II фестиваль театров кукол «Вятка – Город Детства», 2014


А. Антонов

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

Солнце играло в радужных брызгах фонтана на исторической театральной площади г. Кирова в одиннадцать часов утра. Желтые, красные, зеленые, синие воздушные шарики сливались с яркой, разноцветной листвой осенних деревьев. Казалось, они тоже готовы упорхнуть в небо.  Праздник-фестиваль театров кукол "Вятка - Город Детства" наступал всем на пятки, томил радостным ожиданием. Веселое оживление охватило всех пришедших принять участие в карнавальном шествии к театру кукол имени А. Н. Афанасьева. Театры-участники фестиваля с флагами и улыбками выстроились на площади и ждали только сигнала, чтобы дружно заявить о начале нашего праздника «Вятка – Город Детства». Посреди театрализованной колонны мелькали забавные мордашки мультяшных свинок, петрушек, медведей, лисичек, красноносых клоунов, зайцев и смешариков; русские барышни, красавицы в национальных татарских костюмах приготовились украсить шествие. А во главе колонны в синих костюмах настраивался к выходу духовой оркестр музыкального колледжа. Множество солнечных зайчиков пускали в небо медные бока тромбонов, труб, валторн и туб.  

На площади перед входом в театр участников шествия  встретили Арлекин (артист В. Хлопов) и Коломбина (артистка Н. Чеблукова). Они оживленно приветствовали фестивальную колонну, разыграли  несколько веселых сценок, воодушевивших всех участников, гостей фестиваля и первых наших маленьких зрителей.   Дети из театральной студии «ЗА БА ВА» порадовали собравшихся замечательным пластичным танцем. Пришло время и официальных поздравлений с открытием фестиваля. Выступающих было немного, но они выразили самое главное о предстоящем театральном празднике.

Губернатор Кировской области Н. Ю. Белых, поприветствовав  участников и гостей фестиваля, в частности сказал:

Мне очень приятно, что фестиваль «Вятка – Город Детства» становится традиционным. Он прижился на Вятской земле. Он состоялся и положит начало новой культурной театральной традиции. Я очень надеюсь, что фестиваль будет способствовать возникновению и других новых творческих проектов. Пусть этот фестиваль станет настоящим праздником для детей и их родителей, для всех участников, пусть каждый получит по его итогам много важного и ценного для себя. Успехов вам всем, интересных замыслов и их блестящего воплощения!

Директор кировского театра кукол В. В. Баженов:

Посмотрите, какое прекрасное в небе солнце! Природа словно радуется вместе с нами, собравшимися здесь на театральный праздник! Сегодня мы открываем двери нашего театра в страну счастья и улыбок! Я искренне благодарю всех, кто принял участии в создании уже второго фестиваля театров кукол «Вятка – Город Детства!» Я верю, удача будет нам сопутствовать во все фестивальные дни!» Пусть каждый день фестиваля начинается так же легко и празднично, как сегодня.

Заместитель директора фабрики игрушек «Весна» В.В. Доротюк:

От имени фабрики «Весна» я приветствую всех  наших коллег на Вятской земле! Я не случайно сказал, что приветствую коллег, ибо мы с вами совершаем одно большое дело. Мы производим игрушки, вы – воплощаете на сцене для детей свои художественные замыслы, используя образы кукол. Вместе мы воспитываем подрастающее поколение. Поэтому наш фестиваль «Вятка – Город Детства» - это отличный способ подарить детям удивление и радость, а значит, и дать им верное жизненное направление!

После коротких официальных поздравлений Арлекин и Коломбина представили собиравшимся именитое жюри фестиваля. В него входит пять человек:

- Ольга Леонидовна Глазунова, ведущий российский театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, член экспертной комиссии Международного театрального фестиваля «Золотая маска» (г. Москва)

-  Валерий Николаевич Шадский, художественный руководитель Рязанского областного театра кукол и Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», член Международного совета Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (г. Рязань)

-  Нина Валерьевна Монова, заведующая литературной частью ГАЦТК имени С.В. Образцова, президент европейской комиссии Международного Союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный работник культуры России (г. Москва)

Смирнова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

- Анна Федоровна Некрылова, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств, театральный критик, заместитель председателя комиссии по делам кукол Союза театральных деятелей Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).

Каждого члена жюри  участники и гости фестиваля встречали искренними аплодисментами. Пришло время самой торжественного части открытия фестиваля – поднятию фестивального флага, символа нашего театрального праздника кукольников на Вятской земле. Честь поднятия флага была предоставлена губернатору Н.Ю. Белых и члену жюри О. Л. Глазуновой. Веселый желтый символ взлетел по флагштоку над площадью перед театром и весело затрепетал еще одним солнышком на чистом синем небе.  Грянул зал бумажных хлопушек - «фестиваль объявляется открытым!»

Кукол обыкновенных не бывает

В первый день на большой фестивальной сцене были представлены два спектакля: «Змей-падишах», театра кукол из Г. Набережные Челны и «Кентервильское привидение», нашего театра кукол.

Показу первому спектаклю «Змей-падишах» предшествовала яркая сценка с участием заслуженных артисток России Надежды Стрижак и Надежды Мазик, представших перед зрителями в сказочных образах Гретхен и Гензель, героев из известной сказки братьев Гримм. Они рассказали о постановках, которые зрители увидят в дни фестиваля и под дружные аплодисменты разрезали огромный, двухэтажный «торт» с подарками для участников и гостей фестиваля.

Змей – падишах, г.  Набережные Челны

(Легенда по мотивам татарского эпоса)

Сказочная история, рассказанная театром кукол из Набережных Челнов, трогает сердце своей цельностью и непосредственностью. Она небезызвестна для кировских зрителей, ибо сюжетно весьма напоминает известную сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Видимо у каждого народа есть подобная история о самоотверженности чистой юной души, способной разглядеть за темными чертами «зверя» или «водяного гада» прекрасный образ страдающего человека. Сюжетная основа сказки «Змей-падишах такова. Повелитель вод в облике черного Змея, влюбляется в девушку Зулейху и просит стать его женой. За это он обещает не предавать ее народ мучительной смерти от жажды. Зулейха соглашается, принося себя в жертву, ради народного счастья, но вскоре, видя доброе отношение к себе Змея, влюбляется в него добровольно и искренне. Чистая любовь девушки освобождает Змея от чар злой колдуньи. Он, к радости, Зулейхи (и зрителей тоже) оборачивается прекрасным принцем с благородной душой и ясным взором, а в придачу еще и с отменным материальным достатком. В конце спектакля, как и полагается по мудрой народной парадигме, принцесса Зулейха и принц (почему-то так и оставшимся безымянным, впрочем, может быть, потому, что он есть мировой архетип всех расколдованных принцев, которых очень много на свете, так что всех имен и не упомнить) на  золотом корабле уплывают в страну счастья. А куда еще плыть двум влюбленным в свадебном путешествии? Спектакль набережночелнинского коллектива подкупает зрителей своей лиричностью, красочностью и зрелостью показанных характеров героев. Спектакль тонко инструментирован национальным татарским колоритом: народными песнями, костюмами, декорациями  и музыкальным оформлением. В нем чувствуется нерастраченная глубина национального эпоса. 

Кентервильское привидение, Кировский театр кукол имени АН. Афанасьева

Спектакль «Кентервильское привидение» заслуженно пользуется у юных кировских зрителей уважением. В нем ярко воплотились художественные интуиции главного художника нашего театра кукол Анны Кривошеевой; были найдены достойные, неординарные решения  самой идеи пьесы по произведению О. Уайльда, главным режиссером Юрием Евдокимовым; и самим немногочисленным артистам, принявшим участие в его создании, было, где показать не только свое мастерство кукловождения, но драматическую одаренность.

Сюжет «Привидения» хорошо известен. Самоуверенные члены семейства Отис, приехавшие из Америки в английский замок Кентервиль, должны были стать новым развлечением для трехсотлетнего духа замка сэра Саймона, но неожиданно стали его кошмаром. Американцы сообща доводят древнее привидение свой прагматичностью и шутками до нервных припадков. Оно тяжко страдает. Привидение хочет освободиться от родового проклятия. Только старшая дочь Вирджиния не принимает участия в общем посмеянии над сэром Саймоном. Она спасает привидение от ужасной участи вечно греметь цепями и пугать жителей замка. Вирджиния своей добротой учит любви и уважению к любому, даже совершенно призрачному существу! 

Режиссер Юрий Евдокимов поставил и для себя и для артистов непростую задачу – создать на сцене не забавную фантасмагорию, не комичный хоррор, а особое художественное пространство, способное объединить юмор и лирику, детские проказы и нешуточные «призрачные» переживания, британскую сдержанность и американскую открытость, смешную повседневность и серьезность тайны, бесчувственность и глубокое сопереживание. И это ему удалось сделать!

Привидение в спектакле, безусловно, вызывает, сопереживание. Когда близнецы вываливает на его голову ведро с мусором, дети в зале не смеются. Их лица серьезны, хотя вроде бы «Том и Джерри»  такую реакцию зрителя отрефлексировали.  Но на самом деле не смешно, когда бедный невидимый  призрак становится видимым благодаря мусорным очисткам. Такого искреннего, нежного, наивного привидения вы точно еще никогда не видели и никогда не встретите, кроме как в спектакле нашего театра. Потрясающий образ, взывающий к милосердию! Что еще может в нас сегодня расшевелить сердце? Мы уже привыкли ко всему. Однако, привидение сэры Саймона цепляет, берет, как говорится за живое и нервное; учит быть милосердными, даже и не призывает, а само по себе вызывает непроизвольное сострадание, как лук слезы. «Я боюсь за свое привидение!» - не раз замечал в ходе репетиция Юрий Евдокимов. А кто бы на его месте не боялся?

