ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ



 

 

Золотые деньки стоят в Кирове. Солнечно, тепло, сухо. Что еще нужно для счастья? Культурная программа? Так и она есть. Четвертый день в самом центре города проходит IV Международный фестиваль театров кукол «ВЯТКА - ГОРОД ДЕТСТВА». Сегодня зрители смогли посмотреть спектакли из Сургута и Санкт - Петербурга.  А так же спектакль нашего театра кукол «Уличный кот по имени Боб».  Его премьера  состоялась в Кирове  в июне. 

Большой зал, сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица», Сургутский театр кукол

Огромный ткацкий стан в спектакле «Госпожа Метелица» занял чуть ли половину сцены. По бокам расставлены самопрялки (это те, что с колесом), больше похожие на штурвалы кораблей. В основании ткацкого устройства – размером с хорошее бревно катушка ниток.

В легкой белесой дымке, украшенной падающими снежинками тонет волшебный мир, созданный художником-постановщиком Юлией Гамзиной. Красиво, нежно, системно. Таинственно-воздушная сценография сразу настроила на музыкальный лад. И не обманула. Четыре Пряльи вышли на сцену. У каждой на голове была светлая шапочка с небесным символом. Они запели:

Если в душе твоей сказка живет,

В театре она для тебя оживет!

Если с песни начали, то песней должны спектакль и закончить. Песенное кольцо должно сомкнуться.

Значительные размеры ткацкого станка оказались более, чем оправданы. Это не статичная декорация. Собственно, он вырастает до символа: весь мир – ткацкий стан, из нитей человеческих судеб ткется бесконечное полотно   Жизни.

В спектакле станок используется по-разному и как ширма, и как экран для теневого театра, и как инструмент для создания красивых узоров. Без него – никуда. Он художественный центр сказки, не только в глубоко сокрытом от людских глаз мире Госпожи Метелицы, но и в земных пределах, где живут герои спектакля: Рукодельница Мария, Ленивица Хильда, Мачеха Изольда. Все куклы – планшетные, каждая с хорошо вылепленным лицом и выражением, в добротном платьице. 

Ясное дело, Изольда почем зря гоняет трудолюбивую Марию на разные домашние работы, да еще заставляет ее, между бесконечными домашними делами, ткать носки.  Весь дом держится на Марии. Но Мачехе этого мало. Чтобы ублажить свою жадную и злую дочку, она дает послушной Марии такой список заданий, с которым и десять служанок не справятся. Мария это хорошо понимает, а мамаша – нет. Почему? Вроде бы взрослый человек, должна такие пустяки понимать? Но нет, не понимает совершенно! Она живет в параллельной реальности, где не знают цену времени и сил.

У маленького зрителя растет возмущение. Так нельзя, нельзя! «Мария скажи ей, откажись!» Но Мария склонив голову, послушно идет исполнять приказания Мачехи.

Противная Хильда зло радуется, хихикает, так бы и треснул ей по затылку: «Не будь злюкой!» До самого конца спектакля она останется такой грубой, невоспитанной, приземленной в своих чувствах и мыслях девушкой, ей бы поесть жирно да поспать сладко, вот и все. Но знаете, она забавная, ее почему-то прощаешь. То ли игра актрисы Анны Шараповой придает этой злючке такое очарование, то ли тут еще какой-то режиссёрский секрет. Каждый раз ждешь появление на сцене Хильды, улыбаешься. Без ее трудного характера спектакль не получился ба таким ярким.   

Одно утешение есть у милой девушки Марии, поиграть с Барашком. Но и тут ее ждет засада, случайно во время забавы она роняет в колодец свое веретено. Летит, летит веретено вниз, а ни всплеска, ни стука не слышно. Глубок колодец!

 

Мачеха, узнав о пропаже, заставляет девушку прыгать в колодец. Вот дела! Неужели она не понимает, что обрекает Марию на гибель в ледяных водах колодца? Похоже, совершенно не понимает! Она живет сиюминутной целью, поэтому дальше носа своего не видит.  В душе маленького зрителя поднимается волна сострадания к несчастной девушке и негодование на бессердечную Мачеху.

