АТМОСФЕРА. ФАНТАЗИЯ. ЦЕЛЬНОСТЬ.


С 30 января по 7 февраля в Кировском театре кукол им. А.Н. Афанасьева проходила лаборатория молодых режиссёров театра кукол «Жизнь замечательных людей». В рамках лаборатории молодыми режиссёрами, студентами 4 курса РГИСИ, мастерской Руслана Кудашова, были поставлены эскизные постановки об известных людях Вятского края – Петре Ильиче Чайковском, Фёдоре Ивановиче Шаляпине и Иване Ивановиче Шишкине. 

Руководитель лаборатории – режиссёр, актёр и преподаватель РГИСИ Денис Казачук. Он известен кировским зрителям по нескольким своим спектаклям в театре кукол имени А.Н. Афанасьева.

На показе эскизных спектаклей присутствовала министр культуры Кировской области Татьяна Мазур. Первый опыт работы молодых режиссёров на профессиональной площадке она оценила положительно.

В обсуждении эскизов принял участие театральный критик, член жюри национальной премии-фестиваля «Золотая маска» Нияз Игламов.

Зрители активно участвовали в голосовании по всем трём постановкам. 

Главный режиссёр театра кукол Наталия Красильникова тепло поблагодарила создателей эскизных постановок, всех участников и гостей лаборатории «Жизнь замечательных людей». 

«Чайковский. Болезнь куклы»

Режиссёр-постановщик: Ирина Криворукова 

Литературной основой для спектакля послужила известная книга Н. Берберовой «Чайковский». Книга создаёт противоречивый портрет человека гениального, страдающего и торжествующего в своей музыке над обыденностью. Эскизная постановка «Чайковский. Болезнь куклы», следуя книжному замыслу, через пластику и символы убедительно показывает и страдания, и победу прекрасной музыки над тяготами жизни и поворотами судьбы. 

Вся сцена была затянута в белое. Светлые цвета доминировали во всём, что отвечало режиссёрской идее показать нежность и хрупкость человека в мире. 

Ирина Криворукова:

«Готовясь к спектаклю, я читала как Чайковский плакал, когда после зимы всходили подснежники, поэтому в сценографии я решила использовать много белых и светлых оттенков». 

Эскиз начинается с детских лет Петра Чайковского и завершается годами его музыкальной славы. Многих зрителей удивило, что кукла Чайковского в сценах детства и юности была представлена в классическом образе композитора — с бородкой и в костюме, каким мы его помним на прижизненных портретах. Такой флешбек внешнего образа входит в замысел режиссёра. Он показывает, что уже в самые юные годы любой творческий человек носит в себе зачатки будущих культурных достижений, что они буквально преобразуются в детских чертах. 

Путь к самому себе, к полноценному раскрытию своего таланта никогда не бывает простым. Это чаша не миновала и юного Петра, когда он по настоянию родных был вынужден учиться в Петербургском училище правоведения, а затем служить в Министерстве юстиции. Музыка рвалась из его сердца и не находила выхода среди министерских бумаг. Душа Чайковского закрывалась. В спектакле это было показано символично: кукла Чайковского прячется в большую коробку и закрывает над собой крышку. Конец музыке, темнота и тишина. Получилось хоть и привычно, узнаваемо по использованному приему, но тревога и драматичность сцены остались.

Кукла в коробке производит тяжелое впечатление, кажется, что это уже навсегда, что ей никогда самостоятельно не выбраться. И это в театре кукол действительно так, ибо актеры, работающие с куклой, уходят. Самой кукле из коробки выйти невозможно. Нужен толчок извне, необходимы любящие и надёжные руки, которые смогут освободить героя. 

В этот момент над коробкой появляется светлый мотылёк, слабый и простодушный призыв, некий отзвук большой мечты, который жив в сердце Чайковского. Мечта набирает силу, свет в зале мигает, и мотылек превращается на сцене в девушку-балерину. Она достает из коробки куклу Чайковского, прижимает её к сердцу и красиво двигаясь, напоминая балетными движениями куклу, начинает танцевать. Чайковский пробуждается, музыка сильно звучит в нём, он находит в себе силы и начинает творить одно бессмертное произведение за другим. Симфонии его гремят по миру, светлый мотылёк кружится по белоснежной сцене, как подснежник, сорванный сильным порывом ветра.

Чайковский играет на воображаемом рояле. Мы, зрители, закрываем глаза и слушаем. В рояле у Чайковского нет необходимости. Весь мир стал для него инструментом для музыки. Он играет, и мир звучит, откликается на каждое прикосновение к клавишам. Звучат облака, деревья, дома, реки, звёзды и мотыльки. Звучит и сам эскизный спектакль «Чайковский. Болезнь куклы». Да, каждый человек – хрупкий от природы, но музыка никогда не убивает и делает нас сильнее. Стоит запомнить: красивые души не умирают. 