Завершается спектакль очень лирично.  На сцене тихо. Экономка Эмни остается одна, она сидит в кресле, вздыхает в полумраке у камина, чуть слышно повторяя: «Ох, сэр Саймон, сэр Саймон!». Теперь ей предстоит одной хранить родовые тайны, волшебства, знамения и предания. Сказка не должна исчезнуть из жизни. Она встанет на ее страже, оберегая от пошлого прагматизма и неуместных шуток современников. И уж, поверьте, сил у нее на это хватит, ибо рядом подрастает новое поколение хранителей. Одного из них зовут - Вирджиния Отис. Только ради одной этой короткой финальной сценки стоит посмотреть  спектакль «Кентервильское привидение». Можно сотни раз перечитывать сценарий последней сцены с гениальной Джульеттой Мазини из фильма «Ночи Кабирии» (Ф. Феллини), но разве это описание заменит ее прозревший ясный взгляд, полный жизни, любви и веры, после того как она все потеряла? Она просила Чуда, и оно ей было даровано, но какими трагическими путями! Сэр Саймон ждал избавления, и он его обрел классическим, хорошо проверенным способом! В жизни человека, который стремится постичь устройство вселенной и собственного сердца, важнее знания только любовь и доверие. Подобным образом высказывался и Уайльд через своего героя сэра Саймона: «Легко отворить врата Смерти, если с тобой Любовь, а Любовь сильнее Смерти».

ВТОРОЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

Директор нашего театра кукол Виктор Викторович Баженов как в воду смотрел, сказав на открытии фестиваля, что природа подарит нам баснословно прекрасные дни на весь фестивальный период. И действительно, вятская осень  расщедрилась в конце сентября на ясные и похожие деньки. Это радует, но для нас это далеко не главное приобретение, самое важное, что расщедрились своими талантами участники и гости нашего фестиваля театров кукол «Вятка – Город Детства». Каждый новый день театрального праздника приносит зрителям замечательные художественные подарки – прекрасные, самобытные спектакли! Во второй день фестиваля своими творческими достижениями поделились театры кукол из городов Балашихи и Белгорода. Но об это мы расскажем чуть ниже. А сейчас хочется ответить на один вопрос, которые нередко задают нам гости нашего фестиваля, да и местные журналисты тоже не обходят его стороной. Вопрос простой: почему мы выбрали для нашего фестиваля такое неожиданное название – «Вятка – Город Детства»?  Почему не юности и не молодости, а именно детства? Не уменьшение ли это некоторое или тематическое ограничение, пусть и неумышленное, значения и статуса фестиваля?

«Что в имени тебе моем?»

Уникальность Вятки, как «Города Детства» (да, вот именно, с большой буквы – «Детства») уже давно определилась сама собой, самым естественным образом.  Достаточно проехать по железной дороге в любую сторону, чтобы увидеть, что покупают на станции Киров проводницы и постоянные пассажиры поездов дальнего следования. Потом вспомнить, что мы увозим в подарок за границу, где и так всё есть, или дарим приезжающим VIP-ам, несколько смущаясь несерьезности своего подарка, удивляясь потом непосредственной радости получающих. Все это символы детства! Мягкие игрушки, куклы, дымковская игрушка!

Тогда станут понятны и другие мысленные посылы, которые из той же «глины»: единственное сохранившееся в России производство кукол – фабрика «Весна», единственное в стране месторождение «динозавров», вслед за которым появился и настоящий палеонтологический музей и, разумеется,  единственный в постсоветское время построенный  наш театр кукол имени А.Н. Афанасьева. Откуда весь этот «игрушечный» город в два-три этажа, который называют Старой Вяткой, с величественным «красным замком» на улице Ленина из какой-то европейской сказки, а новострои 90-х с башенками, балкончиками, странными крышами и даже с завитушками лепнины?

Продолжать этот ряд «детской» странности можно до бесконечности: зайдите в областной художественный музей, где вся академичность заканчивается нескончаемым потоком детей разных возрастов, рисующих здесь с утра до вечера. Полумиллионный провинциальный город не может претендовать на такое количество победителей, лауреатов, призеров олимпиад и возможных конкурсов разных уровней и направлений! Просто «Вятка -  это Город Детства!» Вот и весь ответ размышлениям о позиционированиях, брендовой привлекательности и так далее.

Приняв и признав, что «Вятка – это Город Детства», многое становится на свои места из событий дальней и близкой истории, из настоящего стремления родителей выучить детей здесь, чтобы потом выпустить в большой мир, из массовых прогулок по городу в парки, где можно кормить уток, из центральной площади города, превращенной в большую игровую площадку с элементами экстрима у памятника вождя. Тогда становится понятно, почему множество раз   принимает Вятка чемпионат мира по хоккею с мячом среди юниоров. Согласившись, что «Вятка – Город Детства», мы спокойнее относимся к тому, что, оперившись, наши дети уезжают из спокойного и уютного для них города в столицы и мегаполисы. Потому что в этом одно из его предназначений!

Изъяснив себе, что «Вятка – Город Детства», логичным в ходе городских событий и мероприятий становиться строительство так давно ожидаемого аква-парка, появление в Заречном лесу своего Лукоморья и современного роддома, способного принять вместо немецких клиник самых требовательных рожениц; проведение возможных и невозможных соревнований, смотров детского творчества и спорта; использование земель для своих родовых поместий, где можно выносить, родить и вырастить детей; понятным становится, почему именно здесь и «родина русской романтики» - писателя Александра Грина. Становится очевидным многое-многое другое в устроении жизни нашего замечательного древнего града! И, конечно же, становится совершенно ясно, что никаким другим названием, кроме как «Вятка – Город Детства» наш фестиваль театров кукол обладать не мог.

А сейчас, как мы и обещали, поговорим о спектаклях второго дня фестиваля.

«Терешечка», Белгородский театр кукол

Настоящее ощущение сказочного волшебства подарили кировским зрителям белгородские кукольники  своим спектаклем «Терёшечка», по мотивам известной русско-народной сказки.  Но по замыслу создателей спектакля – режиссёра из Санкт-Петербурга Людмилы Фёдоровой и художника Александры Ковальской – эта история сильно отличается от народного оригинала. Главное, что останется неизменным, – это смекалка, добродушие, смелость и жизнерадостный характер главного героя -  Терёшечки.

Напомним сюжет сказки. У бедных родителей дочка Аленушка, выйдя за ворота и увлекшись собиранием луговых цветов, очутилась в темном лесу, где живет злая (но невероятно смешная в исполнении артиста П. Роднина) ведьма Чуфчуфкала. Она околдовывает Аленушку, лишает ее имени и памяти, нарекая новым прозвищем – Лихо Некузявое, впрочем, и  эту свою новую неказистую кличку обеспамятевшая девочка, похоже, не понимает. Родители горюют. Печь стоит простылая. Пироги никто не печет. Но горе и помогает родителям  обрести нового сыночка, которого дед-отец, выстругивает из щепочки. Они называют его ласково Терёшечкой. Сыночек растет как в сказке – не по дням, а по часам. Вскоре он становится ладным и проворным мальчуганом. Любая работа в руках его спорится. Родители не нарадуются, глядя на него. Дед-отец, по просьбе Терёшечки, мастерит ему лодку. Ловко ловит щепочка-мальчик рыбку, но однажды на свой лодочке он заплывает слишком далеко от родного дома и попадает в тот самый страшный лес злой колдуньи. Терешечка понимает, что нечаянно угодил во владения Чуфчуфкалы и отправляется на поиски пропавшей сестрицы. Злая колдунья зовет, манит к себе ожившую Щепочку, словно родная мать, но деревянный мальчуган оказывается на редкость сообразительным. Он не обманывается и сторонится колдуньи. Тогда она идет с просьбой к волшебной Дым-горе, чтобы перековать себе голос на тонкий, материнский.

