ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: ДЕНЬ ПЕРВЫЙ



19 сентября IV Международный фестиваль «Вятка -Город Детства» на большой сцене открылся спектаклем «Матрёнин двор» Владимирского театра кукол. Спектакль создан по одноименному произведению Александра Солженицына.

Режиссер-постановщик Марина Протасова кропотливо изучала жизнь писателя, описанную в «Матрёнином дворе», знакомилась с местным диалектом и укладом жизни и постаралась максимально сохранить суть самого рассказа.

Марина Протасова:

– Поскольку в этой истории много мест действия, мы должны их менять. Тогда и был найден прием железнодорожных рабочих, которые из-под завалов буквально вытаскивают на поверхность всю эту историю. Историю русской праведницы.

И это на самом деле так.  Перед спектаклем занавес открыт. Зрители видят на сцене железнодорожные столбы с фонарями, какие-то обломки, хлам, сваленный в кучу. Но вскоре, когда на сцене появляются актеры, из этого разрушения, хаоса мира герои спектакля воссоздают «Матренин двор» ­ – символ России, русской жизни.  

«Я кроме пожара и поезда ничего не боюсь!» - говорит Матрена в начале спектакля. И, правда, чего ей бояться? Война была, голод был, храмы разрушали, дети у ней все умерли, живет одна, тянет свой бабий век. В словах Матрены нет фатализма, а есть простая мудрость человека, прожившего на земле много лет.

Удивительно это превращение хаоса, разрозненных железнодорожных вещей в теплый и домашний мир Матрены. Опустили стенку вагона и уже это не вагон, а стенка в деревенском доме, где живет Матрена с белой козой и старенькой кошкой.

А Матрена не молчит, она поет, поет весь спектакль, ее голос слышится даже тогда, когда земная песня ее трагически обрывается на переезде.  

В спектакле музыкальное сопровождение пьесы особенное - одноголосное, напевное, музыкальное, как и вся русская речь. За основу взяты песни Ольги Сергеевой, известной псковской исполнительницы народных песен.

Исполнительница главной роли Матроны актриса Марина Вахтанина:  

– Солженицын — сложный материал. Когда ты пытаешься впихнуть большой объем эмоций и переживаний в маленькую куколку — это дорогого стоит. Драматический актер сразу выпускает эмоцию в лицо зрителю. А нам сложнее тем, что мы должны направить эмоцию в куклу. Нужно, чтобы все перешло в куклу, чтобы создалось впечатление, что это кукле плохо, что она мучается, страдает. Кукла же не меняет мимику, но должно быть ощущение, что она плачет, смеется.

Актеры работают на сцене в черных телогрейках, нет, лучше сказать – в душегрейках, на головах у мужчин шапки-ушанки, у женщин традиционно темные платки. Это добавляет аутентичность спектаклю. Они там «свои», они там, словно и не актеры, а часть единой судьбы одинокой праведницы Матрены.

И такое рождается чувство, буквально, с первых минут спектакля, что Матрена живет не в деревне, а прямо на станции, на перекрестке, в двух шагах от смертного переезда. Ясно, что это символ. Так внутри себя живет, чувствует по мысли автора рассказа А. Солженицына почти каждая русская женщина. Режиссер- спектакля Марина Протасова ярко выделила эту мысль, поместив дом Матрены, словно на перекресток бытия.

Из обломков строят на сцене актеры мирную жизнь Матрены, ее двор, пространство для души и тела. Как это вышло и у ней самой. Но разве будет такой двор прочным и долговечным? Не на песке ли он построен?

И врывается в зал страшная (в контексте судьбы Матрены) песня: «Наш паровоз летит вперед, в коммуне остановка!» Вот-вот, под колесами этого самого «паровоза», в угоду, которого жизнь миллионов людей положили, никого не жалея – и погибла Матрена, как малый колос, как часть революционной  Жатвы, перемололи жизнь ее железными колесами.  

Маленькая, хрупкая, беззащитная куколка-марионетка Матрены и огромный, холодный, враждебный мир вокруг нее. Что стоит государству-колоссу раздавить ее? Даже и не заметит. Кукольность домашнего мира Матрены жестко противопоставляется в спектакле беспощадному космосу летящего вперед Железа!  Очень здорово получилось!

А писатель Солженицын все сидит на сцене за столом-доской, то ли гробовой, то ли обеденной, и все пишет, и пишет – фиксирует каждый вздох Матрены, каждое биение жилки на ее седом виске. Сохраняет в памяти своей для нас образ русской праведницы, уходящего сонма белых платочков, что на плечах своих вынесли и войну, и разруху. Все вынесли, а себя не сохранили, не пожалели.

«Шли года, как плыла вода»

Матрена всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

В спектакле много замечательных эпизодов, напомним только два из них, оставив в стороне совершенно потрясающий – смерть на переезде, в котором художественная интуиция режиссера возвысилась до просветлённой греческой трагедии.  

Очень добрый момент, когда Матрена разговаривает с Советским Радио. Диктор что-то пафосно и фанерно вещает об успехах советской науки, советских пушек и советских космических ракет. А Матрена только вздыхает, козе кивает: «Истыкали все небо своими ракетами!»

А второй эпизод связан с получением Матреной пенсионного удостоверения. 45 лет за трудодни работала Матрена в колхозе, а пенсии так и не получила. Уговорили ее соседки начать хлопотать о пенсии по потере кормильца. Много бумаг собирать пришлось Матрене. Каждый раз ходить пешком по 15-20 километров в разные советские конторы и сельсоветы, а там, то печать не туда поставят, то секретарь сидит на месте, а печати нет, так и тянули долго. Колесила бабушка, словно по кругу, как белка в колесе, а фоном по радио запись производственной гимнастики бодро звучала: «Левой, левой, раз-два, а теперь правой, раз-два, раз-два!»