Театральный критик Нияз Игламов:

«Важно избегать иллюстративности. Втиснуть в получасовой спектакль человеческую жизнь невозможно, поэтому главное достоинство эскиза о Чайковском – выход на эстетическое совершенство и попытка разбудить зрительские ассоциации». 

Результат зрительского голосования: понравилось - 50%, доработать- 50%.

Роли исполняли:

Ульяна Синицына, Павел Стволов, Сергей Трусов, Мария Ерхо (учебный театр «Кактус») и Марианна Узун (театр драмы).

 

«Концерт-посвящение удивительной и невероятной жизни великого и неподражаемого Фёдора Ивановича Шаляпина» 

Режиссёр-постановщик: Владислав Тутак 

Основанием для эскиза стали главы из автобиографической книги Шаляпина «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах», но талантливая, точная и яркая в деталях шаляпинская проза скорей подтолкнула, окрылила фантазию режиссёра, чем направила его замысел в линейное повествование. 

Впечатление зрителей от первой сцены осталось самым верным. Она, как и весь эскиз, показала мощь вятского таланта, колоссальный масштаб человека и артиста. Особенно это акцентировала пустая сцена, над которой пятиметровой горой завис Шаляпин в чёрном концерном костюме. И твёрдо встал на громадные башмаки. И запел как родной, и развёл большие руки в стороны, словно обнимая своих слушателей, весь мир, все исторические эпохи и континенты. 

Эскиз «Концерт-посвящение» состоял из эпизодов, раскрывающих периоды творческой жизни великого певца. Для каждого эпизода режиссёр нашёл свою стилистику, свой художественный приём, например, в третьем эпизоде народный хор в виде нарисованных на фанерном листе голов с открывающимися ртами сопровождал исполнение песни «Духовной жаждою томим». 

В четвёртом эпизоде, когда Фёдор Иванович уже вырос, приосанился и воспарил над сценой, пианист поднялся на высокую лестницу, чтобы аккомпанировать певцу на огромном рояле, изображенном на картоне.

Были в эскизной постановке эпизоды из жизни Шаляпина в Америке! Как же он тосковал по Родине, по её светлоликим берёзкам! Сценографически шаляпинская печаль-кручина была решена как медленное падение куклы певца под плачь и вздохи русской женщины, ободряющей уставшего от чужбины народного гения.

Продолговатые берёзки на сцене тоже были. Они белели, как победные штандарты, как светлые знамёна России. И не видно было, где кончаются берёзовые стволы, казалось, они упираются прямо в небеса. А может, и ещё дальше, там, где слава, безграничное творчество и вечность.

Поразило зрителей и завершение спектакля, когда бесконечно родной и любимый Фёдор Иванович в образе гигантской куклы не просто поднялся над сценой, а воспарил с громоподобным пением, размахивая руками, как волшебная птица. Он словно возносился навстречу своей будущей бессмертной славе.

Заслуженные артистки России — Надежда Стрижак, Надежда Мазик и Галина Сарафанникова — с блеском показали живым планом своё актёрское мастерство. 

Театральный критик Нияз Игламов:

«Спасибо режиссёру за азарт в эскизе. В нём была высечена энергия. Она очищает актёров от бронзовелости, однотипности актёрских высказываний. Эскиз соответствует духу режиссёрских лабораторий, а я их видел немало. Важно, что между режиссёром Владиславом Тутаком и актрисами установились доверительные отношения. Это чувствуется сразу. Для меня эскиз обозначен словами – Ложь и Истина, Глубина и Пустота. В чем выразился дух Шаляпина в эскизе? В нетривиальной предметной среде, в фактуре. Режиссёр создал своего авторского Шаляпина. Такой авторский Шаляпин мне нравится. У режиссёра хорошая фантазия. На протяжении всего эскиза мы видим рост человеческой личности. Этот эскиз — одна из любопытных работ в театре кукол, которые я видел в последнее время. Я бы пришёл с детьми на такой спектакль».

Результат зрительского голосования: понравилось - 66%, доработать - 34%

Роли исполняли:

Заслуженная актриса России Галина Сарафанникова, заслуженная актриса России Надежда Мазик, заслуженная актриса России Надежда Стрижак и Николай Быков. 

 

«Лесной богатырь. История о Ване Шишкине»

Режиссёр-постановщик: Ксения Павлова 

Об уроженце Вятки, художнике Иване Шишкине писали многие исследователи его творчества, поэтому у режиссёра-постановщика недостатка в литературных источниках при работе над эскизом не было. 

Сценографически, из всех трёх эскизных постановок, эскиз о Шишкине получился самым цельным в рамках лаборатории «Жизнь замечательных людей». 