Персонаж Дым-гора завораживает взгляд. Очень интересное решение нашел для воплощения ее образа художник-постановщик спектакля Александра Ковальская. В самом начале спектакля огромная крыша дома, где  родился Терёшечка, предстает перед зрителями как экран, в центре которого показывается теневой, причем в цвете, пролог сказки. А в эпизоде с участием Дым-горы эта же треугольная крыша превращается в огнедышащую гору-вулкан. И совершается эта чудная метаморфоза остроумно и просто –  крышу просвечивают сине-красным цветом и она превращается в волшебную Гору. Прекрасное решение! Чуфчуфкала получает от Дым-горы нежный голосок и подманивает к себе Терёшечку.  Она выбирает ему из толстой колдовской книги новое прозвище – Ерепенька и на радостях идет оповестить весь тесный лес о своей очередной злой проделке. Но колдовские чары на Терешечку не действуют. Ведь он, буквально, сделан из другого «теста». Терёшечка наводит образцовый порядок в доме колдуньи: начищает до блеска старый котел, скоблит половицы. Вещи радуются и не знают, как отблагодарить своего благодетеля! Вдруг на сцене показывается в темном наряде чумазая девочка. Она ужасно хочет спать, но вынуждена охранять днем и ночью колдовской дом, и при этом называет себя Лихом Некузявым. Терешечка догадывается, что это его сестрица Аленушка. Он уговаривает ее лечь спать, и когда девочка засыпает, начинает петь ей колыбельную песню, что пели дед с бабкой, с которой, собственно, и начинается сам спектакль. Колыбельная действует на девушку, как удар молнии. Она просыпается и вспоминает свое имя, своих родителей и родной дом. Вроде бы совсем простенькое действие совершает Терешечка, чтобы вернуть память сестрице Аленушке. Но это на первый взгляд. Аленушку спасает не родительская песенка, а родовая культурная идентичность. Это очень «горячая» тема – душевное беспамятство  людей 21-го века в темных лесах мегаполисов. «Иваны, не помнящие своего родства» - это серьезный кризис в психофизике наших  детей.  Спектакль-сказка «Терешечка» дает нам метод, как можно избежать этой напасти. Наших детей спасет от личностного беспамятства, от стирания индивидуальных граней  не новейшие супер-технологии, а приобщение их к корневым истокам народной культуры, символически представленные в спектакле колыбельной песней.

Терешечка и Аленушка благополучно убегают от злой колдуньи с помощью подарков Старого Котла и Половиц. Уголек Старого Котла  показывает им дорогу в темном лесу. На щепочке, которые дали им Половицы, наши герои переплывают озеро. Добро никогда  не забывается. И как хорошо было бы, чтобы не только в сказках! Старик и Старуха встречают своих детей. Печка пускает дым. Пироги пекутся. Радость вернулась в дом! Зло оказывается бессильным перед вековой культурой народа. И пусть оно называет себя  странным именем Чуфчуфкала. На самом деле имя ему не нужно. Оно на самом деле совершенно безымянно, ибо  добрым людям оно совершенно без надобности.  Стоит особенным образом также отметить замечательное музыкальное оформление спектакля, которое сочинили  белгородские композиторы Михаил Шарабарин и Юрий Мишин.

«Ой, шли, да пройшли…»  «Маленький театр кукол», г. Балашиха

(Размышления о душе на основе духовных стихов, притч и апокрифов)

«Маленький театр кукол» представил на фестивале большой по глубине и жизненным предначертаниям спектакль по нескольким хорошо известным христианским и литературным притчам. Одну из них «Луковица», например, в  романе Достоевского «Братья Карамазовы» рассказывает Грушенька. Но одно дело текст и совершенно другое – его сценическое воплощение. Это, думается, всем понятно. Поэтому нужно сказать, что все истории, показанные в спектакле «Ой, шли, да пройшли…» выдерживают самый суровый экзамен – зрительский. Притчи обыграны мастерски, с оригинальным подходом, с большим пониманием сложностей выбранной темы. Не всякий театр кукол рискнет представить на сцене такие духовные реалии. А балашихский театр кукол рискнул и у него здорово получилось!

Сценография спектакля лаконична и строга. На сцене зрители видят один большой куб в малом кубе. Идеальное художественное  решение для христианских смыслов, явленных в спектакле. Почему? Дело в том, что символически куб – это устойчивость, символ самой земли. Каждая грань куба равна во всем другой грани, поэтому он стал еще и символом правды. В иконографии куб часто используется как основание для аллегорических фигур Правды и Истории. Развертка куба в пространство представляет собой крест, и если христианские церкви обычно строятся так, что имеют в плане форму креста, то это именно потому, что крест — развертка в плоскость кубического камня: церковь должна представлять собой утверждение веры во Христа на земле на долгие времена. Куб, являясь полностью закрытой фигурой, символизирует еще и ограничение. Поэтому развернутый пространстве куб-крест также обозначает ограничение, а, следовательно, страдание. Но как раз о несении собственного креста и говорится на всем протяжении спектакля «Ой, шли, да пройшли…» Кстати, в самом названии спектакля нет никакой тайны. Это первая строчка из духовного канта. Вот его полный текст, который  в конце поют все три ангела:

Ой шли прошли

Да три ангелы

Что вели они душу

Душу грешную

Ой и что же ты душа

Мимо раю прошла

Ой и чем же ты душа

Провинилася

Ти за скупостью

Ти за глупость

Ти душу загубил

Ти венец разрушил

Как у нашем у раю

Жить весело

Жить весело

Только некому.

Жить в Раю весело – только некому. Эта последняя строчка духовного стиха и есть печальная парадигма почти всего спектакля. Оскудение добра в современном мире велико. Ангелы сбились с ног или, лучше сказать, поистрепали ангельские крылья, разыскивая хотя бы одну чистую душу, чтобы оправдать жизнь всего мира в очах Божиих. Иначе человечеству угрожает   –  огненный Армагеддон!  Вращается малый куб, переворачивается, поблескивая металлом, большой –  ангелы обходят землю в поисках чистой души. В руке у одного из них - Ангела-летчика - (заслуженный артист России  Олег Терентьев)  серебристая сфера, душекомпас, показывающий направлении поисков. Ищут ангелы и на суше и на море и в городах, и в пустынях – молчит, не загорается душекомпас. Печалятся ангелы, сетуют на род людской и между долгими поисками рассказывают свои печальные истории утраты людских душ. Нет смысла их пересказывать, ибо они хорошо известны. Главное, что все истории, следуя друг за другом, раскрывают единую тему отпадения человеческой души от истоков Жизни и Радости, каждый раз еще пронзительней и глубже. Так, что в конце спектакля зрители всесторонне понимают, какое это непростое дело быть ангелом-хранителем и как сложно человека свободно направить на путь любви и правды. Все-то человек хочет изловчиться, понести свой жизненный крест «полегше», а то и вовсе отпилить часть, чтобы сподручней было бежать до края пропасти. Да только через пропасть эту с отпиленным крестом человеку никак перейти невозможно, до Рая будет не дотянуться.

Впечатляет один из диалогов ангелов:

- Долго идти?

- Пока чистую душу не найдем!

- А зачем?

- Земля погрязла в грехах. У ней нет никакой перспективы! Пора все заканчивать. Конец света и все. Я три раза спускался на землю в разных обликах земных, но люди только обманывали и смеялись надо мной в лицо.

- А может быть, нет больше на земле чистой души?

- Должна быть. Иначе, зачем мы – ангелы хранители? Надо верить в человека! Время на исходе!

Идут ангелы по земле, но душекомпас темнеет в руке Ангела-летчика. Тщетной кажется их надежда, наивной видится вера в чистоту человеческой души! И только в последнем прибежище Правды на земле, в храме Божьем, к великой радости обретают ангелы чистую душу. Это маленькая девочка, которая горячо молится о выздоровлении своей мамы. Но не молитва восхищает ангелов, а тихая убеленность ее детской души. Вот кого можно им пестовать и хранить от злых ветров мира! Ангелы присоединяются к чистой молитве девочки. Они дружно поют  и их ангельские голоса становятся все тише, тише, пока совершенно не пропадают для слуха земного. На этой пронзительно-лирической ноте спектакль заканчивается, в зале загорается свет, а ты думаешь, что ангелам-хранителям, стоило поискать чистую душу и в этом зале, среди зрителей. Скорей всего они ее нашли бы, да еще и не одну, ибо только  с чистым сердцем можно смотреть и восхищаться замечательным, чудесным спектаклем балашихинского театра кукол «Ой, шли, да пройшли…» 

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

Пресс-конференция с членами жюри

Третий день фестиваля, казалось бы, взойдя на свою праздничную середину, он должен немного сбавить свои фестивальные обороты, но нет, ничего подобного не происходит. С каждым днем творческое напряжение только возрастает. Мастер-классы следуют один за другим, «разборы полетов» по прошедшим спектаклям никого не оставляют в стороне, театры-участники сосредоточенно готовятся к показам, пресс-конференции продолжаются. Вот и сегодня 26 сентября в уютном зале музея кукол в здании нашего театра состоялась пресс-конференция с членами фестивального жюри. Их разговор с журналистами состоялся намного серьезней и продолжительней, чем представлялось в самом начале встречи. Оно и понятно, ибо каждый из членов жюри, кроме высокого профессионализма, обладает огромным творческим опытом и пониманием задач, стоящих перед современным искусством «оживающих кукол». Они не столько отвечали на вопросы, сколько просто делились своими глубокими, ежедневными  размышлениями о фестивале, о природе театра кукол, о самобытности нашего города, о мастерстве актера-кукольника. Мы выбрали из часовой пресс-конференции самые значимые  высказывания для нашего фестиваля.

Ольга Леонидовна Глазунова, ведущий российский театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, член экспертной комиссии Международного театрального фестиваля «Золотая маска»:

- Я была в Вятке два года назад и вижу, как к лучшему изменился город. Он стал просто чище. Он преображается. Ваш театр проводит уже второй фестиваль театров кукол. Это значит, что он стал сильнее, у него есть силы сделать фестиваль традиционным праздником в Вятке. Это говорит о творческой возмужалости вашего театрального коллектива. Фестиваль дает такой взгляд, благодаря которому приходит понимание – как прекрасно, что театры не унифицированы, что они не похожи один на другой! Это замечательная школа для всех и для нас, членов жюри, тоже.  

