   замирает в ожидании большой и светлой Любви.   Звучит старинный немецкий марш XIX века в исполнении актрисы Марлен Дитрих.

Все горячие клятвы в верности произнесены, занавес закрывается, но Сказка будет продолжаться вечно. Ибо, как сказал мудрый европеец Карл: «Кто смотрит наружу — видит лишь сны, кто смотрит в себя — всегда пробуждается».

Новый спектакль «Щелкунчик. Сны» получился, несмотря на всю фантастичность происходящего, очень цельным, внятным и логичным по действию. Нашим маленьким зрителям будет все понятно, они не статут теряться в нагромождении сцен и персонажей. Спектакль подарим им радость и придаст душевных сил встретить Новый год и Рождество весело и беззаботно.

К слову сказать, в новом спектакле два состава актеров, играющих Щелкунчика и девочку Мари. На премьерном показе 22 декабря играли Владимир Хлопов и Маргарита Тимофеева, а в воскресенье 23 декабря – Михаил Николаев и Снежана Белозерова. Есть и другие ролевые изменения. У каждого актерского состава свои особенности и преимущества, свой стиль игры. Каждый по-своему делает спектакль интересным и запоминающимся, ведь у каждого актера свое отношение к великой рождественской сказке.  И  к  безграничному искусству театра кукол!

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик – Ролан Боннин

Художник-постановщик – Людмила Скитович

Музыкальное оформление – Андрей Кормщиков

Роли исполняли:

Мари – актриса Маргарита Тимофеева, актриса Снежана Белозерова

Щелкунчик – актер Владимир Хлопов, актер Михаил Николаев

Мама, фрау Штальбаум – актриса Ульяна Синицына

Мышиный Король - заслуженная актриса России Надежда Стрижак, заслуженная актриса России Надежда Мазик, актриса Алена Лысова

Кукла Гретхен – заслуженная актриса России Надежда Мазик

Господин-советник Дроссельмейер – актер Андрей Огородников

Командир на коне – актер Дмитрий Троицкий

Солдатики – актер Дмитрий Троицкий, актер Андрей Огородников

Фантастичные звери, гости – заслуженная актриса России Надежда Стрижак, заслуженная актриса России Надежда Мазик, Дмитрий Троицкий, Снежанна Белозерова, Ульяна Синицына, Андрей Огородников

                                                                                                                                                                                                                                                                                 Андрей Антонов
 


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499