СКОРО! ФЕСТИВАЛЬ «ЛЕТНИЕ ВЕЧЕРА В ТЕАТРЕ КУКОЛ. ЛИСТАЯ КЛАССИКУ»


Новости > 05 июля 2018

Что делать культурному человеку летними вечерами в Кирове?  Привольно отдыхать на природе из-за НЕПРЕДСКАЗУЕМОЙ погоды как-то не получается, рестораны и кафе, в буквальном смысле, приелись, драма и ТЮЗ закрыты, музеи тоже не особо напрягаются, да, засада. Можно, конечно, интересную книжку дома почитать, но – летний вечер располагает к общению и удивлениям, а тут, а тут - один в кресле...

Но что не сделаешь ради наших, дорогих зрителей? Все! Даже летний фестиваль на самую серьезную тему «Листая классику».

Да, друзья, вот на такой умный, книжный, по произведениям зарубежной и отечественной классике, мы и приглашаем жителей и гостей города Кирова  на фестиваль «Летние вечера в театр кукол. Листая классику»!

С 10 по 15 июля зрители увидят пять классических историй о любви и предательстве, о поисках себя среди холодных сокровищ, о счастье и разочаровании, о мужицком терпении, генеральском счастье и английском великодушии. 

Каждый спектакль, показанный на фестивале, добавит новую грань к жизненному опыту, раздвинет границы восприятия, новыми красками обогатит сердце.

Театр кукол — это не только для детей. Границы театра размыкаются. Сегодня возникает совершенно другая эстетика, и хорошо ее прочувствовать, проверить свой душевный мир на современность.  Искусство ведь, в том числе и театра кукол, не только для удовольствия и развлечений, но, чтобы и себя узнать получше, подумать с классиками о серьезном неспешно и обстоятельно.   Вот обо всем этом, современном, непростом и прекрасном, и будет театральный июльский фестиваль.

Однако замечательные спектакли это еще не весь фестивальный праздник. К каждому спектаклю мы придумали совершенно особое художественное вступление, идеальную театральную преамбулу.  Что это такое? Тут уместна небольшая интрига, но уверяем вас, разочарованных не будет. Поэтому просим всех, кто решит присоединиться к великим классикам, кто хочет порадоваться прекрасному и вечному, пусть приходит в театр кукол за полчаса (20-30 минут) до спектакля. И незабываем взять с собой фотоаппарат или воздушный шар: улет будет!

А сейчас немного слов о двух ближайших спектаклях фестиваля.

10 июля в 18.00,  «Холодное сердце» В. Гауф 

Спектакль «Холодное сердце» – это масштабность; масштабность всего – двух полноценных действий по хронометражу; великолепной и сложной сценографии, заполнившей все пространство действия от авансцены до задника, от объемных и больших планшетных кукол до музыки. Но эта масштабность идет не от желания поразить зрителей грандиозностью и сложностью постановки, а от сути совершающегося на сцене: обмена живого человеческого сердца на холодный звон золотых монет.

Впечатляют все мизансцены как основные, так и переходные. Ясно: режиссёр Наталья Пахомова умеет мыслить пластичными образами и показывать замысел своей постановки через совместные движения кукол и артистов «живого плана». Она ведет зрителя по всем действиям, как опытный партнер в танце, крепко держит его внимание, подводя к такому напряжению в финале, что когда в зале загорается свет, и актеры выходят на поклон, то ты понимаешь, только так и рождаются такие незабываемые спектакли как «Холодное сердце».

Художник-постановщик Роман Вильчик тоже преподнес зрителям немало интересных сюрпризов. Художественный минимализм декораций очаровывает с первых минут. Роман Вильчик оформил сценическое пространство как пересечение мощной горизонтали – двух плотов на авансцене – и хрупкой вертикали, представленной в виде множества тонких лестниц. Этот перекрестный символ не вызывает двух прочтений: горизонтальная, обыденно-размеренная жизнь, хоть и раскачивает человека, но она проста и надежна. А вертикаль, устремлённая к небу, рискованна и опасна. У человека есть выбор, но на каждом пути есть свои «подводные камни» и «хрупкие перекладины». Но «горизонталь» и «вертикаль» не статичны, плоты раскачиваются, поднимаясь то вверх, то вниз так, что плотогонам с огромными баграми, прыгающим с одного плота на другой, приходится порой проявлять чудеса балансировки. А ненадежные на вид лестницы в какой-то момент спектакля вдруг опускаются на плоты в клубах красного дыма почти горизонтально, как бы соединяя «верх и низ» жизни, стирая между ними границу; точно показывая, что твоя лестница «наверх», может быть, давным-давно ведет тебя только на личный «маленький плот», оторванный от высоких целей и идеалов. Надо оглянуться, увидеть жизнь с высоты, почувствовать, как легко бьётся твое сердце, чтобы не оказаться глупой жертвой самообмана.