Постепенно зритель спектакля понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли такое открытие радует. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? И где сейчас уже эти старухи? Где "белые платочки"? 

Отсюда — нелепо-трагический конец и рассказа Солженицына, и спектакля. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно ускорил гибель Матрены.

Но финал спектакля не трагический. Создатели спектакля подарили Матрене жизнь души! Едет душа Матрены на поезде, не боится она уже ни гремящих составов, ни пожаров, смотрит в окошко вагонное на горемычную жизнь русского человека; ни конца дороги не видно, ни конца жизни, ни края смерти. Только она вечность впереди!

«Матренин двор» – умный, сердечный спектакль по великому произведению русской литературы!  Он оставляет глубокое впечатление и дарит чувство сопричастности к истории России и к ее терпеливому, великодушному народу в лице главной героини Матрёны Захаровой.

Над спектаклем работали:

Режиссер - постановщик Марина Протасова
Художник – постановщик Наталья Крутова (г. Санкт –Петербург)
Композитор – Алексей Сидорцев

Роли исполняли:

Фаддей – актер Алексей Ложкин
Тракторист Игнатий, квартирант, Ефим – Борис Кузов
Матрена – Марина Вахтанина
Соседка, Председательша – Ольга Полищук
Соседка – Марина Протасова

Малый зал, "Каша из топора" , Саранск, театр кукол Республики Мордовия

На малой сцене в первый день фестиваля театр кукол кировские зрители увидели постановку театра кукол Республики Мордовия. Спектакль «Каша из топора» саранских кукольников по мотивам одноименной русской народной сказки получился солнечный, добрый, поучительный.

А какой он мог еще получиться, если один из главных героев спектакля был русский солдат, возвращавшийся домой после 25 летней государевой службы?

«Рядом с топорищем  всегда самая вкуснятина!»

Случайно повстречал Солдат в зеленом бору плачущую девчушку Иринку, оказалось, плачет она, сиротка, от несправедливости черствой и жадной тетки своей Матрены. Вот они какие разные Матрены-то бывают! И дворы у них разные, и сердца! Тетка эта Матрена день-деньской заставляет девочку работать по дому, а держит ее впроголодь, корками старыми кормит, совсем Иринку замучила. Узнал про такие дела Солдат и проучил скупую старуху, сварил ей кашу из топора, да еще в обмен на якобы волшебный барабан девочку вызволил, забрал ее от злой тетки.

Думаешь, вот «каша из топора», виданное ли это дело? Как старуха так могла обмануться, ведь почти целый век на земле прожила, много чего видела, узнала и вдруг поверила, что вкусную кашу можно из старой железки сварить? Причина тут может быть только одна и эту причину юные зрители видят сразу: жадность лишила ума Матрену, жадность – враг разума. Когда старуха узнала, что из топора можно кашу сварить, она жуть как обрадовалась возможной «экономии»: «У меня мешок гвоздей есть, кашу можно цельный год из них варить!»  Смешно? Конечно! Так веселым смехом над жадностью саранские актеры помогают детям понять, что скупердяйство до добра не доведет.

В спектакле «Каша из топора» три актерских работы. Солдат (заслуженный работник культуры Республики Мордовия, актер Евгений Пулов) и тетка Матрена (заслуженная артистка Республики Мордовия Наталья Королева) играют живым планом. Кукла всего одна – девочка Иринка (актриса Людмила Горинова). Однако это не делает спектакль менее кукольным, чем если бы все актеры работали куклами. Дело тут в органичной сценической жизни. Актеры Солдат и тетка Матрена общаются с девочкой Иринкой, словно с живым человеком. И через малое время зрители совершенно перестают замечать, что на сцене играет… куколка. Это и есть подлинное искусство играющих кукол. Крепко сложенный актерский ансамбль показали кукольники из Мордовии.

Но проходит время, и старуха начинает что-то понимать в себе. Сидит она напротив барабана, плачет и говорит барабану: «Дай мне воды напиться! Ты же волшебный, что жалко тебе воды? Гордый ты, барабан, скупой чурбан, безжалостный!»

Ругает Матрена барабан. Плачет в голос, что такую хорошую помощницу потеряла, на пустой барабан Иринку променяла. Тут-то и приходит к ней ясная мысль, что не только барабан, но и она сама тоже злая, бессердечная; совершается в ней сказочными путями быстрый и волшебный переворот; становится она доброй и рассудительной, щедрой и ласковой. Бывает такое в сказках, чего уж там – видели, знаем!

В финале спектакля просит прощения у Иринки бывшая злая тетка Матрена; отпускает девочку Солдат восвояси, а сам подхватив барабан, говорит: «Если тут мимо горя пройдешь, там мимо сердца плачущего пробежишь, так и сердце каменным станет!»

И летит над зрительным залом  песня «Пусть над нашей стороной солнышко сияет!»

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик - Заслуженный работник культуры Республики Мордовии  Евгений Пулов
Художник-постановщик - Заслуженный работник культуры Республики Мордовия Наталья Кочнева
Композитор Ирина Рахманова

Роли исполняли:

Солдат – Заслуженный работник культуры Республики Мордовии Евгений Пулов
Тетка Матрена – Заслуженная артистка Республики Мордовия Наталья Королева
Девочка Иринка – актриса Людмила Горинова
 

Андрей Антонов

 

<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499