ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА: СЧАСТЬЕ ИЛИ ИСПЫТАНИЕ?


 

22 июня в театре кукол  премьера спектакля.   «Волшебная лампа Аладдина» засияет на большой сцене.

Есть такие сказки, что сколько бы раз их не ставили в театре, не создавали по ним фильмы, мюзиклы, анимацию, они от этого только выигрывают, каждый раз раскрывая новую сторону своей сказочной истории. Зритель всегда  бывает в плюсе! Одна из таких сказок «Волшебная лампа Аладдина». В Европе ее знают около двухсот лет,  в России сказка стала любимой в сороковых годах 20-го века, благодаря переводу востоковеда Михаила Салье.

Чем же восточная сказка так привлекает?

Чем же сказка так привлекает детей и взрослых? Не ошибемся, если скажем: веселым волшебством и неожиданно вспыхнувшей любовью между  бедным юношей Аладдином и красавицей царевной Будур.

В спектакле театра кукол «Волшебная лампа Аладдина» эти основные черты сказки будут показаны максимально чудесно и убедительно. Режиссер Ролан Боннин именно на них сосредотачивает внимание актеров на репетициях.

Но кроме этого, в спектакле появилась еще одна важная линия. Она придает ему яркую оригинальность, вызывает приятное удивление и восторг. Это образ древнего  джинна Хаким-Нураиз лампы, его характер, мудрые слова и поступки.

 Он не бессердечный, всемогущий дух и не абсолютный «раб лампы». У него есть свой волшебные принципы. Например, в первую встречу с Аладдином он говорит, что хранит три закона. Первый закон, он не может никого убивать. Второй, не может воскрешать мёртвых. И третий закон, он не в силах заставить человек влюбиться в другого против  его воли.

Джинн  в новом спектакле театр кукол больше всего напоминает школьного наставника, коучера по   этике, совершенно незанудного,  остроумного, легкого на шутку и толковый совет по межличностным отношениям. Такого джинна мы еще не видели, это точно!

Обаятельный Хаким-Нур не просто исполняет желания Аладдина, он открывает ему знания жизни, учит его быть самим собой в самых непредвиденных обстоятельствах, помогает понять сердце принцессы и завоевать его не волшебством, а искренностью и  добрыми делами!  Это дорогого стоит!

«Дайте мне  волшебную лампу, и я переверну мир!»

Серьезную проверку на прочность волшебством проходит в спектакле протагонист Аладдин. Воля его соединилась с «лампой», обладающей огромной чародейной силой. Легко поддаться на этот волшебный   крючок любому человеку. Но какова, в конце концов, будет плата за использование волшебной силы джинна?  Останется ли Аладдин, лет так через десять, таким же искренним и добрым юношей или он  превратится в человека с холодным и расчетливым сердцем, который многое познал и страшно утомился во всех своих желаниях? Отрицательных примеров в мировых сказках предостаточно.

Спектакль вселяет надежду, что Аладдин справится с испытанием волшебством и не станет «рабом лампы», ведь сердце его наполнено любовью к прекрасной царевне Будур.  А любовь гораздо сильнее всех чудес на свете. Какие еще нужны «чудеса», когда двое нашли друг друга?

Все эти  волшебные лампы, ковры-самолеты, скатерти-самобранки,  шапки-невидимки и другие предметы и события сказочного мира есть всегда то или иное проявление какой-нибудь силы, способности, знания человека, мыслимого в своем  абсолютном самоутверждении.

 Другими словами, волшебные вещи в сказках – это мечты человека о самом себе, символы совершенства, его творческих возможностей, раскрывающихся в мире с каждым веком сильней и  шире. 

Немало «премудрых вещей» будет в спектакле «Волшебная лампа Аладдина», только рассказжут о них со сцены не сложными театральными метафорами и заумными символами-ребусами, а совершенно ясным, доступным для каждого ребенка  образным  языком театра кукол. Мы это умеем. Мы к этому стремимся в каждой нашей постановке для детей и взрослых.

Вы хотели ширму? Их будет целых три!

Непростую смысловую задачу поставил режиссер в спектакле перед художником. Одной ширмой тут было не обойтись. Чтобы показать  разноплановый, красочный восточный мир понадобилось целых три ширмы, возвышающиеся одна над другой.

Дворец Султана, отца царевны, завершает сложную конструкцию декораций.  Это, конечно, прибавило трудностей в работе актерам-кукловодам с тростевыми куклами, но зато и результат (это заметно на репетициях, идущих полным ходом) получается впечатляющим.  Куклы быстро перемещаясь между ширмами, восходя от одного уровня к другому, создают ощущение динамичности, большого художественного  пространства, на котором рассказывается сказочная история. Это сильное достоинство будущей премьеры!

Теневой театр тоже не обойден стороной. Он получается в спектакле таинственным и завораживающим, в полном соответствии сюжетным твистам и характерам основных персонажей. На такой теневой театр хочется любоваться без конца, вспоминая свое детство и смешные тени на фоне вечерней стены.

Фотографии с репетиции. Куклы еще не раскрашенные, декорации тоже. Фотографировала Света Ботева.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Андрей Антонов


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499