Смирнова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства:

- Очень важно, что у участников фестиваля есть возможность получить дополнительный сценический опыт на мастер-классах, выйти на другой уровень своей профессиональной работы, получить индивидуальные творческие советы. Во всем мире, в том числе и в России, ухудшается качество речи. Дети мало читают, скупо общаются вживую. Общение переносится  в виртуальную сферу, а это письмо, а не речь. Возвращение к звучащим словам важно для становления каждого человека. Театр кукол по самой своей природе разворачивает ребенка к игре, к словам, к живой речи. Это великая школа культурной речи!

Нина Валерьевна Монова, заведующая литературной частью ГАЦТК имени С.В. Образцова, президент европейской комиссии Международного Союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный работник культуры России:

- Театр кукол всегда был новаторским и традиционным одновременно, в зависимости от решаемых художественных задач. Сейчас он очень востребован. Современные драматические  режиссеры используют элементы театра кукол во многих своих постановках, ибо сама суть театра кукол – это удивительный творческий акт, в чем-то сродни «магическому», «волшебному». Театр кукол совершенно не консервативен,  но хранит свои лучшие театральные традиции. В современном мире есть опасность глобализации, стандартизирования социальных процессов, в том числе и художественных. Такие фестивали, как ваш, помогают проявить самобытность театра, раскрывают творческую  своеобразность. С учетом этого афиша фестиваля «Вятка – Город Детства» сложилась хорошо, достаточно разнообразно.

Валерий Николаевич Шадский, художественный руководитель Рязанского областного театра кукол и Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», член Международного совета Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

- Театр кукол – это театр мудрецов, философ и детей. Все философы при построении своих мировоззренческих конструкций обращались к опыту театра кукол. Театр кукол не может быть консервативен по самой своей природе.  А, если и есть некоторая консервативность, то это ничто иное, как оправданная творческим опытом устойчивость художественных форм. И, кстати, на фестивале «Вятка – Город Детства» мы это видим. Создавая на фестивале единое профессиональное пространство, артисты возрастают и в мастерстве кукольников и в чисто человеческом качестве. Фестиваль – это дорога в будущее для каждого театра кукол. Главное, чтобы артисты театров кукол понимали, что они артисты театров именно кукол! Как музыкант должен в совершенстве владеть своим инструментом, так артист-кукольник должен уметь в совершенстве  водить, работать куклой. И сегодня на вашем фестивале были прекрасные примеры владения «инструментом». Не стоит забывать, что кукла – это самое главное в театре кукол! В ней не может быть никакой бутафории. Она должна жить, играть в руках артиста-кукольника. 

На этих итоговых слова В. Н. Шадского пресс-конференция завершилась. А теперь давайте, перейдем от теории к практике - к нашим фестивальным показам. Как выразилась член жюри Смирнова Марина Владимировна: «Фестиваль это актуальный способ связать теорию преподавания с профессиональной деятельностью». Последуем ее правилу.

«Бобик в гостях у Барбоски», Тюменский театр кукол

( Эксцентричная комедия, или погром в одном действии)

О чем же эта простенькая история, показанная кировским зрителям артистами тюменского театра кукол? О том ли, что одна, живущая в благоустроенной квартире, домашняя собачка, зазвала в гости  собачку дворовую и они, наевшись от пуза хозяйских сосисок, устроили в квартире «погром в одном действии»? Сомнительно, чтобы весь смысл спектакля заключался только в этой веселой и шумной катавасии. Давайте подумаем. Но сначала нужно сказать режиссеру спектакля, художнику и артистам большое спасибо за то, что они не пошли на художественном «поводке» за прекрасным мультфильмом по рассказу Е. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». На этом пути зрителей неминуемо ждало бы разочарование, ибо творчески пересилить этот замечательный мультфильм на его художественной территории вряд ли получится. Создатели спектакля «Бобик в гостях у Барбоски» выбрали свой оригинальный путь. И не ошиблись! Они расширили художественную географию рассказа Е. Носова, наполнив свой спектакль совершенно неожиданными смыслами и фантазиями. Такого зрители никак не ожидали! Пересказывать спектакль бесполезное занятие. Его нужно смотреть! Остановимся только на одном эпизоде – поедании расшалившимися собачками хозяйских припасов. Открывается дверца холодильника, и… зажигаются сотни звезд! Довольные собачки Бобик и Барбоска, от полноты нахлынувших чувств, поднимаются в небеса. И там, среди сияющих звезд, они, качаясь, как на качелях, на сосисочных гирляндах, дружно крутя хвостами, самозабвенно поют счастливые собачьи песни. А потом начинается цирк! Бобик жонглирует кружками колбасы, показывает сосисочные фокусы. Барбоска, на головокружительной высоте, исполняет «смертельные» акробатические трюки, устраивает с толстой палкой колбасы шоу-штангистов. И это только одна сценка! А сколько в  ней интересных творческих находок! В  одном моменте в спектакле, даже холодильник, приобщаясь собачьим радостям, начинает, словно бы вилять хвостиком. Остроумно! Здесь нужно сказать о технике кукловождения особо. Она у артистов тюменского театра кукол на высоте. Совершенно незаметно для зрителей, каждую собачку «водят» два артиста, а не один.  Они действуют точно и слаженно. В этом, собственно, и состоит мастерство актера-кукольника, чтобы кукла жила и двигалась, словно сама по себе.

Так о чем же этот искрометный, веселый спектакль? О квартирном погроме, который устроили две собачки? Возможно. Но есть ли в нем какой-то более глубокий смысл, чем просто нравоучение, что нельзя детям шалить и проказничать до умопомрачения, когда родителей нет дома? Что за таким поведением неминуемо последует наказание? Оказывается, есть, да еще какой!  Этот спектакль о личном пространстве, о свободе в условиях ежедневных ограничений. Он учит, что мы сами в себе не должны зависеть ни от размеров и благоустройства собственной «конуры», ни от «холодильника» (качества пищи и пития), ни от быта, ни от политических пристрастий, ни от времени  (об этом эпизод с часами в спектакле), ни от эпохи, ни от своего социального положения, ни от  каких либо внешних сил и обстоятельств. Единственная «зависимость», которую призван утвердить в себе человек это «зависимость» от самого себя, от знания границ своей личности, своих природно-творческих векторов и устремлений. Это не призыв к анархии, к беспорядку и безудержной самости, а воля к ответственной свободе, к точному соответствию личностных сигнатур в иерархическом порядке нашего земного бытия. Браво, Бобик и Барбоска!

 «Винни Пух», Костромской театр кукол

(Любимая сказка)

Удивили и порадовали своей работой костромские артисты! Такого «Винни Пуха» мы еще не видели. Да, что там Винни Пух, почти каждый герой этой остроумной, но вместе с тем и лиричной, знаменитой сказки Алана Милна о смешном, толстом медвежонке, предстал в спектакле в неожиданном образе. Мало того, что мы увидели сову в балетной пачке, исполняющую под телевизионную трансляцию танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро», мы еще улыбнулись, смотря на заботливого папу-кролика с коляской полной крольчат, на поросенка, лихо крутящего педали миниатюрного велосипедика, на Вини Пуха, самозабвенно танцующего под песню Майкла Джексона. Вообще, надо сказать, что телевизор принимает в спектакле самое непосредственное участие, он, несомненно, одно из действующих лиц. И этот режиссерский ход оправдан. Куда мы сегодня без телевизора? С ним мы просыпается утром, под  «родной» голосок телевизора обедаем и ужинаем, под телевизор засыпаем, с телевизором встречаем дни рождения и Новый год. Даже  в сотовых телефонах и планшетах у нас есть телевизионный софт. Пусть тогда будет телевизор и в любимой сказке. Посмотрим, что из этого получится.