Мария прыгает в колодец. Эффектно, возвышенно поставлена сцена падения. И не падения вовсе, а полета. Мария летит, парит как в невесомости. Совсем не страшно. Ты веришь, что она не разобьётся. Немного, конечно, страшновато за девушку, но не до дрожи. И точно, Мария мягко приземляется на белоснежное покрывало. Она попала в царство Госпожи Метелицы. Ах, как хорошо! Сам бы в такой колодец с радостью прыгнул. Пройдя небольшие испытания, девушка с помощью Печки и Яблони, которым помогает в беде, находит дорогу ко дворцу Метелицы.

 

Встреча Госпожи Метелицы с Марией сделана здорово. Метелица встречает девушку в устрашающем образе великанши (трехметровая плоская кукла), говорит с ней громоподобным голосом.  Одинокая старушка прикипела к своей метельной грозной ипостаси, к заведенному протоколу встречи со всяким, кто попадал в ее снежное царство. Но, похоже, это давным-давно самой старушке жутко надоело, быстро покончив с формальностями, она выходит к девушке в своем обычном человеческом облике, радостно ее обнимает и просит помочь взбивать перину, ибо зима близко, деревья нужно укрыть снегом.

Одна из самых дивных сцен в спектакле, конечно, взбивание огромной перины Марией и Метелицей. Без высоких художественных озарений такое придумать просто невозможно. Сердце выпрыгивает из груди, смотря как медленно поднимается огромное полотно, а потом опадает, покрывая долы, леса и поля белоснежным, пушистым снегом. Кажется, что и тебя самого накрывает с головой приход первого снега, щедро укутывает все твои тревоги и печали в толстый слой мирного, безмятежного настроения.

Оставшись без помощницы, Мачеха как может ублажает дочкины прихоти, но дочке, естественно, ничего не нравится, ей нравится издеваться над матерью, капризничать, кататься по полу и орать: «Хочу! Хочу! Хочу!». А сама-то, и не знает, чего хочет. Педагог бы хороший знал: дочка хочет, чтобы ей поставили границы личной свободы.  Без этих душевных границ психика ребенка приходит в раздрай, плавает; она не находит точки опоры для психоэмоционального возрастания. Бедная Изольда, «мама-вертолет», никогда этого не поймет. А вот нам, зрителям, это хороший урок, как не надо.

Три месяца девушка Мария прилежно служит у Госпожи Метелицы, а потом просится домой, соскучилась. Метелица награждает ее за службу, осыпав ее золотым дождем с ног до головы.

Мачеха и Хильда, увидев богатство, принесенное в дом Марией, не ругают ее за долгое отсутствие. Какое там ругать, когда наконец-то у обеих появилась великая цель в жизни - стать богатыми и важными людьми за фу-фу, практически за просто так, в колодец только надо прыгнуть дочке, да пару месяцев пожить вне дома.  Что делать, хоть и без большого желания Хильда прыгает в колодец и тоже попадает в Царство Метелицы.  Говорят, наглость – второе счастье. Никому не помогла Хильда, ни яблоньке, ни печке, ни у кого не спросила дороги, сама нашла дворец Метелицы. Ничему не удивляясь, ни радуясь, пусто и лениво, можно сказать, вегетативно, прожила наглая девица какое-то время во дворце Метелицы; как и в земном доме, только спала, ела и о богатстве мечтала. Ничего ее не восхитило, не воодушевило; никакая красота не коснулась ее отолстевшего сердца.  Это драма души. От себя не убежишь. Козел, он и в Африке козел. Вот попала Хильда в прекрасное, дивное место, полное просто нечеловеческой красоты, а что отразилось в ее пустых глазах? Ничего, там темно. «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть!» (Шекспир). Вот я говорю - душевная драма. И  одно театральное искусство эту черную немощь не одолеет.