Но, конечно, художественный минимализм не единственная особенность «Холодного сердца».  Удивляют и завораживают куклы! Одиннадцать планшетных кукол почти в человеческий рост, с отлично проработанными лицами, с оригинальными прическами, в настоящей одежде и обуви; куклы ходят по сцене, кувыркаются, прыгают, весело танцуют, карабкаются по лестницам, играют в карты, смеются, путешествуют, считают деньги, развешивают белье, женятся, свистят и поют песни – это целый мир, волшебство театра кукол.

Безусловно, главным фаворитом в мире «Холодного сердца» стала кукла Михеля Голландца -  огромная, почти два с половиной метра, в костюме бизнесмена, с печальными глазами опытного искусителя и по-голландски с высоко закрученными усами, она произвела на зрителей неизгладимое впечатление. Чтобы кукла ожила и двигалась естественно, понадобились серьезные усилия трех, и иногда четырех артистов-кукловодов. Через мощь образа Главного Плотогона художнику-постановщику Роману Вильчику удалось ярко показать силу денег и власти над человеком. А вот Стеклянного Человечка, который помог Петеру Мунку победить скупщика сердец, художник, напротив, показал в образе милого старичка в зеленых очках волшебника изумрудного города. Режиссер усилила этот образ, придав речи Стеклянного Человечка сварливости, а поведению – забавной нервозности, чтобы юные зрители сами разобрались в многозначности образа и поняли - в этом смешном человечке заключается подлинная сила добра, несмотря на его вздорный характер и стариковские причуды.  

Михель Голландец – злодей, но не примитивный.  У него есть своя философия, почему без сердца, этого беспокойного зайчика, человеку на свете жить легче и вольготней! Показывая Петеру Мунку в одной из сцен банки с проданными сердцами, Михель говорит, как печатает золотые монеты: «Видишь, ни одно из этих сердец не сжимается больше ни от страха, ни от огорчения. Их бывшие хозяева избавились раз навсегда от всяких забот, тревог, пороков сердца и прекрасно чувствуют себя, с тех пор как выселили из своей груди этого бестолкового барабанщика – сердце живое. 

В надежде найти в богатстве и уважении в обществе, которое зачастую приносят большие деньги, простое человеческое счастье, Петер Мунк поддался-таки уговорам Михеля и избавился от своего «бестолкового барабанщика» подчистую. Сцена, где у бедного угольщика, безжизненно распростертого на перекладинах лестницы, Михель Великан вынимает из груди бьющееся красное сердце, дает нервам ощутимую встряску – столько в ней цельности, жизненной истинности и художественной точности! Трудно даже представить, как долго пришлось режиссеру и артистам отрабатывать каждый жест, каждое слово, чтобы достичь такого максимального эффекта правдоподобия, происходящего на сцене! И не забывайте, что это правдоподобие было показано в куклах!

В спектакле «Холодное сердце» у зрителей будет возможность заглянуть во внутренний мир человека с «холодным сердцем», проследить его историю поражения и победы от начала до самого конца. Потерять, продать, сделать свое сердце холодным и бесчувственным, можно не только за мешок золотых гульденов. Для этого у наших современников есть множество самых не волшебных способов. Анестезия самая разнообразная: от этила и наркотиков до тотального погружения в мир онлайн-игр и виртуального общения. Душевная гибернация может наступить, когда душа так перекормлена, так напичкана информацией, масс-медийным контентом, что вызывает отвращение любая «культурная пища», любой живой разговор, требующий сердечного отклика, любое впечатление, любая попытка вытащить «замороженного» из Холодного мира Михеля Великана. «Мне скучно бес! Все утопить!» (А. Пушкин) – вот последней итог сердечной анестезии.

В спектакле, как и у Гауфа, счастливый, простодушный конец, но это не просто радужный финал типичный для сказки, а награда главному герою за горькое осознание: бессердечие, хоть в бедности, хоть в богатстве, хоть во славе и удачливости, не приносит радости и полноты жизни! Всей свой работой над спектаклем режиссер Наталья Пахомова вместе с артистами стремилась показать: счастье приходит к угольщику Петеру за преодоление соблазнов богатства и власти; за признание, что он предал лучшее в самом себе, отказался от своего горячего сердца ради презренного металла.

11 июля в 18.00 «Как один мужик двух генералов прокормил» (М. Салтыков-Щедрин)  

«Я ЗА ВАС ВОЗЬМУСЬ!» -  говорит и показывает (не кукиш)  русский мужик-учитель.

Питер! Красивые дома! Шумный рынок! Веселые служанки на каблучках, ищущие для своих генералов-домоседов «пальмовую рыбу» - так начинается спектакль «Как один мужик двух генералов накормил» Санкт-Петербургского режиссера Ярослава Осколкова.