Спектакль начинается со сценки – Винни Пух уставился в уже не голубой, а полный буйства разноцветных красок, экран плазмы. Медвежонок по мысли режиссера живет и играет в современном мире. Раньше в голове у него были одни «опилки-вопили», а теперь к ним прибавились еще и «миксы-пиксы», то есть медийная нарезка из треков и пикселей.  А за окном золотая осень щедро дарящая свои краски, вид осеннего леса одетый «в багрец и золото», но медвежонок его словно не замечает. Ему грустно. Телевизор от одиночества его не спасает. Ему нужны друзья. И он собирается в гости по очереди ко всем своим друзьям, начиная с Пятачка. Похоже, и у каждого из его друзей, тоже есть свой друг-телевизор. Вот Сове с ним совершенно не скучно. Она нарядилась, и танцует вместе с телевизором. То-то ей весело! Ну, а ослик Иа, может быть, оттого и грустит, что он так и не обзавелся плоским, «волшебным»  фонарем? А ведь у него сегодня День Рождения. Может быть, друзья ему подарят телевизор? И он сможет увидеть по нему  какое-нибудь веселое, «душераздирающее зрелище»? Почему бы и нет?  Ведь, как говорил один смешной персонаж: «Зонтика каждый стоит!» И тут ослику Иа беспощадно повезло! Замысел Винни Пуха, натырить меда у пчел, прикинувшись тучкой, с треском провалился,  и он упал с высоты прямо на своего друга ослика. На радостях Иа тут же признается Винни Пуху, что у него сегодня именины! Вот так новость для медвежонка и его всех его друзей. Нужно срочно ослику что-то подарить. А какой самый лучший подарок для друга? Конечно, такой, какой тебе самому больше всего по душе. И Винни Пух решает подарить Иа горшочек меда. Пятачок - красный воздушный шарик, а Сова – красивый шнурок. И никто-никто не догадывается подарить ослику – телевизор, который бы вылечил его своими бодрыми звуками от печального образа мыслей! Ведь совершенно невозможно грустить, когда по телевизору показывают рекламу или какое-нибудь рейтинговое супер-шоу. Но как мы знаем,  друзья ослика об этом пока не догадались. И подарки, которые они подарили Иа, получились какими-то «малоподарочными». Винни пух вручил ослику пустой горшок, Пятачок – лопнувший воздушный шарик. А Сова преподнесла ослику его собственный хвост, который незадолго до этого нашла в лесу. Казалось бы, ослик должен разрыдаться и забиться в депрессивных конвульсиях, но происходит чудо дружбы. Ведь совсем неважно, что тебе подарили, совсем неважно, что о твоем дне рождении все напрочь забыли, главное, что когда вспомнили, то не отнеслись к нему, как к пустяку и даже приготовили подарки. Вот, что радует ослика Иа! Ему нужны друзья, а не телевизор! Но сказка не была бы сказкой, если бы в ней не происходили невероятные чудеса! И в спектакле они случаются! Прямо с неба на праздничный стол в честь дня Рождения ослика падает огромный торт с горящими 36 шестью свечами. Ослик-то еще оказывается и долгожитель! И вновь автоматически включается телевизор (видимо, от сопричастности общему празднику!) и транслирует добрую, трогательную песню Битлз для пущей радости! Тут будет, к слову сказать, что спектакль по атмосфере, не смотря не постоянно бликующий экран и поп-миксы, уютен, лиричен,  тих и обаятелен. Да, да, именно тих и обаятелен! Телевизионный фон только подчеркивает это тихое дружелюбное облако, покрывающее всех героев сказки и зрителей. Именно поэтому  спектакль идет на малой сцене театра. И куклы режиссерской идее полностью соответствуют. Они небольшие, с милыми подробностями, хорошо детализированные, а поэтому рассматривать их одно удовольствие! Костромские артисты отлично их «водят», так что все танцы, прыжки, эмоции выглядят, как ожившая мультипликация – гармонично и естественно. 

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

На недавней пресс-конференции, посвященной работе нашего фестиваля театров кукол, член жюри Ольга Леонидовна Глазунова, ведущий российский театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заметила: «Особенности фестиваля познаются через город, в котором он проходит. И ваш фестиваль «Вятка – Город Детства» не исключение из правил». Слова замечательные! С ними легко согласиться. Поэтому загодя, составляя порядок фестивальных мероприятий, мы запланировали на 27 сентября большую обзорную экскурсию по историческому центру нашего города. В  назначенный день  двухчасовая экскурсия и состоялась. Жюри в полном составе, участники и гости фестиваля посетили множество памятных и значимых мест Вятки: Кикиморскую гору, Серафимовский храм, ансамбль Трифонова монастыря,  комплекс строений Преображенской женской обители, Александровский парк, набережную Грина, центральную часть улицы Ленина и Карла Маркса. Участники экскурсии узнали множество интересных сведений об истории нашего города, о его именитых людях, купцах, архитекторах, своеобразных архитектурных памятниках, домах и промышленных зданиях позапрошлого и прошлого веков. Город в именах и датах, числах и статистических данных, холмах и оврагах открылся перед взорами и умами экскурсантов с неожиданной стороны. Иначе и быть не могло, ибо наша Вятка от стороннего наблюдателя, смотрящего на нее из окна поезда или автомобиля, умеет хранить свои тайны и исторические секреты. Не сразу она открывается в своей тихой красоте и  уютной городской гармоничности. Но без преувеличения хочется сказать, всем нашим гостям-кукольникам повезло (и погода, кстати, благоприятствовала!), Вятка повернулась к ним своим прекрасным, «дымковским» лицом. И название нашего фестиваля «Вятка – Город Детства» стало для них органичным и понятным. Можно и дальше «фестивалить» от души, что мы и делали.

В четвертый день фестивальных показов зрители увидели две замечательные, свежие, как горячие пирожки, работы: Кстовского театра кукол, спектакль «Пирожок для бабушки, или «С днем рождения, Красная шапочка!» и Ижевского театра кукол, спектакль «Звездный мальчик». Начнем, пожалуй, с «пирожков».

«Пирожок для бабушки, или «С днем рождения, Красная шапочка!» Кстовский театр кукол, Нижегородская область

 (Музыкальная сказка)

Спектакль кстовских кукольников прошел в малом зале нашего театра. Он рассчитан всего на 84 места. «Маловато будет?» Ничуть, ибо именно для такого уютно-локального зала и была решена художественная стилистика спектакля «Пирожок для бабушки, или «С днем рождения, Красная шапочка!» На сцене зрители увидели из декораций три огромных шапочки, правда, не красных, а желто-зеленых. Но это были самые настоящие шапочки, точнее сказать, шляпки. Шляпки из «волшебной» коробки! Что же? Если есть шляпки, значит, будут песни и танцы! И таки были и не раз и не два, а целых двенадцать самых разноплановых песен прозвучало в спектакле, а уж танцевали и пританцовывали герои сказки практически без остановок. Впрочем, это нисколько не утомляло, напротив, придавало рассказываемой истории Красной Шапочки динамики и улыбок.

Засвистел ветер и на сцену опустился бывалый путешественник по сказкам со связкой воздушных шариков в руке. Принесла же его легкая! Он хотел попасть во Францию, а очутился в сказке. Делать нечего, чтобы продолжить свое путешествие, незадачливому воздухоплавателю пришлось (на самом-то деле он был ужасно счастлив такому ходу событий!) принять участие в сказке и стать… ужасным, злым (но добрым в душе, конечно!) серым волком, который, естественно должен непременно съесть Красную Шапочку вместе с пирожками и корзинкой. Такая уж ему выпала планида! Но в нашей сказке, кроме известных персонажей, на сцену вышли еще и другие, словно бы из других сказок, но породнившиеся с героями красношапочной истории запросто и похоже навсегда, во всяком случае для кстовского  театр кукол. Кто же это? Знакомьтесь: корова Муся, Пастушок и Лягушонок. У каждого из этих персонажей, кроме задачи спасения Красной Шапочки от волчьей пасти,  в сказке есть своя сверхзадача. Пастушок нежно влюблен в Красную шапочку и хочет собственной мелодией тронуть, расположить к себе ее сердце. Корова Муся, словно вторая мама, (первая, человеческая мама, правда, на фоне колоритной коровы, сначала немного потерялась, но потом нашлась!) наставляет девочку на грамотное поведение в темном французском лесу.  Ну, а Лягушонок, просто дурачится, смешит, тормошит ее, не давая заскучать на одинокой лесной дорожке к далекому  домику Бабушки. Все эти сюжетные линии, однако, не мешают основной сюжетной интриге, а дополняют ее, раскрывая характеры главных героев с большей полнотой, расцвечивая художественный горизонт спектакля неожиданными творческими красками.

Итак, началась сказка, исполненная доброго юмора, разбавленного толикой самоиронии, и желто-зеленые шляпки превратились в линейку лесных полянок, проходя по которым Красная Шапочка с каждым шагом приближалась к роковой встрече с Волком-путешественником. Была даже мысль, а что, если  этот Волк-воздухоплаватель, слопает девочку и улетит вместе с ней на своих воздушных шариках, скажем, в Африку! Что же тогда будет делать бабушка? Кто ей будет носить тогда пирожки, как выразилась корова Муся, с «му-му-рмеладом»? Но не будет забегать вперед!

Волк-путешественник недаром исколесил множество дорог, он, пока Красная Шапочка пересмеивается с Лягушонком, первым находит домик Бабушки, видит, что хозяйки нет дома, и, разумеется, прикидывается больной старушкой. Раздается стук в дверь и входит Красная Шапочка. Наконец-то она нашла дорогу и явилась на пороге бабушкиного дома. Но тут между ней и Волком происходит удивительный диалог, слыша его, зрители окончательно догадываются, что попали в совершенно особенную сказку о Красной Шапочке.  В добрую сказку-фантазию, в которой все немного иначе, чем в оригинале. А, собственно, почему всегда-всегда все должно происходит только как в первоисточнике? Почему бы не пофантазировать и посмотреть, что из этого получится? И, похоже, у создателей спектаклей получилось забавно, остроумно и даже - поучительно! А что еще нужно для зрителей? Точная калька сюжета? Дак они его «сто раз» уже знают!

А вот и  сам, возможно, самый краегольный диалог между главными героями.

Красная Шапочка. А Вы кто?

Волк. Я – Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Хм. Нет, это я – Красная Шапочка!

Волк. Ладно. А ты спроси, почему у меня такие большие зубы?

Красная Шапочка. Не большие, а больные! Их лечить надо!

Волк. Не надо, потому что я – Волк!