 

С пустыми руками, обмазанная сажей, возвращается Хильда в родной дом. Мать в шоке, но помочь не может. Разве одно зло может очистить, убелить другое зло? Нет, говорят нам создатели спектакля, зло, любую душевную черноту, видимым проявлением которой стала черная одежда Хильды и Изольды, можно очистить, исторгнуть только чистой, белоснежной добротой, только так, никак иначе: «если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Тогда придите - и рассудим».  Вот и «рассудила» наших героев сказка братьев Гримм. Мы снова приложились к прекрасному: любовь и доброта ведет всегда к победе. Для них создано счастье, ибо они способны его находить прежде всего в самих себе, в своей доброте и милосердии. Поэтому совершенно неудивительно, что в финальном твисте, как ангел из музыкальной шкатулки, появляется прекрасный принц и предлагет Рукодельнце Марии руку и сердце.

А что  же маленький зритель? А он рад до ушей и хлопает, что есть мочи актерам!

И еще:  так уж получилось, никто нарочно этого не устраивал, но сегодня на сцене кировского театра кукол была показана еще одна сценографическая работа  талантливого художника-постановщика Юлии Гамзиной в спектакле «Уличный кот по имени Боб». 

Малый зал, Н. Шувалов «Подарок для мамы», Baby-Театр «Тутти», Санкт-Петербург

Одна из главных задач воспитания – это научить ребенка самостоятельности, однако нужно это сделать так, чтобы он не отверг, а воспринял родительский опыт и знания, смог в дальнейшем их творчески развивать и воплощать.  Но как его этому научить? Это не менее важный вопрос, чем шекспировский «быть или не быть?» А еще точнее – первый по значению! Художественным ответом на этот непростой вопрос в некотором смысле и является спектакль «Подарок для мамы». Он адресован для самых маленьких, но очень внимательных зрителей.

Теплые, красочные, «мамины», словно домотканые, декорации деревьев в лесу, травинок, одуванчика. Все цвета чистые, ласковые. Сразу хочется забраться на сцену и потрогать, согреться их теплотой, мягкостью, дунуть на одуванчик. Плавные, закругленные линии предметной среды, как у дымковской игрушки, действуют на ребенка успокаивающе; маленький зритель уютно устраивается в кресле с мамой и смотрит спектакль с большим вниманием.  Это очень правильные декорации для бэби-театра. Они гармонизируют психоэмоциональное состояние городского дошкольника, часто гиперактивного и задерганного массмедиа. 

На вершине каждого деревца -  веселое солнышко. И это тоже мудро, так чувствует, переживет мир здоровая душа ребенка. Всюду свет, тепло и сухо, никакого мрака и холодной сырости.

А в самом центре сцены (в финале спектакля) восходит радуга, величайший символ мира для всего человечества; архетипичный символ, соединяющий небо и землю навсегда, вселяющий надежду в каждого, что небо и земля нерасторжимы.

А что спектакль?

Начинается спектакль. На сцену выходит обаятельный долговязый Вася в очках и миниатюрная Муся с веселыми глазами. Оба в зеленом с ног до головы. Почему так? Это понятно ребенку, раз мы в лесу, значит, все должны быть одеты аутентично природной среде.

Вася и Муся рассказчики. Они в динамичной, интерактивной, отчасти музыкальной форме рассказывают малышам простую историю: Божья коровка по имени Зюзя (так, видимо, с любовью ее называет мама), решив, что сможет самостоятельно найти подарок для мамы, пошла в лес и потерялась. Ветер виноват, унес кроху далеко от дома.

Потерялась Зюзя! Сердце сжимается, слезки на колесках.  Но Вася и Муся сразу успокаивают детвору, ничего, дескать, страшного, ей помогут, Зюзя обязательно найдется. В театре чуть постарше такой ход мог стать провалом для спектакля; спойлером, который мог загубить весь зрительский интерес. Но в бэби-театре этот предупредительный прием просто необходим. Нельзя оставлять одного ребенка в темной и холодной комнате. Аналогия понятна.

Маленькие зрители вздыхают облегченно. Они видят, слышат, к ним обращаются с вопросами, актеры с детьми спокойно взаимодействует по ходу спектакля. Интерактив здесь становится не только театральным приемом, а способом научить ребенка лучше себя чувствовать, понимать границы своего тела, а, следовательно, в недалеком будущем и статус своего «я», тайну себя самого перед лицом космоса. Например, это происходит в простой игре «найди свою улитку».  Ребенку предлагают сложить лодочкой одну ладонь и накрыть ее другой. У каждого получается улитка, каждый ребенок радуется, что из его тела можно создать улитку, паучка, птичку, много разных живых существ, что, несомненно, делает для него земной мир родней, ближе и дороже. Ибо, как известно, «своя рубашка ближе к телу». 