Локаций было всего две: Русский Лес и город Санкт-Петербург. Ксения Павлова, как и другие молодые режиссёры, сама придумала художественное оформление для спектакля. Зрители оценили приём, когда солнечные стволы сосен, выполненные на сцене белыми полотнами ткани, в другой городской сцене становятся колоннами здания Императорской Академии художеств. И наоборот, когда почти мгновенно с помощью световой партитуры, классические колонны превращаются в сосновые стволы. 

Созерцательность эскиза была одной из его сильных сторон. Вспоминаются слова Клода Моне: «Я наполняю сердце тишиной — в ней скрыто множество цветов». И белый солнечный цвет, по всей видимости, был для Ивана Шишкина самым любимым цветом жизни.

Эти быстрые перемещения Шишкина из леса в столицу, из города в лесные чащи тоже сами по себе символичны. Жизнь художника проходила на стыке двух миров, двух цивилизаций: сельско-патриархальной и промышленно-городской, но если во второй он присутствовал вынужденно (учёба, заказы, преподавание в академии), то в натуре Шишкин растворялся счастливо и безгранично. Он писал о себе: «Я люблю жизнь природы во всех её проявлениях!» 

Ксения Павлова удачно выделила этот момент, обложив пиджак художника кусками сосновой коры, показывая, что он буквально врастал в русский лес, сам становился частью пейзажа. Поэтому совершенно логично, что холстом для картины в эскизе становится огромный срез дерева, годовое кольцо сосны, на котором художник создаёт свои произведения. 

Времена года совершают поворот, вращается гончарный круг жизни, катится колесо судьбы, закрепленное на лесной оси. Что-то есть в этом во всем стихийно-первобытное, отражение мощных природных стихий, бурливших в художнике. И совершенно веришь, когда видишь, как в одной из сцен спектакля Шишкин общается с медвежатами, словно с маленькими друзьями, а те заползают к нему на холст-годовой круг, забавно ворчат. Никто никого не боится, ибо в лес пришёл не человек с ружьём, а художник с кисточкой. Полная гармония с лесом, с природой, с самим собой. Этот режиссёрский посыл прочитывается в эскизе. 

Шишкин говорит о себе: «Я сорок лет пишу пейзажи. И всё замечаю, знаю, как движется татарская телега по ухабам, как ворона скачет по полю, как крестьянин идёт». Эту зоркость художественного зрения отмечают и его современники: «Во всех своих картинах он является удивительным знатоком растительных форм. Изображает ли он дубы или берёзы, они принимают у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях, равно и сама местность под деревьями — камни, песок или глина». 

Хорошо, что и эскизная постановка в деталях воспроизводит «правдивые формы» лесной жизни на сцене, не увлекаясь предметной абстракцией. 

Ксения Павлова:

«Я пыталась найти образ леса и образ Шишкина, чтобы через предметный мир, художественную фактуру передать ощущение, атмосферу леса. Для меня спектакль «Лесной богатырь. История о Ване Шишкине» о том, что жизнь стоит посвятить тому, что ты по-настоящему любишь». 

Ближе к финалу спектакля сцена игры художника в прятки с родными, друзьями, с мишками, деревьями, лесом, а по сути со всем миром, впечатлила многих зрителей.

Шишкин играет в прятки, он водит, ищет в лесу ли, в столице, не важно где, он всех найдет, всех нарисует, всех запечатлеет для будущего. И прежде всего, конечно, он найдёт себя в искусстве, свой творческий путь на земле, начавшийся для него в Елабуге Вятской губернии. Катится колесо судьбы художника в светлую даль. Сцена получилась очень светлая, но как признались некоторые зрители на обсуждении, именно тут сами собой на глазах появились слёзы. 

Театральный критик Нияз Игламов:

«В спектакле Шишкин получился похож на друида. В эскизе недостаёт драматургического начала, но зато есть хорошая медитативность, масса отлично придуманных штук, атмосфера. Чтобы сегодня художник Шишкин стал интересен детям, нужно развить в спектакле тему гармонии с природой, сродства человека с ней. Это очень важная экологическая тема на фоне горящих лесов Сибири и Австралии. За этот год сгорело 10% легких планеты. Эскиз получился наиболее цельный». 

Результат зрительского голосования: понравилось - 87,5%, доработать - 12,5%

Роли исполняли:

Михаил Николаев, Лилия Николаева, Дмитрий Троицкий, Снежана Белозёрова. 

 

Итоги

За восемь дней лаборатории молодыми режиссёрами, актерами, мастерскими театра кукол была проделана большая работа, не всё получилось сделать, как было задумано, не все возможности воплотились на сцене, были и ошибки, и недочёты, но многое из задуманного получилось. А главное – лаборатория всех объединила, укрепила дух командной работы. 

В нашем живом театральном деле это, пожалуй, самое важное, ибо даёт перспективу для создания будущих спектаклей, в том числе и по эскизам лаборатории «Жизнь замечательных людей». 

 

                                                                                                                                                                                                          Андрей Антонов


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499