МОМЕНТ ЧИСТОТЫ


21 февраля на большой сцене в театре кукол состоится премьерный показ визуально-музыкального спектакля «Сказки Чуковского».  В преддверии этого события мы решили наших зрителей поближе познакомить с режиссером спектакля Александром Хромовым из Санкт-Петербурга.

Александр, давно ли вы знакомы с творчеством Чуковского?

С  самого рождения. Я родился, а мой отец, Александр Николаевич Хромов, поставил на сцене «Муху-Цокотуху». У него был свой  частный театр кукол в Красноярске. Другие сказки Чуковского родители прочитали. Потом были другие писатели:  Маршак,  Хармс, но Чуковский остался самым любимым.

«Сказки Чуковского» ваш первый спектакль по произведениям Корнея Ивановича?

Нет, первый спектакль «Федорино горе» я ставил в Кемерово. Это был проект сказочной лаборатории. Второй тоже «Федорино горе» в Санкт- Петербургском «Театре Сказка». Там получилась ритуальная мистерия про Федору, про чудо очищения, которое с ней произошло.

Получается, что в нашем театре кукол вы решили соединить сразу четыре сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», и конечно, «Федорино горе». Но это ведь не попурри, не просто сказки, собранные вместе по прихоти режиссера? Почему именно эти сказки, а не какие-то другие, например, «Доктор Айболит».

Да, это совсем не попурри, в спектакле есть четкая композиция и «Доктор Айболит»в нее совсем не вписался. История «Федориного горя» это момент чистоты. Он происходит внутри. Федора внутри себя преображается. Далее «Мойдодыр» это когда уже внешние обстоятельства тебя заставляют мыться, очищаться от грязи. А история про «Тараканище» иная.

Тоже история чистоты? Очищение, избавление себя от внутренних страхов, разных тревожных состояний?

Нет, там другая история. История о человеке, который начинает изменять мир на свое усмотрение.  

А «Телефон»?

«Телефон» - это как раз история про человека, который не очистился. В моем спектакле две темы:  очищения и (застревания) неочищения. И последствия того и другого состояния. В «Телефоне» человек борется с какими-то ненужными препятствиями, которые он почему-то сам для себя определил, как препятствия. Для композиции спектакля она нужна еще, чтобы зритель посмеялся, снял напряжение. Сам Чуковский не любил разговаривать по телефону, возможно, поэтому и написал свои шутливые наблюдения о новом устройстве связи.

Первые свои знаменитые сказки, не считая малоизвестного «Крокодила», Чуковский написал, будучи уже достаточно зрелым писателем, «Тараканище» – в 39 лет, «Мойдодыра» – в  41, «Федорино горе»  в 1926, когда ему исполнилось 44 года.  С тех прошло больше 90 лет, как вы считаете, сегодня они интересны современным детям?

Конечно! В этих сказках прекрасный фон, атмосфера (ещё ритм и структура). Спектакль «Сказки Чуковского» о том, как у человека внутри проходят творческие процессы.

У молодого человека, дошкольника или тут неважен возраст? Персонажу в спектакле сколько лет?

В спектакле я не вскрываю каких-то личных биографических вещей, связанных с  Чуковским. Если делать  биографический контекст шире, тогда сразу теряется адресность спектакля. Процесс творчества у всех одинаковый, в том смысле, что сначала к тебе приходит какая-то идея, она начинает внутри тебя вариться, а потом, (взаимодействуя с реальностью) ты выдаешь некий результат.

Значит, это и происходит на сцене в «Сказках Чуковского» –  динамичное воплощение, развитие творческой идеи на глазах зрителей. То есть не просто рассказали четыре сказки вперемежку, а как рождается творческая идея, связанная с очищением с внутренним и внешним?

Отчасти да, в спектакле есть этот процесс. Он не показывается  напрямую, а берется как прием. То есть дается одна (творческая точка процесса) точка творческая, вторая точка, третья точка, фрагменты одного целого, а дается вот так фрагментами потому, что все эти творческие процессы происходят одновременно.

А дети поймут эту идею режиссера, сами разберутся в ней? Что важно будет для зрителей на спектакле?

 

Спектакль «Сказки Чуковского» – это по большому счету  эмоциональный аттракцион. В нем может быть месседж, а может быть и нет. Он может быть спрятан, а может быть на поверхности. Для зрителей важно эту историю почувствовать, пережить, как событие.

А важно, чтобы дети уже знали, прочли эти сказки? Вы как режиссер советуете родителям перед спектаклем познакомить детей со сказками Чуковского, чтобы дети знали их сюжеты?