Не затягивая действие, не утомляя детей долгими диалогами персонажей, рассказчики Вася и Муся, живо, но без сценографической суеты и мельтешения, вместе с детьми знакомят Зюзю с лесными жителями – Милейшей Гусеницей, Трудолюбивым Отрядом Муравьев, Рефлексирующим Пауком и Самодостаточной Улиткой. Каждая встреча приносит маленькому зрителю радость, ибо это радость узнавания чего-то нового в жизни. 

Дети ни на минутку не сомневаются, что спектакль закончится благополучно – Божья коровка обязательно вернется домой, найдя для мамы самый лучший подарок! Ведь зачем самой лучшей маме в мире дарить не самый лучший подарок? Так чувствует душа ребенка, этим миром она живет, возрастает в душевной крепости, становится сильной и отзывчивой, умеющей любить и сопереживать.

Сценографически спектакль выстроен немного наивно и лаконично, но сделано это не по причине малой фантазии такого мастера, как Николай Боровков, обладателя премии «Золотой софит», а для того, чтобы не отвлекать малышей от главной линии сказочного сюжета. Художественный лаконизм спектакля тонко направляет движение ума и сердца маленького человека и помогает ему воспринимать сценическое действие целиком и полностью. А это как раз и нужно!

Домашний, уютный, теплокровный спектакль «Подарок для мамы» –  приглашение к разговору о границах самостоятельности и путях самоидентификации в социуме, о способах искреннего диалога с ребенком, вот именно в такой наивно-упрощенной художественной форме. Разве говорить об этом нужно только с глубокомысленными складками лбу и поджатыми губами?  Ибо творческое кредо театра кукол было и навсегда останется: развлекая - учить, а поучая не забывать о радости жизни!

В фестивальной афише напротив спектакля «Подарок для мамы» значится: «0 +». У наших зрителей-родителей, несомненно, есть вопрос: насколько эта «нулевая» театральная практика будет востребована и полезна лично для моего ребенка?

Уверен, что ответ после просмотра спектакля Baby-театра «ТУТТИ» у родителей сложился сам собой: как прекрасно, что наконец-то театр кукол повернулся лицом к самому своему маленькому зрителю! Но тут нужно сказать несколько общих слов, чтобы понять, как эта театральная традиция появилась и достаточно быстро обосновалась в театре кукол.

О спектаклях «0 +»

В российском обществе до недавнего времени, видимо на основании советских педагогических шаблонов, ребенок считался готовым к восприятию искусства в возрасте от трех лет. Но новейшие педагогические и художественные практики, включая практики театральные, обращены к детям до трех лет.

Современный театр для самых маленьких - не пустое развлечение, но способ познания мира через искусство. Такой театр развивает в младенцах готовность к активному познанию мира и строится на бесконфликтной драматургии, готовя детей к положительному восприятию действительности. Во всем мире его называют бэби-театром.

Малыши в возрасте от 0 до 4 очень любят играть. И это отличный повод придумать для них свой, основывающийся на импровизациях, театр. Расцвет его произошел не в последние годы, как считают многие, а около 30 лет назад. В бэби-театре детская забава переплетается с чистой театральностью и дарит зрителям положительный эмоциональный опыт. Красочные, но лишенные сюжета представления, бросают вызов классическим моделям спектаклей для детей. Театр возвращается к своим первоосновам, в пространство сотворчества.

Шаловливость, баловство, свободная импровизация, веселость и неконтролируемый полет фантазии – то, что свойственно малышам и что необходимо всем, кто занимается бэби-театром. Дети способны воспринимать искусство и без долгого эстетического воспитания. Стоит посмотреть на театр немного под другим углом, и вы увидите, что многие детские спектакли состоятельны художественно. 