И действительно, все верно, где это видано, чтобы Волки лечили зубы? Но Красная Шапочка не успевает испугаться, ибо распахивается дверь и весь дверной проем заслоняет огромная тень. Это пришла корова Муся, которая, наверное, шла по пятам за Красной шапочкой, пряча в складках цветных юбок внушительных размеров охотничье ружье. Корова наставила страшное дуло на Волка и потребовала от волка полной сдачи позиций. Тут и мамуля  девочки подоспела. Куда было Волку деваться, пусть даже ружье держит домашняя скотинка? Волк сдался с огромным облегчением, просто гора с плеч, ибо ему совершено не хотелось есть Красную Шапочку, и вообще, быть в этой шкуре. Волку хотелось…пирожков! И он их получает – всю корзинку, правда уже черствых, не без ехидства замечает Муся. «Картина маслом»! Дверь раскрывается еще шире и в дом входит влюбленный Пастушок. Он наконец-то дожал свое дарование и сочинил красивую, звонкую песенку, посвященную Красной шапочке! Ура, любовь побеждает смерть! Все ликуют, поют, танцуют и смеются от души. Сказка заканчивается, и волк снова становится веселым путешественником. Он просит зрителей дружно подуть в его сторону, чтобы воздушные шарики встрепенулись и унесли его к новым приключениям, а может быть, и к старым сказкам на новый лад!

«Звездный мальчик»,  Театр кукол Удмуртской Республики, г. Ижевск

Даже и не знаешь с чего начать рассказ об этом прекрасном и глубоком  спектакле! Кратко, можно сказать, в нем есть – все! Все - для ума и сердца. Все – для глаза и слуха! В спектакле  замечательные декорации, прочувствованные, талантливые образы героев, отличные песни, тонкая световая инструментовка, мощная моральная идея, развитая драматургия на основе потрясающей литературной первоосновы О. Уайльда. Что, может быть, не хватает спектаклю? Пожалуй, только одного – серьезного, вдумчивого зрителя, готового для себя в полноте усвоить трудный урок «Звездного мальчика».  Ведь мы сегодня так ужасно расслаблены современным зрелищно-клиповым кинематографом, видеороликами с «YouTube»,  сериалами и дурашливыми телешоу, так "растеклись мыслью" по плоским экранам, что собрать самих себя, вдохнуть в свою душу историю «Звездного мальчика» нам сложно, непривычно. Но оно того стоит! Освобождение, после просмотра, хотя бы от некой части темных, внутренних пут – обеспечивается всем удивительно светлым и высоким  пространством спектакля. Это и не похвала вовсе, а просто констатация факта серьезной творческой  работы режиссера Галины Лихацкой. Да, спектакль временами жесткий, с неумолимой логикой, ведущей главного героя к страданиям, но эта жесткость художественно оправданна.  Ее требует красивый, нарциссический образ «сына звезды». Именно на фоне внешней красоты этого самовлюбленного мальчика, его злость и жестокость совершенно невыносимы. Они больно ранят. Ведь красота должна приносит радость. Ведь мы привыкли, что она не только категория прекрасного, но и нравственная. Если нет красоты, нет и подлинной нравственности, небесно-вертикального объединяющего стержня. Только через Красоту с большой буквы можно возрастить в себе цельного, подлинно всепрощающего человека. Красота, собственно и является внешним образом внутреннего, сердечного добра. И как же противоречит эта очевидная мысль всему душевному строю Звездного Мальчика! Но еще больше содрогается душа зрителя, когда видит какое заслуженное наказание за свою черную злобу, получает  этот  красавец-гордец. И получает сполна, превращаясь в подобие очеловеченной жабы!

И психологически и художественно очень точно, что все зло, совершенное этим чудесным ребенком, возвращается к нему, не тогда, когда он предается ему легко и беззаботно в окружении приятелей-мальчишек, а в том момент, когда он встает на путь исправления, раскаяния. Почему? Зло не хочет отпускать своего адепта. Оно не желает терять свою добычу! Встает перед нами черной горой, когда впереди едва забрезжит небесный свет прощения и любви. Вот именно возникает нравственная дилемма – мир меня ловит, но поймать не может, но побеждает меня во зле, когда пожелает. Этого ли хочет душа, ищущая материнской милости? Но Звездный Мальчик идет в своем искании добра до конца. Обратной дороги для него нет. Его страшная, жабья рожа есть такая вот промыслительная гарантия, опора свыше, что он не свернет с извинительного пути никогда. Он еще только встал на этот путь, но уже многое познал; понял, что в мире катастрофически не хватает любви и сострадания, но зато чудовищно много ненависти и страданий. Пройдет еще много-много выстраданных лет, и уже после того, как он получит полное материнское прощение, и прекрасный облик к нему вернется, он постигнет – любви в мире не замечает только тот, в ком самом ее ничтожно мало. Нужно научиться любить самому, чтобы почувствовать, как Любовь по-матерински простирает свои сильные крылья над всем миром «лежащим во зле». Поэтому так, собственно, и раздражает (чисто художественно) персонаж-искуситель в красном и босиком. Черт-босяк, но, как же динамично, точно проживает на сцене этот злокозненный образ артист Антон Кузнецов! Очень яркая, впечатляющая роль!

Спектакль «Звездный мальчик» зовет зрителя к серьезному разговору с самим собой, в глубину «внутреннего человека», к разговору о самых сложных вопросах жизни: о зле и страдании, о преодолении земных тягот и об ограниченности добра. Но почему бы и не поговорить на такие "взрослые" темы в фестивальные дни? Когда же еще, если не сейчас? Перед актрисой Эммой Земан, играющей Звездного Мальчика, стояла сложнейшая задача создать живой, страдающий, нрвственный образ без сухих шипов морализма и истерических надрывов раскаяния - и ей это прекрасно удалось! И режиссеру спекаткля, несомненно, тоже. "Веришь, веришь" всему, что происходит на сцене.

Единственно возможное постижение зла есть его погашение через сознание вины. Только сквозь жгучую боль осознания собственного зла (такое осознание и  произошло со Звездным Мальчиком)  просвечивает нежный, утешающий и примиряющий свет Любви. Страдание есть некая общая, всеобъемлющая сторона несовершенства, внутренней надломленности всей нашей земной жизни. Само моральное зло в своем действии состоит в причинении страдания и в испытании страдания самим носителем зла.

Правда, с чисто причинно-следственной точки зрения страдание есть просто последствие зла – последствие распада всеединства жизни на отдельные противоборствующие части, из которых каждая должна жить за счет другой; и если бы не было «борьбы за существование», самоубийственной вселенской гражданской войны, то не было бы на свете и страдания. Но это чисто теоретическое объяснение недостаточно. И в спектакле «Звездный мальчик» это показано очень убедительно! Если учесть, сколько есть невинного страдания на свете (вспомним Достоевского и его «слезинку ребенка»!), то сама эта причинная связь между страданием и виной представляется нам чудовищной бессмыслицей и несправедливостью и мы готовы вместе с Иваном Карамазовым воскликнуть: «На что тогда нужно само это чертово добро и зло!»

Универсальный факт мирового страдания, свидетельствующий о роковой бессмысленности жизни, не может не смущать нашей мысли; в лице этого факта мы стоим перед необходимостью принять как нечто последнее слепую, темную, тяжкую «силу зла». Если страдание не имеет никакого смысла, никакого оправдания – а в отличие от морального зла страдание допускает по крайней мере возможность искать его смысла, – то вся наша жизнь все же остается бессмысленной. Страдание есть подлинная, хотя и тягостная, реальность. Но, содержа в самом себе стремление преодолеть себя, страдание есть вместе с тем движение возврата к реальности и в этом смысле она становится  подлинной реальностью или благом, а не злом. Момент безнадежной, бессмысленной мучительности – мучительности, доводящей до отчаяния, – лежит не в самом страдании как таковом, а в том волнении, отвращении, противоборстве, с которым мы его испытываем, – т.е. в стремлении избавиться от него как бы внешним механическим способом, просто уничтожить его – предать его чистому, абсолютно разделяющему и уничтожающему «нет».

Чистая же суть, правда страдания открывается нам в той форме его преодоления, которая заключается в мужественном приятии или претерпевании страдания – в нашей способности выстрадать и перестрадать страдание. Тогда страдание испытывается и открывает себя не как бессмысленное зло, не как нечто безусловно недолжное, даже не как извне наложенная на нас кара, а, напротив, как исцеление от зла и бедствий, как возвратный путь на родину, к материнскому подолу и прощению. Одна из самых очевидных закономерностей нашей жизни состоит в том, что вне страдания нет совершенства, нет полного, завершенного, незыблемо-прочно утвержденного счастья. Как выражается об этом один средневековый богослов: «Быстрейший конь, который доведет тебя до совершенства, есть страдание». Только замкнутой в себе душе страдание есть адская мука, доводящая до отчаяния, – мука бессмысленного горения в пожирающем пламени; душе, уже открывшейся вглубь, оно есть тяжкий подъем к небесной радости. И здесь истинное всемогущество Любви обнаруживаются в своей непостижимости в том, что она никогда не уничтожает страдания как бы извне и механически, истребляя его молнией с неба, а через наше претерпевание страдания и на этом внутреннем исцеляющем   пути дарует нам понять и пережить торжество подлинной Жизни. Вот какие непростые переживания и мысли вызывает всем своим художественным строем глубокий, пронзительный, и конечно, радостно-освобождающий, спектакль ижевского театра кукол «Звездный мальчик». Эх, всегда бы так было! И потрясающим рефреном звучат последние слова «звездного», возмужавшего в земных страданиях, мальчика: «Я не сын Звезды. Я – сын Матери» Вот так вот – только с большой буквы…

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

В последний, пятый фестивальный день зрителей порадовали своими постановками театры кукол г. Казани «Экият» (спектакль «Муха-Цокотуха) и г. Омска «Арлекин» (спектакль «Как хомячок Самсон солнышко искал»).