Тут так, если ты знаешь текст -  у тебя одни ощущения, не знаешь – будут другие.  По большому счету без разницы.

Музыкальная тема в спектакле довольно взрослая, там и рэп, и чистый вокал, и джазовые импровизации, и фолк, очень много разных музыкальных стилей и направлений. Это тоже часть эмоционального аттракциона? Почему вы решили сделать спектакль музыкальным, а не просто текстовым?

«Сказки Чуковского» – визуально-музыкальный спектакль. Он так и задумывался.  Тексты Чуковского сами создают мелодию. С этой мелодией можно поиграть, можно выстроить еще какой-то музыкальный смысл, атмосферу, эмоциональный ряд. Текст в музыке раскрывается иначе. Насчет взрослости музыкальной темы. Вспомните мультфильм «Бременские музыканты», там тоже музыка не сказать, чтобы очень  детская, а дети поют, любят песни из этого мультфильма. Или мультфильм «Летучий корабль», тоже самое: недетские песни детям слушать интересно.  Я не думаю, что есть какая-то специальная детская музыка.  Есть просто хорошая музыка! Так получилось, что в моем детстве был «Pink Floyd», «Led Zeppelin», другие группы, мой отец занимался музыкой. Я сейчас понимаю, что это было круто, что в детстве моем была такая музыка. Есть хорошая музыка, а есть нехорошая. Когда мы с композитором Анной Булгаковой придумывали музыку к спектаклю, мы старались, чтобы музыка была качественной, чтобы сначала она нравилась нам самим.

Ваш спектакль «Сказки Чуковского» получился мозаичный, с быстрой сменой планов, отрывков из сказок Чуковского. Какой вы вкладывали в это смысл?

Да спектакль такой вот фрагментарный, его структура вполне понята. Большинство детей «сидят» на  YouTubе-каналах  и смотрят постоянно в нарезку огромное количество мультфильмов.  Они их миксуют, перетасовывают. Сначала они смотрят мультфильм про одного персонажа, потом про второго, потом  про третьего, поэтому структура моего спектакля продиктована  этим ютуб форматом.

Вы считает себя режиссером кукольником?

Я  просто режиссер, человек, который организовывает пространство; время в этом пространстве, атмосферу. Это могут быть и куклы, и объекты, и проекции, люди, автомобили, что угодно.

Традиционные вопросы: что вы скажите о нашем городе?

Мне понравилась Вятка – очень зеленый город. Я первый раз был летом, город весь такой невысокий, в зелени, уютный город. Когда мы с художником приехали в Вятку, то думали, вот у нас такая ломаная структура в спектакле, сейчас худсовет в театр кукол зарежет идею, а когда мы прошлись по городу и увидели, что  ансамбль архитектурный суперэклетичный, то поняли, что со спектаклем все будет хорошо. Так и получилось.

Что пожелаете нашим зрителям?

Смотреть, слушать больше всего разного! Открывать для себя новое, необычное. Чем больше нового и необычного будет входить, тем лучше.

Об Александре Хромове

Актер, режиссер, художник, педагог. Основатель Театральной группы и лаборатории «MetaZero». Выпускник СПбГАТИ (мастерская Н. П. Наумова) по специальности «режиссер театра кукол». По окончании Академии работал актером, режиссером и художником в Кемеровском областном театре кукол, где набирался опыта в работе над подстановками спектаклей для детей.

По возвращении в Петербург основал Театральную группу и лабораторию «MetaZero» (2015 г.). Первый перформанс под названием «Дискурс. Пушкин», созданный в Мастерской Аникушина для «Ночи музеев», определил дальнейшую деятельность группы как исследование коммуникации между людьми.

Сотрудничал с Русским инженерным театром «АХЕ», театром «ЦЕХЪ», лабораторией бэби-театра «БэбиАтелье» в качестве режиссера и куратора проекта «MZ». Принимает активное участие в фестивалях и режиссерских лабораториях.

Спектакли:

«Снежная Королева» — 2012, Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара

«Красная Шапочка» — 2013, Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара

«Дискурс. Пушкин» — 2015, «MetaZero»

«Трогательная история» — 2015, «MetaZero»

«Пространство звука» (совместно с группой NUNA) — 2016, «MetaZero»

«Коммуникации №1» (перформанс) — 2016, «MetaZero»

«Жизнь вещей» — 2016, «МZ»

«Чуковский марафон» — 2017, «МZ»

«Солнцеворот» (перформанс) — 2016, Инженерный театр «АХЕ»

«Круглый год» — 2016, Красноярский краевой театр кукол

«Сказки Чуковского» – 2019, Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

                                                                                                                                                                                                                  Беседу записал  Андрей Антонов


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499