НАВЕРНОЕ, ЭТО У МЕНЯ ВСЮ ЖИЗНЬ


 

Любая юбилейная дата – повод для добрых, светлых и немного ностальгических воспоминаний о людях, таких же светлых и добрых, самый главный повод для этих воспоминаний - яркие и самобытные личности,   о которых хочется  говорить вне зависимости от дат, времен и обстоятельств.

Говорят, в предсмертном забытьи Анатолий Афанасьев не звал детей и внуков,  а  отдавал распоряжения помощнику режиссера, делал замечания актерам, будто выстраивая мизансцену. И это было так похоже на Анатолия Николаевича, сказавшего однажды юным зрителям: «Если бы вы, ребята, меня спросили, какое мое самое большое желание, я бы сказал: поставить еще много интересных спектаклей, чтобы принести вам много-много радости...»  Времени уже не оставалось, жизнь уходила,  а он ставил еще один спектакль, который так никто и не увидел...

                                                                                                 Сцена из спектакля "Прелестная Галатея"

А еще вспоминали, как однажды в Киров из Зуевского района приехали три школьника в надежде побывать в настоящем театре на настоящем спектакле. Ни о билетах, ни о ночлеге заранее они, конечно, не побеспокоились, полагая, что двери всех театральных подъездов и гостиниц для них открыты. Но единственным театром, где не только двери, но и сердца  для них открылись, оказался Кировский  кукольный. Там для свалившихся как снег на голову ребят не только нашли места в зрительном зале, но и покормили, чем бог послал, и спать потом, после спектакля, уложили - прямо на сцене.

- Я помню тот солнечный, яркий  спектакль, назывался он «Поросенок Чок», помню светлого и доброго человека,  который больше всех хлопотал вокруг нас, - вспоминал  об Анатолии Николаевиче Афанасьеве один из тех зуевских школьников  В. А. Микрюков.

Анатолий Николаевич и представить себе не мог, что в театре могли как-то иначе отнестись к влюбленным в театр отрокам.  Сам на подмостки он выходил с малолетства: его старшая сестра была актрисой Вятского городского театра - и если одним из действующих лиц постановки был мальчик, роль безоговорочно отдавалась Толе  Афанасьеву. И получалось, другого пути, кроме театрального, у него не было. Да он и не слишком сопротивлялся этой предопределенности. Окончив школу в 1926 году, успел поработать руководителем художественной самодеятельности на  Вятском чугунолитейном заводе, поставить программы для драматических и агитационных коллективов вроде популярной в ту пору «Синей блузы». В 1928 - 1931 годах учился в Ленинградской драматической студии, снова возвращался в Вятку.  Но лучшей школой  для будущего кукольника стал в 1935 году Московский театр транспорта Северной железной дороги, где в качестве актера и режиссера малых форм он работал под руководством Е. Лепковского, Г. Черноволенко,  Р. Симонова. 

В Кировском театре кукол, основанном в 1935 году, А.Н. Афанасьев начинал  актером, но как-то скоро стал сначала очередным, а потом и главным режиссером. Причем режиссерско-актерский талант его проявлялся тогда и на сцене драматического театра. Анатолий Николаевич поставил там спектакль для детей, который держался в репертуаре восемь лет. Это было красочное, напоминающее карнавал, действо, рядом с куклами в  нем солировали люди, а Анатолий Афанасьев играл ведущего клоуна по фамилии Пряничкин. И опять были предложения играть драматические роли, причем главные. Отказываясь, Анатолий Николаевич говорил: «Я уже не могу расстаться с куклами. Наверное, это у меня на всю жизнь».

 Никаких «наверное», на всю жизнь и оказалось. И не только на его одну...

А главным режиссером Анатолия Афанасьева сделала война. Накануне ее, в январе 1941 года, трагически погиб С.В. Воронецкий, руководивший Кировским кукольным с 1936 года, и вся полнота ответственности за творческий процесс легла на Анатолия Николаевича. Историки театра потом напишут: «Трудно переоценить подвижнический творческий труд А.Н. Афанасьева, на долгие годы возглавившего театр. Он был не только художественным руководителем, но и главным режиссером, и ведущим актером, и воспитателем целой плеяды актеров и режиссеров театра кукол».

В войну в Кирове работал эвакуированный из Ленинграда БДТ, труппа кукольного пополнялась за счет находившихся в эвакуации артистов других жанров. Выжить тогда было трудно и Анатолий Николаевич помогал выменивать продукты, выступал вместе с эвакуированными артистами и композиторами перед ранеными в  госпиталях. Он тогда создал что-то вроде кукольного раешника, привлекая к работе эвакуированных в город писателей. И убедился, что театр кукол может и должен привлекать самую разнообразную аудиторию. Нужно только постоянно быть в поиске...

Он и искал, ставя в ставшем родным домом Кировском кукольном театре поначалу классические детские спектакли «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кощей Бессмертный», «По щучьему велению», «Конек-Горбунок», «Мишутка», «Чук и Гек», «Иван да Марья», «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная», а потом и спектакли для взрослых – «Чертова мельница», «Божественная комедия», «Прелестная Галатея». И дети сопереживали добрым сказочным силам, а взрослые занимали чуть ли не с утра очередь за билетами и расстраивались, когда заветного билета не доставалось. 

Почти сорок лет служил Анатолий Николаевич Афанасьев Кировскому  театру кукол. В бытность его главным режиссером, художественным руководителем театр отмечали грамотами Министерства культуры СССР, дипломами международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Были награды и у  самого Анатолия Николаевича - орден Трудового Красного Знамени, медали, среди которых медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Но самыми главными  из всех наград были зрительская любовь и признание коллег. С. В. Образцов, главный кукольник страны, выделял вятского кукольника А.Н. Афанасьева, просматривал его спектакли, приглашал на семинары. А однажды привез в Киров ведущих мастеров кукольных театров страны, провел на площадке  Кировского театра кукол творческую лабораторию.

Говоря о помощи Образцова, Анатолий Николаевич однажды сказал: «Вытащил в люди...»  А сам-то он сколько людей вытащил, вывел... И, обращаясь к молодежи, которой решил уступить дорогу,  написал:

Прекрасна молодость на сцене,
Ей светят все прожектора,
А мне со службы Мельпомены,
Похоже, уходить пора.
Ведь все равно уйти придется,
Я только одного боюсь:
Театр, конечно, обойдется,
Театр, конечно, обойдется,
Вот только я не обойдусь.

 Но театр не «обошелся». Служение  Анатолия Афанасьева родному театру кукол никогда не прекращалось, его опыт, его творческие находки, поиски, художественные принципы, все это драгоценное наследие осталось. Светлая тень мастера воодушевляет и не дает забыть о главном: о наших зрителях.

 

Николай Пересторонин


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499