«Муха-Цокотуха», Татарский театр «Экият», г. Казань

(Забавная история)

Среди зелени и цветов жила-была Муха-Цокотуха. Жила весело, песенки пела, да на солнышке грелась. Как-то раз Муха по полю пошла, и вдруг денежку нашла. Отправилась Муха на базар и купила самовар. Назвала гостей, стала чаем угощать. Вдруг, откуда ни возьмись, появился злой паук. Тут все гости и разбежались, бросив Цокотуху на погибель. Муха слезы льет, на помощь зовет. Прилетел тут храбрый комар, сразился с пауком и победил! Вот радость, вот веселье: собирается народ – Муха замуж идет! Таков в пересказе незамысловатый сюжет знаменитой сказки Чуковского «Муха Цокотуха». Трудно поверить, но по признанию самого автора поэма сочинялась долго и мучительно, только, чтобы написать первые две начальные строчки он  просидел за письменным столом семь часов! Но видимо все творческие муки поэт-сказочник преодолел так мощно, что в поэме от них не осталось, даже паутинного следа. И эта легкость повествования, свободная фантазийность теперь передается всем, кто сегодня берется за постановку этой сказки «из жизни насекомых». Спектакль казанского театра кукол «Экият» достойно подтвердил это правило! Посмотрим, что же в нем нам открылось?

Жизнь Мухе удалась! Счастье цветет,  как весенний луг! К тому же «Муха-Цокотуха» нынче именинница. Удача в день рождения обычная и самая подходящая вещь.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Цветочное поле – это маленькая жизнь,  а базар – ее средоточие. Туда и отправилась наша Муха за самоваром. Почему за ним? А какой праздник без чаепития, а следственно, и без самовара? То-то же! Самовар сияет. Жизнь кипит! Все многорукие и многоногие «козявочки» собираются на день рождения к восторженной Мухе. Пир идет горой, поднимается к небу цветочным столбом!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые -

В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

Подарков не счесть, «чай с молоком» льется рекой, крендельки ломаются со звуком выстрела, смех, возня, шумные песни. И никто не заметил, как черный, заплесневелый от старости «паучок» подполз к мухе, потерявшей от счастья голову, схватил ее и уволок в темный угол. Никто из «букашек» даже пикнуть не успел! Все разбежались и попрятались кто куда! Трусишки неблагодарные! Дети в зале не на шутку разволновались! Что будет с главной героиней праздника? Нешуточное дело – серый лохматый паук чахнет над нашей бедной Мухой. Жуткое зрелище! Но только «недолго музыка играла, недолго  умник танцевал!» Из сияющих недр сцены вылетел «Маленький Комарик» и спокойно, без суеты и  слезливых «разговоров по душам» с главным отрицательным персонажем, вынул саблю раза в два больше по размеру себя самого «и на всем скаку голову срубил пауку». Злодей бесславно погиб и больше о нем никто и никогда не вспоминал. Больно надо, правда? Смысл сказки простой и емкий: несильных, но веселых обижать нельзя! У них обязательно найдутся храбрые могущественные защитники. Это почти притча про артистов. Они тоже не весьма сильные, ранимые, чувствительные, но берегись тот, кто «зубы острые в самое сердце их вонзает и кровь у них  выпивает». Искусство и «злодейство» не совместимы, возмездие придет «с маленьким фонариком» и «отрубит голову» саблей творческого вдохновения!

 

Звучат фанфары! Снова раздается дружный смех глазастых насекомых, всеобщее ликование! А дальше, после битвы со злом, разумеется, свадьба. Победителю достается главный приз праздника - Муха-Золотое брюхо! Начали «за здравие» именинницы и закончили «во славу» крепкого брачного союза двух недолговечных счастливцев Комарика и Мухи. Звучит свадебный гимн. Танцы до упаду!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

Все в спектакле выстроено логично, просто и цветасто. Добро окончательно победило зло, «комар носу не подточит», праздник одолел житейскую скуку.  Супруги Комар и Муха наслаждаются шумным весельем в свою честь. Гости - «букашки» не жалея «лаптей и каблуков» лихо пляшут на сцене и поют. И что с того, что праздник этот по нашим меркам крохотный, «козявочный», для человеческого глаза неприметный. Кто веселится-то? Да мелкота, всякие там «букашки-таракашки», муравьи, да мотыльки, существа ничтожного уровня жизни!  Пусть так, но совершенно не важно, какого размера радость, главное, что она есть! А у вас, больших человеков, она имеется?

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, -

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Театр кукол из Казани «Экият», что, кстати, с татарского переводится как «сказка», подарил на фестивале театров кукол «Вятка – Город Детства» нашим  маленьким зрителям сердечный, красочный спектакль по одному из самых глубоких, с «двойным дном»,  произведений детской литературы. Спасибо вам, казанские артисты, ждем вас на наш следующий фестиваль!

 «Как хомячок Самсон солнышко искал», Омский театр кукол «Арлекин»

(Спектакль-игра)

Сюжет показанной сказки укладывается в несколько коротких предложений. Хомячок любит играть в прятки с солнышком. Однажды он так хитроумно спрятался, что, когда выглянул из своего тайного укрытия, то нигде не смог солнышко найти. Он начинает его искать сам. В поисках ему помогают: Светлячок, Жаба, красавица Летучая Мышь и Сова.  Проходит ночь. Наступает утро и хомячок находит солнышко. Но так рассказать о спектакле омского театра кукол, это значит, ничего путного не сказать! Это как раз тот самый случай, когда самая простоватая сказочка расцветает на сцене чудесным цветком фантазии и любви к маленькому зрителю.

Спектакль еще не начался, а милая, уютная, сказочная атмосфера уже по-домашнему окутала сердца. Зрителям открывается на сцене: книжная полка, лампа под зеленым абажуром, стол,  «шкап», настенные часы, фотография в рамке бабушки с внуком. И бабушка, сидящая спиной к зрителям. Похоже, чтобы сказка началась, ее нужно разбудить. Так и есть! Осторожно расхаживающий перед сценой в мягких тапочках Внук, просит зрителей помочь бабушку отрешить от сна. А как? Он предлагает представить, что мы большие листья деревьев и сильно-сильно подуть, словно ветер прошел по листве и получился звук: ши-ши-ши… Но это почему-то не помогло. Тогда Внук попросил представить, что мы капельки дождя. Тук-тук – застучал дождик, но и этот звук на бабушку никак не подействовал. Пришлось внуку самостоятельно куковать. И бабушка проснулась!

- Здравствуй, бабушка! – сказал он. – Я приехал к тебе в гости, смотри, сколько друзей я привел сегодня с собой!

И обвел рукой зрительный зал. Так мы все нежданно-негаданно оказались у бабушки в гостях! Бабушка была нам очень рада и предложила испить чаю с баранками, но Внук попросил обождать с чаем и лучше рассказать свою любимую сказку «Как хомячок Самсон солнышко искал». Не раз и не два, обращаются артисты к залу во время спектакля, то подобрать клубки, то сделать из ладошек дорожку для хомячка, то помочь по кочкам перебраться ему через болото, то погладить скромницу Летучую Мышь, а то и приободрить главного героя Самсона в его поисках солнышка. Поэтому спектакль можно назвать интерактивным, но как-то не хочется определять, то душевно-ласковое общение артистов с маленькими зрителями этим модным, электронным словом.

Вся бутафория в спектакле «стреляет», ни один предмет не стоит просто так. Шторка превращается в звездное небо. Шкаф – местом, где скрывается Летучая мышь. Люстра становится солнышком. Стол – ширмой. На сцене нет ни одной лишней детали. Все предельно лаконично и готово к мгновенному перевоплощению. И не только предметы, даже бабушка на некоторое время, надев на голову светящийся ободок, превращается в бледно-синюю луну. Да так здорово, что сразу и не узнать! Кукловождение артистов ненавязчивое, игровое, оставляет самое приятное впечатление, словно ты, действительно, находишься в домашнем театре, где никто тебя не хочет поразить техническими сложностями и замысловатыми конструкциями кукол. Все предельно просто, но эта простота художественная, выверенная долгим творческим опытом.

Однако не стоит думать, что в спектакле нет места театральному богатству, удивлению прекрасно выполненной кукле. В конце сказки, когда хомячок Самсон, приближается к жилищу Совы Софии, на сцене в зал открывается обычная дверь и зрители восторженно ахают! За ней начинается темный лес, а сама дверь превращается в объемное дерево, с сидящей на верхнем суку белой совой в натуральную величину. В первое мгновение, вообще, кажется, что она живая и спит! Но это просто замечательная работа художника Ольги Устиновой и бутафоров!

Диалоги в спектакле, вопреки ожиданиям, далеко не тривиальны. Они остроумны, загадочны, а порой и мудры.

Хомячок Самсон. А вдруг Сова проснется и съест меня? Пусть, ведь я хочу найти солнышко!

И Сова просыпается.

Сова. Ты вкусный!

Хомячок Самсон. Я хочу спасти солнышко!

Сова. Ты храбрый, раз хочешь его найти! Спрашивай!

Хомячок Самсон. Где солнышко?

Сова. Здесь.

Хомячок Самсон. Где это здесь?

Сова. Везде. Прощай!