Сегодня для карапузов появляется ежегодно более 500 представлений по всем миру, включающих оперу, балет, комедии и даже постановки по Шекспиру. Однако количество спектаклей не означает признание жанра. Некоторые критики продолжают спрашивать: «Разве не с трех лет ребенок начинает воспринимать театр? Разве отличается ваш бэби-театр от обыкновенных занятий по развитию?». Отвечаем: «Нет, не с трех, значительно раньше. И да, от занятий по развитию хороший бэби-театр отличается сильно».

Критическая риторика основана на стереотипах: театр – место для взрослых, «невинность» ребенка может быть испорчена искусством, дети не способны воспринимать условность. На самом деле малыши не уступают взрослым в многих способностях, а даже опережают их. Дети от рождения расположены к чуткому эстетическому восприятию и эмоционально открыты. Они талантливее в полете фантазии, в импровизациях и в творческом взаимодействии.

Консерваторы спорят, что детский театр должен готовить маленького зрителя к пониманию «настоящего искусства». Но искусство для малышей ценно само по себе, точно так же как ценен и каждый ребенок – не только будущий взрослый, но и личность. Ханс-Тис Леманн утверждает: «Ложно весь театр по умолчанию рассматривать как театр драмы. Театр для самых маленьких полностью состоятелен, ведь он может становиться источником бесконечного зрительского удовольствия и полем для потрясающих художественных открытий».

Над спектаклем работали:

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотой софит» Николай Боровков

Художник-постановщик ¬– Александра Ковальская

Композитор – Наталья Высоких

Роли исполняли:

Божья коровка Зюзя -  актриса Татьяна Щапова

Улитка, Паук, Гусеница, Мама, Муравьи -  актер Никита Виноградов

Большой зал, Д. Боуэн «Уличный кот по имени Боб», театр кукол имени А.Н. Афанасьева, г. Киров

Реальная история, воплощенная в спектакле «Уличный кот по имени Боб», произошла не когда-то, а в наше время, время нарастающей человеческой разобщенности, когда искренность и открытость в людских отношениях превращаются в анахронизм. Как результат многие люди сознательно выбирают одиночество – замыкая собой депрессивный круг нелюбви.

Спектакль «Уличный кот по имени Боб» создан по мировому автобиографичному бестселлеру Джеймса Боуэна.  В спектакле, как и в книге, два главных героя – Джеймс Боуэн (актер Владимир Хлопов), уличный лондонский музыкант, и рыжий Боб (актер Сергей Трусов), уличный лондонский кот. Поэтому художественный лаконизм сценографии спектакля аутентичен рассказанной истории. В пространстве, где два живых существа увидели, встретили другу друга не должно быть много вещей, но все же одна вещь, один сценический артефакт выделяется своей особой символикой. Это часы на лондонской башне со знаменитым колоколом Биг Бен. Часы, как намек, что время неумолимо, что не нужно терять драгоценные минуты жизни на всякую чепуху. А декорации, сделанные из настоящего листового железа отлично подчеркивают жесткость, негибкость, статичность нашего мира, из границ которого вырваться невероятно сложно, собственно, как и из стальных тисков времени.

И на фоне этого железного мира и неумолимого времени – два теплых, слабых, одиноких существа, наивно-прекрасных в своем желании видеть в мире только хорошее, разыгрывают свою последнюю карту – разорвать оковы времени, прорваться через железные преграды века и найти свой путь к тихой свободе, к земной радости.  И у них получается!  Конечно, путь этот был непростой, множество препятствий пришлось преодолеть музыканту Джеймсу и коту Бобу, прежде чем они стали неразлучными друзьями.

И если в самом начале истории домашний кот Боб, впервые попав на шумные и опасные улицы Лондона, делает вывод, что все люди делятся на тех, кто кормит и на тех, кто тобой «кормится», то в конце он к этому печальному выводу прибавляет еще одну константу, которая разрывает жесткую двоицу. «В мире еще есть Джеймс!» - радостно восклицает Боб.

Другими словами, мир – это не только место, где мы должны выживать и бороться за место под солнцем, в нем есть и такие удивительные вещи, как дружба, бескорыстие, глубокое взаимопонимание и верность! Не нужно отчаиваться и считать себя лишним, оглянись, может быть, за ближайшим углом тебя уже ждет тот, кому тоже нужна помощь, кто готов стать твоим другом.