Художник-постановщик Евгения Жердель создала на сцене незабываемый образ  северной столицы. И самих генералов Спиридона Николаевича и Тараса Ильича зрители впервые видят на историческом фоне в строгих регистратурных мундирах. Важно толкуют генералы «за жизнь!» и не подумаешь, что в скором времени они начнут друг друга щипать за бока, звать на помощь служанок и даже готовы будут с голодухи слопать собственные сапоги! Но это потом, а сейчас они светло прощаются, желают друг другу спокойной ночи и просыпаются в следующей сцене… на необитаемом острове.

Приближается остров

Остров (почти П. Лунгина)! Осмотрелись наши незадачливые герои, видят: вокруг только голая вода, да пальма посередине острова. Зови не зови на помощь, никто не услышит. Одни, совершенно одни «где-то в мире». Что делать? «Татьяна, Мария!» - привычно кличут генералы своих верных служанок. «И тут впервые зрителю отдаленно слышится тоже привычное: «Мама! Папа! Вы где? Ау!». Случайно? Оказалось, совсем нет.  Это был режиссерский ход преобразовать взрослую социальную сатиру в добрую педагогическую сказку, в которой современные дети показаны в образе малоприспособленных к жизни и ничего не умеющих «генералов», а родители изображены в виде «мужика», терпеливо учащего детей-генералов уму-разуму.

Куклы генералов - великолепны! Играя такими пластичными куклами, артисты смогли показать свое талантливое искусство кукловождения. Куклы генералов получились как настоящие: живые, пузатые, с важными физиономиями, с нежными пухлыми подошвами - хоть сейчас мундир надевай и на мировую выставку в Берлин. Генералы, дети Гугла и Яндекса, очутившись на острове без родителей, без привычного интернета, социальных сетей, мобильников, показали, как и ожидалось, изумительное знание жизни: рыба и булки растут на пальмах, тетерева плавают в море, яблоки растут в земле. 

Генеральское счастье

И вдруг – генералом привалило счастье: один их них нашел настоящую бумажную газету «Московские ведомости», а в ней и о Вятке пишут! «Интернет» появился! Наконец-то новости! Ведь как рассуждают, если нашли газету, значит цивилизация, МЧС уже рядом: «Алее, это служба 911? Мы на необитаемом острове. Спасите наши души!»

Каждая сцена в спектакле вызывает массу положительных впечатлений, но и среди них есть свои рекордсмены. Очень остроумно показан эпизод борьбы между генералами за «информационные потоки» (газеткой). Ведь как считается: «кто владеет информацией, тот и владеет миром (властью)». Но глядя на генералов, зритель понимает, что одной «информации» мало, что главное – это то, кто окажется с тобой рядом в трудной ситуации, кто поможет и защитит, накормит и напоит, кто выведет тебя к людям, на «материк». Мама, и папа – далеко не последние люди в этом деле.

А где мужик?

Но, конечно, самый яркий и совершенно неожиданный момент в спектакле – это появление мужика! Мужика предчувствуешь, ищешь его глазами, и, в конце концов, наши дети-генералы прозревают, пусть и на необитаемом острове – мужик здесь должен быть! И генеральский спаситель вдруг появляется неотвратимо, словно из ниоткуда, из своей фантастической мужицкой мощи, из педагогического царства терпения и любви.  

Всей душой приникают генералы к мужику, слушают его, учатся простым и бесхитростным правилам жизни. Ведь что такое этот остров, как символ? Это реальность без родительского «накорми-напои-одень-выучи». В этой реальности курица жареная с пальмы в рот не падает, банковская карта сама не пополняется, знания и умения автоматически не загружаются с сервера, все надо самому: и рыбу ловить на крючок, и на тетерева охотиться, и домашку самому делать, и посуду мыть, и игрушки за собой убирать. Жизнь - это «сделай сам». Именно такой подход в учении избирает мужик-педагог.

Выходим на финал

Но вот утолив голод, в генералах появляется естественная тяга к родному дому. Они топочут пухлыми ногами, требуют, чтобы мужик доставил их обратно в Петербург, «на Подьяческую», в волшебную страну ОЗ, где всегда все есть, даже, может быть, «пальмовая рыба» и «земляное яблоко». И мужик-родитель, соглашается: «Надо генералов вернуть!» Терпение – великая педагогическая сила! Вот и наш мужик, затянув богатырскую песнь, берется легко за дело и доставляет генералов в северную столицу, но совершает он это дело таким невероятным образом, что рассказать о нем совершенно невозможно. Нужно  увидеть все собственными глазами. Иначе никак.

Ждем всех на фестиваль «Летние вечера в театр кукол. Листая классику»!

 

Андрей Антонов

 


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499
Сайт разработан в Маунтин Сайт, Дизайн - Анна Кривошеева.