Кукольный театр: время перемен


 

В Кирове завершился фестиваль-лаборатория «Новый театр для детей», проведенный Кировским кукольным театром им. Афанасьева и московским творческим объединением «КультПроект». За пять дней были показаны десять уникальных спектаклей, среди которых немало лауреатов российских и зарубежных фестивалей.

«Новый театр» – это коллекция российских спектаклей, на которых взрослым не менее интересно, чем детям. В программу фестиваля вошли и «атмосферный» спектакль «Очень хрупкий» московского «Театриума на Серпуховке», и спектакль «О рыцарях и принцессах» театра «Желтое окошко» из города Мариинска, кукольный вестерн «Братец Лис и братец Кролик» из Пензы, «кулинарный» спектакль «Времена» «Театра вкуса» (1г. Москва) и другие. За пять фестивальных дней кировская публика получила возможность увидеть театр нового времени, основанный на диалоге актеров и зрителей. В некоторых постановках не было ни кукол, ни декораций, но это ничуть не смазало впечатлений.

В спектакле «О рыцарях и принцессах» речь шла о том, кто главнее, кто будет первым всегда и во всем. Рыцарь и принцесса объявили друг другу войну, в результате которой им предстояло выяснить, кто и под чью дудку плясать будет. Но право вынести вердикт отдали зрителям, так что исход каждого спектакля всегда неожиданный.

В спектакле «Времена» через игру света, рук и с помощью продуктов – муки, зерна, круп и пр. – под музыку Вивальди говорилось о любви к родным и близким, о быстротечности жизни и необходимости ценить каждое мгновение.

В спектакле «Малыш и К» герой Астрид Линдгрен предстал не толстым коротышкой, а элегантным мужчиной, молодым и обаятельным, действительно в самом расцвете лет и сил. «Новый Карлсон» был решителен, нагл и никого не боялся. А сам спектакль утверждал, что детям нужны сильные и всемогущие взрослые. Но и взрослым нужны дети, которые в них верят, которые им безгранично доверяют и стремятся подражать.

«Чук & Гек» создан в жанре клоунады и театральной эксцентрики с элементами кукольного театра и видеоинсталляций. Гайдаровскую повесть петербургский театр изложил по-своему. Спектакль стал детской игрой с воображаемыми предметами, которые превращались то в паровоз, то в печь, то в сугроб, то в медведя, то в льдину. А Чук и Гек мчались в оленьей упряжке по снежным полям и темным лесам, дрожали от страха, заслышав вой волков, спускались с гор на лыжах, пока наконец не услышали бой московских курантов, возвещающих о наступлении Нового года.

«Историю одного чуда» представило «Творческое объединение 9» и театр «Практика» из Москвы. Действие состояло из хронологического чтения отрывков так называемого Четвероевангелия, повествующих о рождественских событиях. А завершился спектакль апостольским гимном любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится,… никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Из двадцати с лишним сказок о «Братце Лисе и братце Кролике» Джоэля Харриса пензенский режиссер Владимир Бирюков выбрал три, соединив их в одну остроумную и поучительную историю. Повозка и лошадь, резво пересекая материки, привезла техасских ковбоев на сцену Кировского театра кукол. Они и рассказали детям сказку о братцах Лисе и Кролике, замечательно играя и в «живом плане» и великолепно владея техникой кукловождения, так, что зрителям казалось будто куклы сами собой двигаются.

Удивил спектакль «Даша и людоед». Это была совсем не страшная история из жизни школьницы Даши и людоеда Петра Ильича, который не ест людей, но постоянно вмешивается в их дела, поступки, решения. Тем не менее и с людоедами, как показывает спектакль, можно бороться, с помощью доброты и справедливости – они перед ними бессильны.

«Страшную месть» Гоголя исполнили московские артисты Александр Стефанцов и Илья Барабанов. На сцене не было кукол и декораций. Были только два стула, превращающиеся в разные предметы и вещи. А актеры пересказывали содержание повести так увлекательно и непринужденно, словно сочиняли историю на ходу. Сторителлингу – искусству рассказывать истории, в котором есть немного театра, немного сказительства – артисты обучались у датского виртуоза Йеспера Андерсена. И, кажется, превзошли учителя.

Кроме спектаклей в фестивальные дни работала школа драматургии «Первый акт» для подростков. Практические и теоретические уроки им давали драматурги Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская. Школьники получили возможность проследить весь путь рождения спектакля – от замысла пьесы до ее воплощения, писали свои пьесы и получили компетентное мнение о своем творчестве.

В день закрытия фестиваля заместитель главы департамента культуры Анна Шакина выразила признательность творческому объединению «КультПроект» за осуществление в Кирове «прекрасного, доброго» проекта «Новый театр для детей». Это был уже второй фестиваль за последние три года в кировских «куклах», который продемонстрировал удивительные возможности театра, его актуальность и востребованность у зрителей разных возрастов.


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499