Ты – не одинок. Тебя любит кот. Держись за хвост!

Каждая сцена в спектакле органично продолжает следующую, ведь по замыслу режиссера-постановщика Ролана Боннина логика дружбы сильнее времени и земных обстоятельств. Да, жизнь преподносит неприятные сюрпризы, неожиданные повороты судьбы действуют центробежно, но все можно преодолеть, если в тебе есть решимость вопреки всему защитить того, кто откликнулся сердцем, кто может стать для тебя частью твоей новой жизни.

Главный герой Джеймс так и поступает, он чувствует, что встреча с котом Бобом, возможно, это его последний шанс вырваться из тяжелого круга одиночества и отчаяния. Он, буквально, хватается за хвост, чтобы не погибнуть. В каждой сцене, в каждом движении куклы Джеймса актер Владимир Хлопов передает это щемящее чувство возможной и непоправимой утраты.

Зрители видят, как постепенно из отстранённого и   невеселого персонажа, Джеймс превращается в заботливого и деятельного героя; человека, которому есть, что терять, готового защитить своего четвероного друга и от клыков страшной собаки, и от уличного хулигана, от любой жестокости и несправедливости. Например, чтобы кормить и содержать Боба музыкант Джеймс устраивается продавать на улице газеты. И это его ничуть не смущает, ради маленького друга Боба он согласен на все, согласен попрощаться даже с гитарой. Спектакль «Уличный кот по имени Боб» получился не просто сюжетным пересказом книги, в нем абсолютно нет ничего однобокого и иллюстративного. Театральный формат придает героям   книжного произведения не только объем и выразительность, режиссер-постановщик Ролан Боннин и художник-постановщик Юлия Гамзина нашли особые красноречивые средства, чтобы история Джеймса и кота Боба обрела самостоятельное и свободное дыхание.

Трудно выделить художественное достоинство какой-нибудь одной сцены в спектакле, любая из них впечатляет чем-то своим, весомым и запоминающимся, но отдельно хочется вспомнить все сцены в бедной комнатке Джеймса.   Создатели спектакля поместили комнатку уличного музыканта в футляр от гитары! Получился кукольный домик под лондонским фонарем. Таким символичным образом они крайне удачно подчеркнули внутреннюю бездомность, временность пребывания Джеймса в пространстве большого города.

Непросто было осуществить идею комнатки-футляра, для этого пришлось к двум большим куклам Джеймса и Боба, добавить еще и маленькие копии главных персонажей.   Всего для спектакля создали 16 планшетных и паркетных кукол: Судьи, Полисмена, Скандальной дамы, Бабушки, Медика, Газетчика и других. Есть в новой постановке и актеры живого плана в масках, олицетворяющие равнодушную конформистскую толпу.  В итоге, через взаимосвязи актеров живого плана с куклами, конфликт между протагонистом Джеймсом и современным миром удалось показать нервно и наглядно. 

Человек живет в футляре, но только футляр этот не чеховский, в который человек затолкал себя сам, а бытийный, судьбоносный, где человек, словно заживо себя хоронит, скрывает от всех, как драгоценный музыкальный инструмент. И никто из этого футляра не услышит его песен, музыки, стука его живого сердца. И кот Боб, впервые оказавшись в этом футляре-склепе, распахивает его, открывает настежь для Джеймса, так, что мир начинает слышать человека, а человек - безбоязненно прислушиваться к миру и петь легко и радостно.  Удивительно, что это смог сделать обычный котик, а не двуногий мудрец.  Но история Джеймса настоящая. Он ее не придумал и не приукрасил. Бывает так в жизни: иногда человеку настолько плохо, что любое человеческое внимание только ранит; любая помощь извне воспринимается, как лукавая попытка навязать тебе свои ценности, свои императивы. Я тебе помогу, а ты пригнись, встань на колени, поцелуй мою тень на асфальте. Так вот чувствуется, даже если другой человек от тебя этого не ждет и не просит.  И здесь весьма часто к нам на помощь приходят братья наши меньшие. Уж они-то точно не будут от тебя требовать социальной лояльности, сговорчивости, моральных обетов и нравственных кредитных обещаний. Домашние звери приходят в нашу жизнь и доверчиво разделяют ее с нами от начала до конца, ничего не выколачивая взамен, оставляя нам такими, какими есть. Добрые, остроумные диалоги Джеймса и кота Боба в комнатке-футляре как раз все были об этом.