Почему «прощай»? Солнышко вот-вот должно было «найтись». Утро уже наступило. За поисками хомячок и не заметил, как миновала ночь. Пора и тебе, отдохнуть храбрый хомячок Самсон. Прощай, добрых тебе снов!

Вот как в русско-народной сказке «Волк и семеро козлят» ребенку, в самом малом возрасте, становится доступно понимание, что зло не просто скрывается под маской добра, а очень часто говорит с тобой голосом самого родного человека – голосом матери; взывает к самым твоим сокровенным чувствам, чтобы ты впустил его в свое сердце: «Бежит молочко по вымечку, да во сырую землю». Вот точно так же в сказке-спектакле «Как хомячок Самсон солнышко искал» до самого маленького зрителя доносится глубокая мысль: если ты ищешь истину-солнышко, то ты ее обязательно найдешь! В поисках солнечной истины, мы находим новых друзей, набирается жизненного опыта, становимся другими. В этих ночных приключениях, наша душа, символически данная в образе милого хомячка Самсона, преодолевает страх смерти (встреча с Совой). Она готова погибнуть, но обрести Правду- солнышко. И радостно, что поиски Истины не будут бессмысленными и безнадежными, ведь солнце обязательно взойдет, Истина непременно будет воспринята! Вот в чем штука! Спектакль вырастает до уровня философской притчи. Он утверждает в мире наличие абсолютных ценностей, таких как Свет, Любовь, и Милосердие. Обретение Истины на земле возможно, нужно только дождаться…утра. И еще. Следует добавить, что все эти мысли вряд ли смогли бы появиться у зрителей, если бы не прекрасная игра артистов, да они и не играли. Они жили на сцене вместе с нами, проживая все перипетии ночных скитаний хомячка, пусть и прозвучит это немного смешно, как родного и живого существа. Приходя на такие спектакли, ты еще и еще раз убеждается, что театр кукол, действительно, «искусство оживающих кукол». И именно поэтому он будет радовать и будоражить воображение и сердца зрителей всегда!

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Фестиваль театров кукол «Вятка – Город Детства» завершился. Церемония награждения победителей состоялась 28 сентября 2014 года в 16.00 в большом зале театра. Целых пять дней  на нашей сценической площадке шел показ спектаклей десяти высокопрофессиональных театральных коллективов из разных регионов России. Участники и гости фестиваля в количестве почти ста человек прибыли в наш город из Казани, Омска, Набережных Челнов, Кстово, Тюмени, Костромы, Белгорода, Балашихи и Ижевска. Они высоко оценили творческую теплую атмосферу фестивальных дней, возможность представить свой театр на  сценической площадке, оборудованной  самой современной театральной техникой.  Коллективы театров отметили, что организация фестиваля была на достойном  уровне. Благодарно, с душой принимал весь коллектив нашего театра участников театрального праздника на Вятской земле. Проведение фестиваля, конечно, потребовало от нас серьезных, но оправданных усилий. Работу театральных коллективов на протяжении всех пяти фестивальных дней оценивало именитое  жюри из пяти человек:

- Ольга Леонидовна Глазунова, ведущий российский театральный критик, ответственный секретарь Комиссии СТД РФ по театрам для детей, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ, член экспертной комиссии Международного театрального фестиваля «Золотая маска» (г. Москва)

-  Валерий Николаевич Шадский, художественный руководитель Рязанского областного театра кукол и Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», член Международного совета Международного союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (г. Рязань)

-  Нина Валерьевна Монова, заведующая литературной частью ГАЦТК имени С.В. Образцова, президент европейской комиссии Международного Союза деятелей театра кукол (UNIMA), заслуженный работник культуры России (г. Москва)

Смирнова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

- Анна Федоровна Некрылова, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств, театральный критик, заместитель председателя комиссии по делам кукол Союза театральных деятелей Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).

Члены жюри принимали самое живое участие не только в обсуждении  фестивальных показов. Они проводили мастер-классы по кукловождению и сценической речи, читали лекции по актерскому ремеслу,  активно общались с журналистами, посещали многие культурные мероприятия, организованные для всех участников в течение всего театрального праздника.

В большом зале театра кукол в 16.00. состоялось театрализованное  закрытие фестиваля. В зале присутствовали учредители фестиваля,  многочисленные гости и участники. В течение всего вечера сцену украшал  детский хореографический коллектив «Шоу-Дэнс», руководитель Александра Лалетин, а «подогревали» всех собравшихся выступления театров-гостей. Они пели народные песни, в том числе и на удмуртском языке, весело плясали, делились опытом, полученным на фестивале.

А лауреат из Белгорода, артист Павел Роднин изумил зрителей пламенно-страстным танцем со жгучей брюнеткой. Он был неподражаем, дик, нежен. Партнерша была ему под  стать: она шустро повторяла все движения, томно улыбалась залу, и, вообще, вела себя как самый настоящий человек, хотя это была просто… кукла в человеческий рост. Вот оно настоящее искусство, живое волшебство артиста-кукольника! Наш театр кукол на правах учредителя фестиваля показал  веселую сценку по мотивам  спектакля «Русская борзая».

В торжественном мероприятии приняла участие Шакина Анна Владимировна, заместитель главы департамента культуры Кировской области - начальник отдела государственной культурной политики. Она сердечно поблагодарила гостей нашего города – театры кукол - за возможность увидеть их творчество, за подаренную детям и взрослым радость общения с миром «искусства оживающих кукол».

Ведущие торжественный вечер, артисты Владимир Хлопов и Надежда Чеблукова, по мере оглашения победителей, приглашали на сцену членов фестивального жюри. Они и награждали поочередно победителей дипломами лауреатов и памятным спецпризом фестиваля - «Петрушкой». В награждении дипломантов подарками, так сказать, собственного изготовления» стал сопричастен наш постоянный спонсор – фабрика игрушек «Весна». Их вручала каждому победителю директор фабрики Ольга Юрьевна Доротюк. Из рук этой очаровательной женщины и опытного бизнесмена получить подарок было, похоже, вдвойне приятно.  Итак, номинанты были объявлены во всеуслышание.

В номинации «Лучший спектакль» (Гран-при фестиваля)  победил спектакль «Бобик в гостях у Барбоски», режиссер Антон Нестеренко, Тюменский театр кукол.

В номинации «Лучшая актерская работа»  за роль Ведьмы в спектакле «Терёшечка» был награжден артист Павел Роднин, Белгородский театр кукол.

В номинации «Лучшая актерская работа»  за роль Привидения в спектакле «Кентервильское привидение» был награжден артист Владимир Хлопов, Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева.

В номинации «Лучшая актерская работа»  за роль Бабушки в спектакле созданном совместно с "КУЛЬТПРОЕКТОМ" «Как хомячок Самсон солнышко искал» была награждена артистка Нина Исаева, Омский театр кукол «Арлекин».

В номинации «Лучшее художественное оформление спектакля» победила Александра Ковальская, художник спектакля «Терёшечка», Белгородский театр кукол.

В номинации «Новация фестиваля» победил спектакль «Ой шли, да пройшли…», «Маленький театр кукол», Г. Балашиха.

В номинации «Лауреат профессиональных зрительских симпатий» победил спектакль «Как хомячок Самсон солнышко искал», Омский театр кукол «Арлекин».

Награды в номинациях за «Лучшую режиссуру» и «Лучшее музыкальное оформление» жюри единодушно решило не присуждать.

Специальный приз № 1 фестиваля «За идею и творческое воплощение фестиваля «Вятка – Город Детства» получил Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева.

Специальный приз № 2 фестиваля «За эпизодическую роль Кролика в спектакле «Винни Пух» получил артист Михаил Логинов.

Специальный приз № 3 фестиваля  «За точное соответствие девизу фестиваля»»  получил спектакль «Как хомячок Самсон солнышко искал», Омский театр кукол «Арлекин».

 «Я хочу признаться в своей давней любви к Кировскому театру кукол, – в заключительном слове сказала председатель жюри Глазунова Ольга Леонидовна, - Я знала еще основателя театра Анатолия Анатольевича Афанасьева. И я сегодня рада, что кировский театр кукол не теряет чести носить имя этого замечательного артиста, режиссера и человека.  С каждым новым фестивалем творческий опыт вашего театра будет возрастать, ваши спектакли будут становиться все лучше. Счастье, что мы кукольники, имеем возможность встречаться на фестивалях, учиться друг у друга и общаться. У нас есть в жизни  такая отдушина. Давайте же любить свое дело и куклу!»

Как и два года назад, премии победителям II фестиваля театров кукол «Вятка – Город Детства» были предоставлены фабрикой игрушек «Весна», которая остается самым главным и, что немаловажно, внимательным и отзывчивым деловым партнером Кировского театра кукол им. А.Н. Афанасьева. Хочется выразить за все это искренние слова признательности и благодарности генеральному директору фабрики игрушек Ольге Юрьевне Доротюк.

На этом Второй фестиваль театров кукол «Вятка – Город Детства» завершил свою работу. Гости и участники фестиваля  попрощались с гостеприимным театром кукол имени А.Н. Афанасьева, с Вяткой, ставшей для них символическим «Городом Детства». Пройдет два года.  Фестиваль  вновь поднимет праздничный флаг. Сердца наполнятся радостным ожиданием. Будут новые  встречи, новые творческие свершения и спектакли. Будут новые победы и удачи.

Все будет заслуженно и хорошо!

 


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499