ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, «ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ»!


Фестивальный праздник «Петрушка Великий» начался 10 сентября и завершится 14. На четыре дня Екатеринбург стал центром творческих сил кукольников России и зарубежья.  «Петрушка Великий» – это и серьезный конкурс, и художественная лаборатория, и площадка для профессиональной дискуссии.  За все время существования фестиваля в нем приняли участие более ста коллективов с пяти континентов мира. Среди членов жюри прославленные мастера-кукольники и ведущие театральные критики, которые своим выбором очень часто предвосхищают результаты Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Неоднократно российские лауреаты «Петрушки Великого» впоследствии становились номинантами или обладателями высшей театральной награды страны. Большой театральный фестиваль всегда дает возможность услышать прекрасное разноголосье творцов, каждый из которых в конечном счете всегда рассказывает историю о человеке в любви или в трагическом переходе.

Режиссер-постановщик спектакля «Гоголь. СПб» Александр Янушкевич постарался, чтобы персонажи «Невского проспекта» и сегодня были для нас живыми и современными, без всякого исторического нафталина и подпорок, поэтому не удивительно, что спектакль получил на фестивале немало восторженных реплик и интересных отзывов коллег из столичных и региональных театров.  Экспертный совет и гости фестиваля принял спектакль тепло, на поклоне долго аплодировали и не отпускали актеров.

Мария Зырянова (завлит, Екатеринбургский театр кукол)

– После показа «Планета Эдем» тему богооставленности продолжил Кировский театр кукол им. Афанасьева «Гоголь. СПб» - постановка режиссера Александра Янушкевича и художника Людмилы Скитович, погружающая зрителей в болезненные, пугающие, удушающие миры. В основе авторского высказывания лежат «Петербургские повести» и жизнь самого Николая Васильевича (человека с черным каре; человека нервного; человека, боящегося женщин; человека, сжигающего свои творения; человека, воюющего с Дьяволом и самим собой). В спектакле очень мало воздуха: Янушкевич не дает, да и не хочет давать зрителю возможности для выдоха. «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» кружатся в демоническом хороводе и путают, сбивают с толку, мучают в первую очередь, конечно, своего автора-прародителя. Мир Гоголя-Янушкевича-Скитович оставлен Богом и полностью отдан в руки лукаво игривой дьявольской силе. Игра эта очень азартна, но победить в ней не представляется возможным. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Елена Колмогорова (завлит,  Ханты-Мансийский театр кукол)

– Гоголь давно перестал быть для нас только автором литературных произведений. Писатель прочно вошёл в народную мифологию: про него рассказывают анекдоты (привет Хармсу), называют его именем театры и рестораны, расследуют на НТВ тайну смерти. А ещё плащ-крылатка, неудачи с женщинами, длинный нос, горящие рукописи, Петербург. О последнем (да и обо всём остальном) пойдёт речь в спектакле белоруса Янушкевича, основанном на “Петербургских повестях” писателя. “Гоголь. СПб” - это интеллектуально-культурный ребус для тех, кто в теме. После довольно традиционного начала, где силуэт с каре пишет неровным почерком на экране строки, появляется Гоголь II - двойник героя - с которым они, как конструктор, собирают Петербург из домов-коробок и то ли людей, то ли памятников странных форм. Дальше начинает твориться совершенно невообразимое. Гоголь, беременный идеями своих произведений, сыпет на нас один за одним перетекающие обрывочные сюжеты - “Невский проспект”, “Портрет”, “Нос”, “Шинель”.

В спектакле нет планшеток или марионеток, куклы и сценография Людмилы Скитович стремятся к геометрической простоте: люди-треугольники, дома-прямоугольники, линии, рамы. Цветовая гамма чёрно-белая с оттенками серого.

В спектакле нет живых образов - картонные, плоские персонажи, манекены - игрушки в руках Гоголя I и Гоголя II. Весь мир - бутафория. Женщины, которые не дают любви, творчество, где недостижим идеал, общество, внутри которого пустота.

Актёры - два Гоголя и два женских персонажа - работают спокойно и отстранённо, в унисон с созданным миром. Они не задевают наших чувств и эмоций, нам никого не жалко в этом мире, не за кого переживать. Создатели намеренно уходят от эмоциональной сферы в сферу рационального и надличностного.

Режиссёр широкими мазками рисует образы и сложносочинённые метафоры. Вот питерская моль, пожирающая шинель Башмачкина, а потом и его самого. Вот эротические конусообразные женские фигуры, у которых на причинных местах прорези для монет. Вот картина Александра Иванова “Явление Христа народу”, явившаяся герою “Портрета” как откровение. Вот фаллический образ носа, отсечение которого равно лишению мужского достоинства.

В постановке переплетены и жизнь самого Гоголя, и герои его произведений, и Петербург, у которого есть своё мнение на происходящее, и огромный массив интертекста, культурных отсылок и ассоциаций. Этот ребус можно разгадывать бесконечно. “О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется” - завершает повествование Гоголь I. Да мы не только Невскому проспекту, мы глазам своим не верим все 1,5 часа спектакля. Перед нами большое высказывание, которое раскроется, к сожалению, далеко не всем.

Уже после завершения   "Петрушки Великого"  Елена Колмогорова написала, что у ней на фестивале были свои фавориты, в том числе спектакль Кировского театра кукол "Гоголь. СПб". Она выделила  его  среди других   "За метафоры, взрывающие мозг, и выразительность формы".  

Х Международный фестиваль «Петрушка Великий» завершился. А наша жизнь в Кировском театре продолжается. 

До скорой встречи, дорогие зрители!

 

 

 


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499