Актерский состав спектакля подобран органично и точно, поэтому каждая роль оставляет у зрителей чувство достоверности и запоминается надолго. Актеры играют на сцене не сами по себе, выявляя самые значимые, выгодные стороны своего персонажа, а работают все вместе, образуя единое творческое пространство, благодаря которому происходящее на сцене воспринимается гармонично и живо.

Видеовставки и картины города, жителей, лондонских улиц, спроецированные на задний фоновый занавес, внесли в спектакль атмосферу английских реалий, заставили зрителей перенестись в эпицентр художественного действия и ощутить себя его непосредственными участниками. Это чудо создала художник-аниматор Мария Фоменко. 

Оригинальный теневой театр, использованный в некоторых сценах, помогает испытать тонкое очарование Англии, туманность ее просторов и харизматичность уличных персонажей.

Над музыкальным оформлением спектакля трудился Андрей Кормщиков.  Он использовал лучшие треки популярных исполнителей, таких как Боб Марли, британских групп «Oasis», «Radiohead», чтобы выстроить на сцене аутентичную атмосферу Лондона наших дней. Музыкальные композиции погружают зрителей в захватывающий поток сильных, искренних, а порой и весьма драматичных чувств, и мыслей.  И стоит добавить, хоть большая кукла Джеймса тяжелая и управлять ей непросто, актер Владимир Хлопов все песни, что исполняет главный герой в спектакле, поет вживую, без фонограммы.   

История Джеймса и кота Боба в хорошем смысле поучительная, но в светлом спектакле совсем нет нравоучений и суровых призывов к совершенству, нет попыток надавить на жалость или обвинить кого-то в проблемах, с которыми столкнулся уличный музыкант Джеймс. Это проникновенная история взросления главного героя, его пути к принятию себя и своего прошлого. Благодаря заботе о коте, отчаявшийся в сострадании человек, снова учится уважать себя, брать на себя ответственность, выстраивать отношения с людьми и миром. И, конечно же, спектакль о бескорыстной любви и преданности, которым стоит поучиться у братьев наших меньших.

На июньской премьере спектакля сидел школьник, лет восьми. Перед спектаклем, пока не погас свет, он увлеченно что-то рисовал в своем блокнотике. Я пригляделся. Весь блокнотик был изрисован танками, пушками, ракетами, истребителями, со страниц неслись жуткие взрывы бомб и снарядов. Но вот, когда спектакль закончился и свет в зале вновь зажегся, мальчик достал блокнот и быстро нарисовал кота Боба – усатого ангела хранителя для многих детей и взрослых!  Маленькая победа случилась!

Над спектаклем работали:

Инсценировка – Ксения Никитина

Режиссер-постановщик   – Ролан Боннин

Художник-постановщик – Юлия Гамзина

Музыкальное оформление – Андрей Кормщиков

Мультипликатор – Мария Фоменко    

Хореография - Аглая Соловьева                                                                  

Роли исполняли:

Джеймс - актер Владимир Хлопов

Кот Боб - актер Сергей Трусов

Мама, Официантка, Ветеринар, Уличный кот -  актриса Ульяна Синицына, актриса Надежда Попова

Медик, Полисмен. Уличный кот - актер Дмитрий Троицкий, актер Павел Стволов

Бабушка, Скандальная дама, Уличный кот - заслуженная артистка России Надежда Мазик, заслуженная артистка России Надежда Стрижак

Медик, Судья, Собака - актер Андрей Огородников

Хулиган, Мальчишка, Газетчик -  актер Михаил Николаев

Прохожие - Максим Котельников, Николай Байбородов


<< к списку новостей




(c) Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева»
610000, г. Киров, ул. Спасская, 22, телефон (8332) 411-499, телефон кассы (8332) 220-499